Деятельность с семьей находящейся в СОП включает три
Основных составляющих социально-педагогической помощи:
образовательную, психологическую и посредническую.
Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье ввопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
· обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения; оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
· координировать учебную помощь родителей их детям;
· выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
· обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
· изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
· организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
· оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы:
· проверка жилищно-бытовых условий семьи;
· сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
· составление плана работы с семьей;
· проведение консультаций, лекций для родителей;
· оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
· отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей;
· организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;
· помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется алгоритм:
· Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
· Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
· Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
· Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
· Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
· Изучение личностных особенностей членов семьи.
· Составление карты семьи.
· Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН, КДН)
· Составление плана работы с неблагополучной семьёй.
· Текущие и контрольные посещения семьи.
· Итоги и результаты работы с неблагополучной семьёй.
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения
Педагогическая:
· занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);
· контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;
· контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;
· консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка;
· просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.
Психологическая:
· сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
· просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
· коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная:
· индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);
· формирование у ребёнка гигиенических навыков
Правовая:
- Помощь в оформление свидетельства о рождении ребёнка
-оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;
-консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Иной вид помощи:
· занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время;
· посещение семьи по месту жительства;
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
· улучшение положения и качества жизни ребенка;
· устранение причин неблагополучия;
Оценка эффективности работы с семьей:
· соответствие проблем семьи целям, задачам и направлениям работы с данной семьей.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
· уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
· родители проявляют заботу о детях;
· дети посещают образовательное учреждение;
· уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
· семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
· в социальном окружении появились другие значимые взрослые
(родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
· семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Классный руководитель обязан представлять социальному педагогу следующие документы:
1. Характеристику на обучающегося (один раз в полугодие)
2. Характеристику на семью обучающегося (один раз в полугодие)
3.Ведомость успеваемости (по четвертям)
4.Табель посещаемости уроков (по четвертям)
5.Информацию о внеурочной занятости обучающегося (расписание занятий день недели, время)
6. Занятость в каникулы (ежедневная)
7. Информация классного руководителя о проведенной профилактической работе с семьей и ребенком. (в конце каждой четверти)
8. План профилактических мероприятий с семьей и ребенком
9. Рейдовые листы с подписью члена семьи (один раз в месяц).
Родителей или законных представителей семей СОП необходимо приглашать на совет профилактики даже если в семье прослеживается положительная динамика.