Институт исполнительной власти




Самостоятельный институт гос-ва, осуществляет исполнительно-распределительные функции, воплощаются в коллегиальном органе – Правительстве.

Объем предметеведения Правительства наибольший – самый разветвленный механизм.

В том числе вводят силовые структуры.

Эффективность исполнительной власти – результативность.

Главная функция испол. Власти – управление.

Получается конкретный продукт (например, работа городского транспорта).

Экономический критерий работы исп. Власти (расходы)

В условиях парламентской республики – разделенная испол. Власть: президент (глава гос-ва) и правительство (правительственная власть).

Коллективная ответственность.

Решающую роль на практике играет глава правительства.

Порядок образования правительства: на партийной основе (в парламентской республике и конституционной монархии), в президентской республике (абс. и дуалистическая монархия) формируется президентом.

Глава правительства (премьер-министр) выдвигается президентом, правительство голосует.

Формируется на партийной основе.

Правительство бывает:

· Однопартийное (в президентс. Республике, в парлам. Республике и конституц. Монархии, если одна партия обладает большинством)

· Двухпартийное (если в парламенте доминирует 2 партии, но ни одна из них не обладает абс. большинством)

· Коалиционная (когда места разделены между несколькими партиями – более 3-х (Италия, Бельгия, Нидерланды)

· Правительство меньшинства (когда центристская партия может сформировать правительство, не удается создать коалиционное правительство, когда партия не имеет большинства, но другие партии обещают поддержать) – в респуб. И констит. Монархиях с многопартийной системой

· Беспартийное правительство (когда нет политических партий, напр., в абс. монархиях; в условиях военных режимов (правительство технократов – в 20 веке Аргентина и Бразилия), когда партии запрещены (работают нелегально).

· Временное правительство (в условиях ч/с, ч/положений) – правительство национального единства.

Сила главы правительства определяется тем, в какой степени он контролирует назначение его членов.

Исполнительная власть РФ. Иерархическая соподчиненность:

Ø Председатель

§ Министерства

· Подразделения: департаменты и управления

¨ Отделы

Деятельность правительства специализирована по сферам (мин. Экономики, финансов …)

v Разработка фед. Бюджета и обеспечения его исполнения (ежегодно Гос. Дума предоставляет отчет)

v Финансовая, кредитная, денежная политика

v Политика культуры, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения

v Управление фед. Собственностью

v Обеспечение обороны стран, гос. безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общ. Порядка, борьба с преступностью

v Издает распоряжения и постановления.

1. Фед. Министерства – выработка гос. политики и нормативно-правовое регулирование в установленной актами правительства и президента сфере деятельности.

2. Фед. Службы – контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере.

3. Фед. Агентства – применение и оказание гос. услуг и дирекция гос. имуществом

2 страты:

В ведении президента

Силовые структуры

+ минист. Иностранных дел

Президент может присутствовать на заседаниях

+ может изменить главу мин-ва, службы, агенства

В ведении премьера …

29.11.2018. Лекция №7

Политическая система общества

Термин политическая система возник после второй мировой войны, развилась в 50-е 60-е годы, американские ученые.

50-60 е годы – развитие информатики, кибернетики – элементы системного анализа внедряются в гуманитарные науки

Правила системы:

v Система состоит из определенного набора элементов, имеющих связи друг с другом

v Системный объект обладает некоторой автономностью

v Обладает минимальной внутренней целостностью

Даль, Истман

Структурный функционализм = системный анализ

Ее суть:

1. Выявление структур системного объекта. Середина 20 века – политика – сложная сфера

2. Изучение функций, выполняемых элементами

  Социальная система
Политическая система общества – целостная интегрированная совокупность политических субъектов, структур, отношений, выражающее интересы широкого спектра общества и политических сил.

  Граждан. общество
Полит. система
Не всегда в социальной система может проявиться политическая система.

Гражданское общество и полит. система тесно взаимосвязаны (например, полит. партии продукт гражданского общества). С другой стороны полит. система включает гос-во, но между гос-вом и гражданским обществом есть различия.

 

 

Задача: интеграция.

По отношению к общественной системе, политич. Система действует с другими системами:

- вестфальская система международных отношений

- венская (1815)

- Версальская

- Ялтинская – Потсдамская

- Мальтийская (Горбачев в 1989 г. Сдал позиции на Мальте) – неофиц. Название

РФ - самый маленкий гос. долг

Гражданская авиация в 20 веке (собственная) – СССР, США, Объединенная Европа (Франция и Германия), сейчас еще и Китай.

В военном положении у РФ суверенитет есть, в экономическом – нет.

Вашингтонский консенсус – в 1989 году английский экономист Джоном Уильямсоном - свод правил экономической политики для стран Латинской Америки.

Система – гл. источник инвестиции, иностранные инвестиции.

МВФ – в эк. системе с низкой инфляцией.

По сути вашингтонский консенсус – колониальная система современного периода, не дает развития др. странам.

Региональные политические системы. Глобальные полит. системы

Единица социального анализа – воздействие (между индивидами и группами)

Понятия: вход – событие, не относящееся к политической системе, является внешним заявлением, действием, выход – реакция политической системы на конкретное воздействие (поддерживает, подавляет, отрицает. Относится к импульсам – выход в виде полит. решения.

Структура полит. системы:

1. Полит. властные институты: институт глав, исполнителей, законодателей, судебный

2. Субъекты – индивиды, коллектив, соц. группы, общ. Организации, движения…

3. Политическое отношение; воздействие субъектов в политической сфере

4. Политическая организация общества – система полит. институтов (гос. учреждения, партийная система, характер взаимодействия организаций, в т.ч религия и СМИ)

5. Полит. культура и уровень/характер полит. знаний и оценок граждан

6. Политическая социализация членов общества (1 этаж – базовая социализация – до 20 лет, 2 этаж)

Цели:

1. Определение целей, задач, путей развития общества, составление полит. программ.

2. Духовно-идеологические функции

Идеологическая политическая система

Марксизм – термин политич. формации

По производству: первобытно-общинный -> капиталистическая фаза (в т.ч. феодальная) -> социализм

Терминология создана для западных стран, Россию Маркс не рассматривал (Маркс и Энгельс были русофобами).

Полит. системы насколько гражданское общество и государство переплетены

- открытые (развиты демократические начала – полит. плюрализм, движения)

- закрытые (импульсы –выходы аморфные, выхода почти нет)

6.12.2018. Лекция №8

Политические институты

Избират. системы – совокупность условий, факторов, определяющих порядок проведения выборов и референдумов

Система или набор характеристик, определяющих регистратуру (институты и избирательные органы, то в отношении чего может быть участие граждан).

Морис Дюверже – «полит партии»
Моисей Острогорский – вопрос партий
Клаудия Кислинг
Лихачев, Черов (?)

Дюверже предлагал три варианта:

· пропорциональная система (один тур - мандат распределяется в зависимости от голосов, и два тура – два человека выходят, далее простое большинство) – действует правило цензов, ограничительные барьеры, если 3% набираешь можно получать что-то из бюджета. Имеет большое кол-во модификаций, например, в Швейцарии – ранжированные списки, или списки где вычеркиваются кандидаты – за тех, кого голосуешь, или наоборот за тех кого не должно быть.

· мажоритарная (Страны Нового света, Англия, США, Австралия, некот. страны Латинской Америки) – проще организовать органы исполнительной власти, но нивелируются голоса за другого участника (?)

Посмотреть системы подсчета

В США – централизованная система, окружные комиссии штата подсчитывают, далее это объединяется по всем штатам.

Региональные институты выборов (Россия)

Наблюдатели – внутренние и внешние (международные). Присутствие наблюдателей – жест доброй воли. Избирательные стандарты базируются на региональных особенностях, по крайней мере считается что всеобщий документ – какой-то документ

Хельсинкское соглашение в Европе принято

На пространстве СНГ – кишиневская декларация – 2006 г. – порядок проведения выборов

Типологизация избирательной системы:

1. Подлинно-демократические

2. Переходные

3. Авторитарные – имеет ряд ограничений (для кандидатов, избирателей), мб контроль над средствами массовой информации.

Блокчейн – каждый гражданин обладает уникальным кодом (выдаются в случайном порядке), он может получить доступ к различным услугам. Разнесенная система – если обнаружится вмешательство – голоса аннулируется - поражение в праве избирателя.

Подвиды сегментов избирательной системы:

· Электоральная криминалистика

· Электоральная дипломатия – не получает достаточного распространения в литературе, органы администрирования формируют проблемы избирательной системы для совершенствования системы, проводят ревизию избир. стандартов. Влияют на позитивное восприятие

· Электоральная география – активно развивается на западе, много параметров – процентов голосующих по возрастам (не особо работает т.к. в бюллетенях нет этой категории), половому признаку, факт урбанизации и т.д.

 

13.12.2018. Лекция №9

Геополитика - модели, понятие.

Главной моделью геополитики является противостояние моря и суши – ключевой принцип геопол. конфликтов.

В период образования разного рода систем международных отношений (сейчас переходный этап на становление новых систем межд. Отношений)

Вестбарская система отношений – появился институт национального гос-ва.

Политическая география – имеет много схожего с геополитикой, отличие – геополитика рассматривает процессы с точки зрения территориального пространства.

Термин геополитика введен шведом рудольфом чейманом

Две модели атлантическая модель и континентальная –противостоят друг другу.

Атлантическая модель: входит гос-во с неограниченным выходом в океан (морские, островные страны). В чем заключается специфика гос-в? Неограниченный выход в океан дает возможность развития морской торговли, строительства морского транспорта, создание крупного военного морского флота. Классическое атлантическое гос-во была Великобритания. +колониальные страны. Вплане развития экономики – развив. Динамично, потому что сам морской простор дает возможности избегать тех избержен которые имеются у сухопутных гос-в. Морской транспорт является самым дешевым в плане эконом. Издержек, при этом самый мощный по грузообороту.

Историческая концепция Маккиндера:

· Ось мировой истории – территория определяет мировую политику, мировые процессы (хардленд). Европа была такой территорией, ось – российская империя, СССР и СНГ, и вост. Европа.

· Страны внешнего полумесяца – политика атлантизма (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США, Япония).

· Страны внутреннего полумесяца (территории северной Африки, ближнего востока, юго-восточной Азии, с теплым умеренным климатом, достаточно высокая плотность населения). Геополитики начала 20 столетия считали, что международная политика 20-21 века – борьба за влияние на страны внутреннего полумесяца.

Ведущие колониальные державы проиграли в экономическом отношении – все свои колонии они утратили, образовалось огромное кол-во суверенных гос-в (демократическая..). СССР удалось создать индустриальную экономику со своей хорошо работающей моделью экономики – мобилизационной. Заключается в том, что производственные процессы могли за короткое время перестроиться на военное производство (это главная причина победы во второй мировой войне). Эта модель эффективно работала до 60-года.

Немейкая геополит школа – Карл Хауссхоффер – определил некоторые приницпы геополит. Модели именно германии. Немецкое гос-во сердцевина европы и от нее зависит очень многое.

Германская нация – высокая степень организации, высокая степень развития науки, успешные эффективные модели, большая армия.

Порт Левинг (?) – родоначальник гуманитарной психологии.

*В германии после второй мировой решили направить экономику на с/х сектор (сделать аграрным), обслуживание культур – убывающая отдача, нет эффекта экономии на масштабе, чтобы она дольше восстановливалась. => высокий уровень безработицы

План Маршалла – экономическое восстановление европы

**К 2008 году Путин национализировал на 60% отрасли экономики. Ни одна транснац корпорация не может выкупить контрольный пакет акций без разрешения

Хаусхоффер – «Рим-берлин-Токио» – связь мощных сухопутных держав в один мощный политический блок, основа для экономического развития и военный щит против атлантических стран.

Теория замкнутого экономического пространства – в условиях ограниченного морского выхода и сухопутного как проводить экономику.

Пакт Молотова-Риббентропа – договор о ненападении, экономическое и военное соглашение между СССР и Германии, было много плюсов.

Континентальные страны – страны с большой территорией, имеют сухопутные границы и ограниченный выход в мировой океан, гос-ва с высокой плотностью населения, высокий набор природных ресурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: