Гражданское полноправие включало совокупность, как определенных прав, так и обязанностей.




Наиболее важными правами были:

  1. Право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека.
  2. Право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений.
  3. Право на ношение оружия и службу в ополчении.
  4. Право на участие в делах государства (в Народном собрании, Совете 500, выборных органах).
  5. Право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах.
  6. Право на защиту и покровительство афинских законов.


Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина.

 

  1. Афинский гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.
  2. Афинский гражданин был обязан приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.
  3. Афинский гражданин был обязан защищать родной полис от врагов с оружием в руках.
  4. Афинский гражданин был обязан повиноваться законам и избранным властям.
  5. Афинский гражданин был обязан принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов.

 

Вольноотпущенники

(лат. libertini и liberti)

в Древней Греции и Древнем Риме, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы. Степень свободы отпускаемого на волю раба была различной. В Древней Греции при освобождении рабы не получали прав гражданства, они становились метеками (См. Метеки) под патронатом бывшего господина. В Древнем Риме, где институт вольноотпущенничества получил наибольшее распространение, рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей, получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры (См. Магистратура) и служить в армии. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был проявлять к патрону «почтительность», завещать ему часть (1/31/2) своего имущества и т.д. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация В. была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число В. всё возрастало. Иногда В. давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто В. были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако, не было однородно. Некоторые В. были очень богаты. Из их числа вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Особую роль играли императорские В., составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием. Большинство же В. сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами. У германских племён и в «варварских» государствах обычным типом освобождения становился отпуск рабов с сохранением их личной зависимости от прежнего господина.

 

Рабство в Древней Греции

Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за известный выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Рабов было, однако, не очень много; они по преимуществу сосредоточивались в домашнем быту и составляли предмет роскоши. Обращение с рабами было довольно мягкое, так как «все классы общества находились почти на одном уровневкусов, чувств и образования» (слова Грота). Кроме того, большинство рабов в эту эпоху были греками изахватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. Иногда самигоспода работали наряду с рабами. Последние часто пользовались доверием своих господ; за долголетнюю иусердную службу их нередко отпускали на волю, награждая поместьями. Только положение некоторых рабов(например, алетрид — рабынь, размалывавших зерно на ручных мельницах) было по-настоящему тяжёлым.

С течением времени начинает расти бездна между хозяевами и рабами, число последних постепенноувеличивается. В одной только Аттике, по Афинею, в 309 г. до н. э их было до 400.000, хотя некоторые учёныесклонны считать эти цифры завышенными (согласно их подсчётам - около 120.000). Весьма вероятно, чтосоотношение свободных граждан к рабам (не считая метэков, положение которых было совершенно особое, как и положение илотов в Спарте, гимнетов в Аргосе, коринефоров и катонакофор в Сикионе, мноитов(мноты), клеротов, войкеев, амафиотов, на Крите, пенестов в Фессалии, киллириев (калликирии, килликирии) в Сиракузах, Мариандины (дорофоры) в Гераклее Понтийской, кониподы в Эпидамне, киликраны в ГераклееТрахинской, кравгаллиды в Дельфах, вифины в Византии, и т. д.) было 1:3. В Афинах не было почти ни одногосемейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом. У богатых людей рабов было неменее 50. По словам Ксенофонта, в рудниках некоторых состоятельных греков работало по 300, 600 и даже1000 рабов. Ещё больше было рабов в Коринфе и Эгине (по Атенею — 460.000 и 470.000). За ними почисленности рабов следовали Мегара, Хиос, Родос, Милет, Фокея, Тарент, Сибарис, Кирена. Даже в Аркадиипри отсутствии промышленности, торговли и мореходства число рабов доходило до 300.000.

Источники рабства

Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их(дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников; кроме того, законпризнавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению кгосударству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.

Покупали рабов в Сирии, Понте, Фригии, Лидии, Галатии, Пафлагонии, Фракии, Египте, Эфиопии. Наиболееважными рынками для работорговли были Кипр, Самос, Эфес, Хиос и Афины. Впоследствии всех их затмилДелос, где ежедневный оборот доходил до 10000 рабов. В каждом крупном городе был свой невольничийрынок. При продаже купцы старались показать свой товар «лицом», выставляя его достоинства и скрываянедостатки, а покупщики очень внимательно его рассматривали — поворачивали во все стороны, раздевали, заставляли ходить, прыгать, бегать. Существовали известные недостатки, наличие которых позволяловозвратить раба обратно продавцу.

Занятия рабов

Рабы составляли домашнюю прислугу: вели хозяйство, прислуживали за столом, образовывали личнуюсвиту — которая, однако, была немногочисленна (1—3 раба), нередко заменяли сторожевых собак. Онизанимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне. Многие рабы жили отдельно от своегогосподина, самостоятельно занимаясь ремеслами и внося известный оброк (греч. άποροφά), весь остальнойзаработок оставался в их руках. В Афинах некоторые рабы успевали составить себе довольно крупныесостояния и своей пышностью и расточительностью подавали даже повод к жалобам и нареканиям. Существовали спекуляторы, которые или сами эксплуатировали своих рабов, или отдавали их в наем ссамыми разнообразными целями. Доходность рабов была различная в зависимости от их ремесла: так, рабы, занимавшиеся в мастерских отца Демосфена изготовлением мечей, приносили ему ежегодно 30 мин (пристоимости их в 190 мин); кожевенники Тимарха — 2 обола в день; Никий за каждого раба-рудокопа платил пооболу в день. Рабы служили гребцами и матросами во флоте, в случае крайности набирались иногда и ввоенную службу и за храбрость получали свободу, причём их владельцы вознаграждались за счёт казны.

Положение рабов

Раб считался собственностью, вещью господина; личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни вобществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина. Последнемупринадлежала также власть разрешать и запрещать браки. Греческие писатели оставили нам описанияжестокого обращения с рабами. Так, в одной комедии Аристофана мы читаем: «несчастный бедняк, что ствоей кожей? не напала ли на твою поясницу и не изборонила ли тебе спину целая армия дикобразов?» В«Осах» один раб восклицает: «О, черепаха! как я завидую чешуе, защищающей твою спину!» В «Лягушках» есть такое выражение: «Когда наши господа живо чем-либо интересуются, на нас сыплются удары». Наказание голодом было самое обыденное. В случае более тяжкой вины их ожидала тюрьма, бич, розги, виселица, колесование. Участь рабов, занимавшихся в мастерских, была ещё хуже. Рабов-земледельцевзаковывали в цепи, которых не снимали и на время работ. Оковы на ногах, кольца на руках, железныйошейник, клеймо на лбу — все это не было редкостью. Сицилийские рабовладельцы своей бессмысленнойжестокостью превзошли всех других. Заботы господина о рабах ограничивались самым необходимым: мука, винные ягоды, в иных местах палые и пересоленные маслины — вот пища рабов. Одежда их состояла изкуска полотна, превращённого в пояс, короткого плаща, шерстяной туники, колпака из собачьей кожи и грубойобуви. Сицилийские рабовладельцы, не желая кормить своих рабов, разрешали им снискивать себепропитание воровством и разбойничеством, которое достигло здесь громадных размеров. В Афинахотношение к рабам было гуманнее и жизнь их более сносной, чем в других государствах. Ксенофонт говорит очрезвычайной «дерзости» афинских рабов: они не уступали дороги гражданам и их нельзя было бить избоязни ударить вместо раба гражданина, так как последний здесь внешне не отличался от первого. В Афинахсуществовал даже известный ритуал для введения раба в семью. Обычай разрешал ему иметь собственность(то, что в Риме носило название peculium); благоразумные хозяева ради собственной выгоды лишь за редкимиисключениями нарушали этот обычай. Тот же обычай признавал брак раба законным. В определённые днирабы освобождались от своих обязанностей: в Афинах таким временем был праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служили своим рабам. Раб, бежавший в алтарь или даже простоприкоснувшийся к таким священным предметам, как лавровый венок Аполлона, считался неприкосновенным, но господа заставляли иногда его выйти из храма голодом или огнем. В соответствии с обычаем и законафинский покровительствовал рабу: виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду иплатил штраф; своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убить; если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду; раб, недовольный своим господином, могтребовать, чтобы его продали другому. Некоторые из этих облегчений в отдельности существовали и в другихгреческих городах (peculium, брак, праздники — в Спарте, Аркадии, Фессалии и т. д.), но в Афинах онисуществовали все вместе. Благодаря этому здесь не происходило восстаний рабов. В других городах рабынередко восставали. Нимфодор повествует о победоносном восстании рабов на острове Хиос, подпредводительством Драмака. И отдельные лица, и целые государства заключали между собой договорыотносительно выдачи беглых рабов.

С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когдаосвобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и другихобщественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода даваласьпутём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные (греч. άπελεύθεροι) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнятьнекоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены врабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.

Кроме рабов частных были и рабы общественные (греч. δημόσιοι), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногдазначительного благосостояния; вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Из таких общественных рабов составлен был отряд стрелков, носивший название Σχύθαι, хотя не все онибыли скифами; на обязанносги его лежало охранение порядка в народном собрании, судах, другихобщественных местах и при общественных работах. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежали к этому же классу; были и общественные рабыудовольствий, то есть обитатели домов терпимости. Храмы также владели рабами, носившими имягиеродулов: одни из них служили в самом храме (певцы и певицы, флейтисты и трубачи, фигуранты, скульпторы, архитекторы и т. д.), другие были на положении крепостных. Эти гиеродулы жертвовались впользу храмов частными лицами, из благочестия или тщеславия.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона(1890—1907).

 

5) Основные принципы афинской демократии

Основными принципами афинской демократии были «исономия»- равенство гражданских права и «исегория»- равенство политических прав.

Всей совокупностью прав и привилегии пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.

Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ, т.е. оно не отменяло имущественных и иных различий между гражданами. Так, В. Бузескул в работе «История Афинской демократии» писал, что: «Юридически и политически все граждане были равны, но в социальном отношении полного равенства не было и в демократических Афинах, например, знатность происхождения и богатство не совсем утратили значение: они открывали дорогу власти и к влиянию. На некоторые должности, почетные и не соединенные с материальными выгодами, замещавшиеся не по жребию, особенно на должность стратегов, избирали преимущественно лиц более или менее видного происхождения и богатых».

Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Их земельные наделы не превышали 10 га. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда.

Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящийся» профессии были уделом иностранцев - метеков, вольноотпущенников, рабов.

Метеки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимости), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалась. Однако в армии они служили, платили налог Метек, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство.

Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев.

Несмотря на все ограничения, метеки и вольноотпущенники были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабынею были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживающее казни, суд и наказание становились делом властей, так как господствующее положение занимали крупные рабовладельцы.

Под правами политическим подразумевалось право на занятие государственных должностей и на право голоса в Народном собрании. Данные права мной будут рассмотрены в последующих разделах данной письменной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: