Конец V века для Афин являлся кризисом демократии в результате борьбы между аристократией и демосом, в ходе которой аристократия предпринимает попытку ликвидировать демократические порядки.
В 411 г. до н. э. политические противоречия в афинском обществе вызвали новый о переворот — у власти стали коллегия 30 и Новосозданный Совет 400. Были ликвидированы важнейшие гарантии неизменности государственного строя, Сокращен состав народного собрания путем введения имущественного ценза для участия в нем. Насильственно был распущен буле. Вскоре демократия возобладала, хотя новые тенденции были важным симптомом эволюции.
Второй попыткой выйти из политических трудностей путем раз грома демократии стала тирания 30-ти, установленная после очередного переворота в 404 г. до н. э. Политические права сохранили только 1 тыс, граждан с высоким имущественным цензом, была уничтожена гелиэя. Тирания не могла найти опоры в собственном населении, и для ее поддержки победившая Спарта предоставила свои вооруженные отряды. После народного возмущения спартанцы были изгнаны, а вместе с ними и новые правители Прежний демократический порядок восстановился частично, значительно сократились возможности контролировать деятельность должностных лиц уменьшились финансовые возможности демократических учреждений, снизились налоги.
В период постепенной деформации демократии наглядно выявилась ее конституционная слабость: отсутствие системы развитого законодательства. Учреждения весили столько, сколько значили влиявших на них люди. В период упадка достаточно было личности великого оратора демосфена (в. д н. э.), чтобы вызвать к жизни прежние ценности народовластия. Но стоило городу изгнать его, и афинскую демократию стали раздирать сословные противоречия сокрушившие Афины изнутри и сделавшие их легкой добычей набравшейся силу на севере Эллады новой Македонской державы.
|
Семинар №2
Законы Двенадцати таблиц (451-450 гг до н.э.) – первый писаный источник римского права, в котором кодифицированы нормы всех отраслей права и изложены подряд, без деления по отраслям.
Они были приняты Народным собранием в два этапа: первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две.
Законы были записаны на 12 деревянных досках, выставленных на городской площади, что и определило их название, а также невеселую судьбу. Недостаток усердия на увековечение шедевра для потомков в камне привел к безвозвратной утрате первоначального текста. Любознательные исследователи, как смогли, реконструировали его на основании упоминаний и отрывков, содержащихся в сочинениях римских писателей и юристов.
СТРУКТУРА
· Таблица I — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).
· Таблица II — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).
· Таблица III — «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).
· Таблица IV — «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей).
· Таблица V — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).
|
· Таблица VI — «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).
· Таблица VII—VIII — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).
· Таблица IX — публичное право, об общественных делах (равных).
· Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.
· Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).
· Таблица XII — брачное право (мужа).
1)КВИРИТСКОЕ ПРАВО (лат. jusQuiritium) - система древнейшего римского права, прекратившая существование в период республики. К. п. получило название от племени квиритов (сабинян), которые считали своим покровителем бога Квирина (понятие квиритов распространилось на граждан римской общины).
Основным источником К. п. были Законы XII таблиц. Позднее К. п. получило название цивильного права (см. также Квиритская собственность).
Квиритами первоначально называли только римских граждан, принадлежавших к одноименному древнейшему роду, а квиритское право собственности устанавливалось на особо важные с точки зрения хозяйства вещи (рабов, земли, скот, сервитуты) и лишь позднее распространилось шире.
Источники цивильного права – обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян.
Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.
|
квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти вождей — царей.
Уголовно-правовые постановления отличаются крайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (обращение в рабство). Оскорбление, побои и членовредительство — компенсировались штрафом. Государственные преступления — устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушения постановлений, касающихся общественного порядка, взяточничества судей и др.Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту.
Собственность. Разделение вещей на две категории: resmancipi — земля, рабы, рабочий скот; res пес mancipi — все остальные вещи.
Отчуждение resmancipi должно было совершаться в строго установленной форме — mancipatio (манципация): продавец и покупатель приглашали не менее пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот раб принадлежит мне и я купил его за эту медь». Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основаниями для признания сделки недействительной. Уплата денег без манципации было еще недостаточно, для возникновения права собственности.
Все другие вещи переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» res пес mancipi.
Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn (кабала). По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку» (заточение в оковах). Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. В 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено.
Семейные отношения — неограниченная власть домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим. Все живущие под крышей его дома были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства». По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).
В Риме существовали три формы заключения браков. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме). Третья форма брака «сине манну» — возможно, что первоначально это была некоторая юридически неполноценная разновидность брака между патрициями и плебеями. Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине манну» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось. С течением времени именно браку «сине манну» было обеспеченно наибольшее распространение. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке «сине манну».
Вывод
Квиритское право несло в себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства - общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством, и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина. Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, и даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности.
Квиритское право отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом праве регулировались имущественные отношения и в первую очередь - отношения собственности. Большое значение имело строжайшее соблюдение торжественных процедур и обрядов. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. И именно Законы XII таблиц служили основой всего патриархального уклада жизни архаичного периода истории римского права.
Законы XII таблиц формально продолжали действовать в классический период. И были официально отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.
2) Законы XII таблиц как основа цивильного права
Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. Впоследствии после пожара консулы приказали отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным.
Причиной для создания законов XII таблиц послужило недовольство плебеев в неясности действующего обычного права. Применение права находилось в то время исключительно в руках патрицианских магистратов, что открывало возможность для всяких злоупотреблений с их стороны. Поэтому первою потребностью плебеев было установить действующее право в форме ясных писанных законов. С этой целью еще в 462 г. до Р. Х. плебейский трибун ТерентилийАрса внес проект о назначении комиссии для составления кодекса, однако комиссия была собрана только спустя 8 лет. Особое посольство из трех человек отправили в Грецию для ознакомления с греческим правом и с законодательством Солона. В 451 г. была избрана комиссия из 10 человек, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.
Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. Возможно, что те или другие детали в изложенной выше истории возникновения законов XII таблиц переданы нам не совсем верно, но отрицать на этом основании самое существование их, как прямого законодательного памятника, и притом приблизительно указанного времени, невозможно.
(Итальянский ученый Паис в своей «Истории Рима», приходит к заключению, что Законы XII таблиц, есть не что иное, как частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н.э. неким Кн. Флавием. Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению XII таблиц как особый законодательный памятник так же мало достоверен как 2 доски Моисеевых заповедей. Эти попытки опровергнуть даже само существование законов XII таблиц встретили серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, Жирар среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления XII таблиц уже ввиду самого характера содержащихся в них положений: положения эти предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию (venditiotransTiberim было бы бессмыслицей не только в начале II в. до Р. Х., но и значительно ранее) и т. д. Затем, с гипотезой Пайса или Ламбера совершенно не вязались бы многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие правила XII таблиц (например, lexAquilia, lexFuriadelegatis и т. д.).)
Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого цивильного (квиритского) права, предназначенного исключительно для римских граждан.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Небольшое влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".
Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальной таблиц. При этих попытках реконструкции руководствовались следующими соображениями. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментариев к XII таблицам, написанного Гаем и состоявшего из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных нам отрывков Гая ученые пришли к следующему выводу. Из приведенного перечня общего содержания видно, что Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса. Из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений.
Законы XII таблиц были построены, с одной стороны, по древнему казуистическому принципу, с другой - по приемам религиозной заповеди: большинство норм начиналось с повелительного запрета, или напротив, разрешения («Да будет свободен...», «Пусть не уплативший...» и т.д.). Там, где полагалось наказание или конкретное решение правовой ситуации законы были строго определенны и формальны: заинтересованным лицам или суду не предлагалось никаких вариантов правовой оценки, никаких возможностей учесть какие-то случайные, но существенные для дела обстоятельства.
3)Вещные права.
Все имущественные права в римском праве подразделяются на вещные и обязательственные (личные).
Вещным называется такое право, которое предоставляет его носителю возможность непосредственного воздействия на вещь, иными словами, предметом (объектом) такого права является вещь. Вещное право является абсолютным (пользуется абсолютной защитой), то есть защищается иском против всякого нарушителя права, кто бы им ни оказался {actioninrem). Для вещных прав характерны свойства следования (вещное право следует за вещью) и преимущества (над обязательственным правом, например, снабженное залогом право требования подлежит преимущественному удовлетворению).
Виды вещных прав
Классификация имущественных прав на вещные и обязательственные не упоминается у самих римских юристов. Вместе с тем они различали вещные иски (actionesinrem, вытекающие из вещных прав) и личные иски (actionesinpersonam, вытекающие из обязательственных прав).
К вещным правам относятся право собственности и права на чужие вещи.
Римляне классифицировали вещи по различным основаниям. Деление вещей на манципируемые (resmancipi) и н еманципируемые (resmancipi) было древнейшим для римского права, оно известно еще Законам XII таблиц, в императорский период оно потеряло свое былое значение. К манципируемым в республиканский период относились наиболее сельскохозяйственно-ценные вещи (италийские земли, рабочий скот, рабы, сельскохозяйственный инвентарь, земельные сервитуты).
К неманципируемым относились, соответственно, все остальные вещи.
Вещи в зависимости от их оборотоспособности
• вещи, находящиеся в гражданском обороте;
• вещи, изъятые из гражданского оборота.
Вещи телесные и бестелесные, движимые и недвижимые. Телесные вещи имеют физическую природу и доступны к восприятию человеческими органами чувств. Бестелесные вещи имеют юридическую природу. Это прежде всего разного рода права, выступающие в качестве объектов права (сервитуты и права требования). Деление вещей на движимые (resmobiles) и недвижимые (resimmobiles), по сути, пришло на смену разделению на манципируемые и неманципируемые. Для недвижимых вещей был установлен особый порядок совершения сделок (для вступления во владение недвижимостью нужно было в фактическим смысле слова овладеть приобретаемой вещью, например обозреть купленный земельный участок с его самой высокой точки или обойти его весь). Индивиудально-определенные вещи и вещи, определяемые родовыми признаками, вещи потребляемые и непотребляемые.
Индивидуально-определенные вещи (species) имеют закрепленные в праве признаки, при помощи которых их можно выделить из числа всех остальных вещей. Индивидуально-определенные вещи юридически незаменимы, их гибель прекращает обязательство по их поводу (так как исполнить его фактически было уже нечем). Вещи, определяемые родовыми признаками (genus), определяются через родовой признак (например, зерно, вино, масло) и описываются числом, весом или мерой (например, литры, килограммы). Такие вещи юридически заменимы, их гибель не прекращает обязательство по их поводу. Потребляемые вещи погибают в результате одного акта пользования вещью (например, пища), являются «расходными материалами». Потребляемые вещи поэтому нельзя передавать в аренду. Непотребляемые вещи можно использовать несколько раз с сохранения исходной субстанции (например, земельный участок). Вещи делимые и неделимые, простые и сложные. Часть делимой вещи не меняет своей субстанции (например, вино, чаша которого имеет ту же субстанцию, что и кувшин). Часть неделимой вещи не имеет качеств целого (например, раб, если его разрубить на куски, будет уже явно ни на что не годен). Простые вещи не имеют частей (то есть являются неделимыми; например, тот же раб). Сложные вещи состоят из разнообразных частей, но части сами по себе не имеют такой ценности, как вся вещь вместе взятая (например, какой-нибудь сложный механизм). Придаточная вещь (принадлежность) служит главной вещи.
Публичные (respublica), ничейные (resnullius) и общедоступные (rescommuniaomnium) вещи.
Публичные вещи могут находиться только в общественном или государственном пользовании (например, публичные дороги и амфитеатры). Общедоступные вещи (rescommuniaomnium) в силу своей природы не могут быть объектом права собственности и других вещных прав, являться предметом частно-правовых сделок (например, текучая вода, воздух, солнечный свет). Ничейными (resnullius) считались вещи, не принадлежащие никому в данный момент, но имеющие возможность быть присвоены путем захвата (например, рыба в воде, дикие животные на воле, грибы в лесу).