- Какие еще варианты возникновения термина «готика» вам известны?
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III—V веках.
Название "готика" происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Шпили костелов, тянущиеся в небо. Готика как вечная попытка идти вверх, подняться к небесам.
Первонач. назв. стиля в лат. источниках с 12 в. – opus francigenum (лат. – «франц. манера»), позднее (предположительно в 15 в. в Италии) был применён термин tedesco (итал. – «немецкий», в значении «варварский»). Термин «готический», наряду с tedesco, распространился благодаря Дж. Вазари, который употреблял его в негативном смысле. Пренебрежительное отношение к Г. стало меняться с 18 в. В 1-й пол. 19 в. ср.-век. иск-во 12–15 вв. отделили от более раннего периода, заимствовав для последнего из филологии термин романский стиль.
Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III—V веках. Термин «готика» появился в эпоху итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры.
Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья.
В 1980-е годы термин «готика» впервые начали использовать для обозначения целого музыкального направления, а также субкультуры и сцены.
|
- Найдите подходящие фото и отметьте на них «Новые конструктивные и декоративные элементы готического храма» из конспекта. Какие из них конструктивные, какие декоративные?
Отправила вам фотографии и ответ на вопрос в личные сообщения
- Что вам известно о нынешнем состоянии собора Парижской богоматери?
Отправила вам фотографии и ответ на вопрос в личные сообщения
- В чем разница между Реймским и Амьенским соборами?
Характеристики Реймского собора
1. Объект архитектуры зрелой готики
2. Архитектурная композиция:
Центральный неф-149 метров
Внутри длина здания составляет 138 метров. Высота нефа — 38 м, ширина — 15 м. Трансепт насчитывает 61 м в длину и 31 м в ширину. Ширина центрального фасада — 49 м. Высота здания вместе с башнями — 81,5 м; общая площадь — 6650 м²
Он во многом повторяет композицию Шартрского собора, сочетая трёхнефную базиликальную часть с пятинефным хором, деамбулаторием и венцом капелл, тем не менее в Реймсском соборе был создан совершенно иной архитектурно-художественный образ храма. От всех предшествующих соборов он отличается большей стройностью пропорций, лёгкостью масс и богатством декоративных элементов. Несмотря на свою незавершённость (изначально запланированные семь башен так и не были построены), он производит впечатление цельного и гармоничного творения.
Характеристики Амьенского собора
1. Объект архитектуры зрелой готики
2. Архитектурная композиция:
Длина снаружи 145 м, изнутри 133.5 м, трансепта 70 м; ширина нефа 14,6 м, боковых нефов 8,65 м; высота свода 42,3 м, шпиля 112,7 м, площадь 7700 м²; внутренний объем 200 000 м³
В соборе получили развитие принципы построения плана и решения внутреннего пространства, заложенные в Шартрском и Реймском соборах. В Амьенском соборе трансепт ещё больше сдвинут к западу (средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта).
Западный фасад собора, вариант развитого готического фасада, имеет не вполне безупречные пропорции. Четыре контрфорса разделяют его на три поля, которые в нижнем ярусе занимают три глубоких скульптурных портала с двойными дверьми. Второй ярус расчленён на две части: полосу арок с окнами и «галерею королей». Верхняя часть фасада занята розой и несколько сдавлена по сторонам двумя башнями, завершенными в середине 15 века
|
3. С 1981 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Реймсский собор отличается от Амьенского своим обилием статуй, украшающих фасады, их количество 2303. Также вертикальные линии преобладают над горизонтальными. Вимперги над порталами главного фасада уничтожают грани между первым и вторым ярусами, а фиалы контрфорса также разрывают линию венчающего карниза. Также во втором ярусе высокие стрельчатые окна, колонны и пинакли продолжают движение вверх.
...Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные линии. Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне, не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий. Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.
|
Амьенский Собор, построенный Робером де Люзаршем - это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке. Собор был настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек.
Огромное окно-роза западного фасада относится к XV веку. На фасаде выделяются три портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни фасада несимметричны: северная башня выше южной. На центральном портале сохранилась средневековая скульптура Христа.
- Найдите витражи Шартрского собора на светские темы.
Ответ в личных сообщениях
- В чем особенности Фрайбургского собора.
Шпиль кафедрального собора Фрайбурга называют прекраснейшей башней христианского мира: ажурная, совершенно прозрачная конструкция кажется сделанной из бумаги или кружев, но никак не из камня.
Собор славится обилием причудливых украшений сточных желобов, имеющихся только у немногих готических соборов. Среди прочего, имеется человеческая фигура, в которой вода вытекает наружу из голого зада, который по идее направлен на резиденцию епископа, задолжавшего денег.
- В чем сказалось влияние французской школы на Кельнский собор?
Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов Священной Римской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции.
Собор в готическом стиле. Неясно, что побудило первого зодчего собора - Герхарда - обратиться именно к французской готике, тем не менее, совершенно очевидно, что за образец он взял собор в городе Амьен.
- Сформулируйте общие черты итальянской архитектурной школы периода готики.
Общие черты итальянской архитектурной школы периода готики:
-Облицовка зданий разноцветным мрамором.
-У итальянских религиозных построек - купола.
- Монументальность.
- Массивность.
- Наличие круглого окна (не окно-роза).
- Фасад итальянских готических соборов может быть украшен фресками.
- Какие готические английские соборы, кроме указанных в конспекте, можете назвать. Докажите, что они укладываются в общую концепцию школы.
- Собор в Линкольне.
- Собор в Глостере
- Кентерберийский собор
- Собор в Эксетере
Они укладываются в общую концепцию английской школы, так как обладают большой длинной; их объединяет ансамблевость (являются соборами); имеют башню посредине длины собора; также веерные своды.