Методика «Воспроизведение рассказа»
Автор: С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого ребенка»
Цель: исследование понимания и запоминания текстов.
Возраст: дошкольники и школьники.
Стимульный материал: примеры рассказов.
Инструкция проведения:
Экспериментатор должен заготовить значительное количество (10-15) текстов, наклеить на картонки, а также написать очень крупным шрифтом на плакатах. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения.
Примеры рассказов.
Рассказ для маленьких детей.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку и у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Рассказ для старших детей.
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб
кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Хитрая лиса
Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут...
Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.
|
Методика запоминания двух рядов слов.
Цель: исследовать скорость, объем слухоречевого запоминания.
Возраст: 4-8 лет. Детям до 5-5,5 лет предъявляется по 3 слова с каждого ряда. Дети 5-7 лет способны последовательно воспроизвести группы из 3-5 слов.
Операциональный статус: проективный тест.
Материал: 2 ряда простых слов.
1 ряд: курица - яйцо, ножницы - резать, кукла - играть, лампа - вечер, ручка - писать.
2 ряд: жук - кресло - синица - сестра - рыба - пожар - шляпа - пчела и т.д.
Инструкция: ребенка просят запомнить слова, которые он услышал. «Вначале я назову слова, а ты послушаешь. Потом повторишь слова в таком же порядке, как и я».
Диагност делает повтор 1-й группы слов до тех пор, пока ребенок не повторит все слова группы. Затем просит повторить самостоятельно.
Регистрируется порядок слов и количество повторений до полного запоминания всех прочитанных слов, а также правильность повторения, привнесенные или искаженные слова.
Затем дается 2-я группа слов. Всё повторяется заново и регистрируется.
Анализируется:
- объем запоминаемого материала;
- количество повторений для полного запоминания;
возможность удержания предъявленного порядка слов.
13. Особенности познавательных процессов детей с ТНР
Ребенок с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. У детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется степенью его распределения и переключаемости.
|
У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т.е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У всех детей с нарушениями речи отмечаются нарушения фонематического восприятия. У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Исследование памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией
. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Дети с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификацией). У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления.
|
Несколько иначе развивается воображение (психологическая основа творчества) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитию детского воображения способствует своевременное формирование речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Данной категории детей оказывается недоступным выполнение творческих заданий. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении).
14. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР.
Многим детям-логопатам свойственна пассивность, зависимость от окружения, склонность к спонтанному поведению, импульсивность, некоторая эксцентричность.
У детей с нарушениями речи отмечается следующая закономерность: низкая работоспособность является условием развития высокой интенсивности стрессовых реакций, а они, в свою очередь, приводят к доминированию отрицательных эмоций.
Однако причиной негативного фона настроения, высокой тревожности является именно низкая работоспособность. Если в результате обучения у детей сформируются навыки и умения, которые повысят их работоспособность, это приведет к устойчивости к стрессу и повышению эмоционального тона настроения.
Неоднократно исследовалась реакция детей на речевой дефект. Например, при исследовании детей с логоневрозом обнаружены 3 варианта отношения к дефекту:
· безразличное;
· умеренно-сдержанное;
· безнадежно-отчаянное.
В.И. Селиверстов исследовал особенности эмоционально-личностной фиксации детей на речевом дефекте. Он выделил три степени фиксированности детей.
· Нулевая степень – дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи, не замечают ее недостатков. Дети охотно вступают в контакт, не стесняются своей неправильной речи.
· Умеренная степень – дети испытывают некоторую напряженность из-за своего речевого дефекта, скрывают его, испытывают чувство неполноценности. Каждый поступок так или иначе связывается с речевым дефектом.
· Выраженная степень – дети глубоко переживают свой дефект, успех в деятельности постоянно связывают с речевыми неудачами. Для них свойственен уход в болезнь, негативные переживания, предаются самоуничижению, у них формируются навязчивые мысли, страхи перед неудачами речевого общения.
41. Структура управленческих органов в УО.
Управление государственными учреждениями образования осуществляетсякакизвне(Министерством образования, министерствами, другими республиканскими органами, имеющими в своем ведении учебные заведения, управлениями, отделами образования местных исполнительных комитетов), так и в самом учебном заведении (администрацией учебного заведения, иными органами учебного заведения). К последним относятся органы самоуправления - советы (педагогические, ученые, попечительские) Управление учебным заведением осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Таким образом, система образования Республики Беларусь включает в себя несколько уровней, управление которыми осуществляется государством. |
Специальное образование направлено на обеспечение доступности образования лицам с особенностями психофизического развития, на коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, в общественную жизнь. Структура его аналогична структуре основного образования. Учреждения, обеспечивающие специальное образование, приспособлены для лиц с:
1) интеллектуальной недостаточностью;
2) нарушением речи;
3) нарушением слуха;
4) нарушением зрения;
5) нарушением психического развития;
6) нарушением опорно-двигательного аппарата;
7) тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями.
Возможно получение образования и в учреждениях образования общего типа, в которых созданы условия для обучения таких лиц (интегрированное обучение).