Структуралистский конструктивизм П. Бурдьё (1930-2002)




Никлас Луман (1927-1998)(аутопейзис самовоспроизводство, самореферентность это способность описывать себя)

Теории самореферентных систем, разработанных немецким социологом Никласом Луманом (1927-1998) в работе «Социальные системы».

Теория самореферентных систем – это научный подход, основанный на представлении общества как системы, элементами которой являются коммуникации, операции, уменьшающие комплексность (т.е. сложность, неопределённость) в процессе совместной жизни людей. При этом общество как система охватывает все формы социальной коммуникации, а люди относятся к окружающей среде общества.

Луман подчёркивал (в противоположность Парсонсу), что общая теория социальных систем должна строиться не на общей теории действия, а на теории коммуникации.

Согласно Луману, функцией социальных систем является редукция сложности социального мира. По мере дифференциации социальных систем в них возникают подсистемы, которые становятся автономными и воспроизводят себя аутопойетически (т.е. являются самовоспроизводящимися). Луман использует этот термин, в частности, применительно к таким системам, как экономика, политическая система, законодательная система, научная система и бюрократия. Автопоэзийные системы обладают следующими четырьмя характеристиками. 1. Автопоэзийная система создает базовые элементы, которые, в свою очередь, составляют систему. Трудно представить современную экономическую систему без денег. В свою очередь, деньги без экономической системы — всего лишь кусочек бумаги или металла. 2. Автопоэзийные системы самоорганизующиеся в двух смыслах: они организуют свои собственные границы и организуют свои внутренние структуры

3. Автопоэзийные системы имеют самонаправленный характер (Esposito, 1996). Например, экономическая система использует цены как способ обращения к себе. Подобным же образом законодательная система имеет отсылающие к законодательной системе законы: законы о том, как можно вводить в действие, применять, толковать и т. п. законы. 4. Автопоэзийная система — замкнутая система. По Луману, в таких системах индивид представляет собой часть внешней среды.

Луман утверждает, что общество есть автопоэзийная система. Оно удовлетворяет четырем вышеперечисленным характеристикам: общество производит свои собственные базовые элементы; создает собственные границы и структуры; оно са-мореферентно и замкнуто. Базовым элементом общества выступает коммуникация, которая порождается обществом. Члены общества обращаются к нему при помощи коммуникации.

Аутопойетические социальные системы перерабатывают информацию, поступающую из окружающей среды с помощью своих структур, системных операций и бинарного кодирования. Социальные системы можно описать как системы коммуникаций, конструируемые аутопойэтически посредством управления информацией, в частности, информацией об окружающей среде. Система осмысливает эту информацию, тем самым регулирует свои внешние связи, включая отношения с другими социальными системами. Социальные системы являются сложными структурами, потому что способны собирать и обрабатывать информацию о самих себе и действовать на этой основе. Способность социальных систем к накоплению самореферентного знания означает, что по мере своего развития они становятся всё более независимыми и автономными. Пытаясь справиться с угрозами, исходящими от окружающей среды, социальные системы могут саморефлексивно и критически перерабатывать информацию.

 

П. Бурдье и исследование проблем воспроизводства классового общества. Трактовка основных категорий: социальное поведение, социальное отношение, социальная структура, социальное поле, габитус

Структуралистский конструктивизм П. Бурдьё (1930-2002)

П Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий. Структурализм или конструктивизм.

П. Бурдье выделяет четыре группы капиталов. Это экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал и символический капитал8.

Экономический капитал - это обладание материальными благами, имеющими экономическую природу и помогающими занять преимущественное место в поле (товары и деньги в первую очередь)[1]

Культурный капитал -картин, книг, словарей, инструментов, машин.

Социальный капитал Бурдье определяет как совокупность ресурсов, доступных индивиду благодаря его социальным связям.

Символический капитал обозначает любой вид капитала (культурного, социального или экономического), имеющий особое признание внутри социального поля. Чаще всего символическим капиталом являются престиж, репутация и честь..

Экономический и культурный капиталы, по Бурдьё, являются двумя наиболее важными формами капитала в современных обществах. Тем не менее, в каждом социальном поле существует специфический вид социального капитала.

Габитус – ментальные и когнитивные структуры, посредством которых люди действуют в социальном мире. Габитус приобретается в результате длительного пребывания в определенном положении в социальном мире. Но люди могут иметь и несоответствующий своему положению габитус, такую ситуацию Б. называет гистерезисом Хабитус формирует язык, вкус, стиль одежды и т.

По Бурдье, социальное поле – это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.

Но вместе с тем, социальное поле – это реальные социальные, экономические, политические и др. институты, например, государство или политические партии.

Все социальное пространство неравномерно распределено во времени и пространстве и состоит из нескольких полей – поля политики, поля экономики, поля религии, научного поля, поля культуры и т.д.

Естественно, что то или иное социальное поле не может существовать без адекватной полю практики агентов: в политическое поле попадают не все, а лишь те индивиды, которые так или иначе имеют отношение к политике; в религиозное – верующие люди и т.д.

Бурдье требует введения понятия «агента» вместо «субъекта» или «индивида». Тем самым Бурдье подчеркивает активность, самостоятельность агентов,

Соц. пространство – вся совокуп. соц. агентов и отнош. между ними. Не явл. однородным, с множ. подсист. Вкл. в себя множ. соц. полей. А любое соц. поле, вкл. в себя множ. соц. практик. Чел. может проявл. свою активность в них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: