Требования к подготовке выпускников основной школы по географии подразумевают не только овладение суммой базовых знаний и умений, но и сформированность способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни. Сформированность данных умений может проверяться в контексте решения географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки; сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности; дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью; определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях.
Анализ опыта проведения ОГЭ и ЕГЭ по географии показал, что для проверки уровня овладения продуктивными видами деятельности, сформированности умений применять географические знания и умения в новых ситуациях, приближённых к жизненным, наиболее эффективными являются задания с развёрнутым ответом.
Географические задачи с развёрнутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умения анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.
В экзаменационной работе по географии используются следующие разновидности заданий с развёрнутым ответом.
1. Задания на объяснение географических особенностей территорий, природных и социальных объектов и явлений. В этих заданиях проверяется умение объяснять особенности природы или хозяйства территории или умение использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях для определения территории или объекта с заданными в условии свойствами путем логических рассуждений.
Задание 15 (пример 1)
Полуостров Кейп-Йорк (штат Квинсленд, северо-восток Австралии), охвачен сильнейшими за последние 50 лет наводнениями. В зоне затопления оказалась огромная территория. Наводнение затронуло много городов штата. Масштабы экономических потерь исчисляются миллиардами долларов. В это же время на юго-западе Австралии, где установилась сухая и жаркая погода, на территории в 2000 га бушуют лесные пожары.
В какое время года Южного полушария и почему ежегодно идут проливные дожди на полуострове Кейп-Йорк?
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о господстве влажных экваториальных воздушных масс.
ИЛИ
В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки.
Примеры ответов:
| |
В ответе говорится только о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) илитолько о господстве влажных экваториальных воздушных масс илитолько о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки.
Примеры ответов:
| |
В ответе ничего не говорится ни о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль), ни о господстве влажных экваториальных воздушных масс, ни о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки.
Примеры ответов:
| |
| Максимальный балл | 2 |
Задание 15 (пример 2)
На Мутновском геотермальном месторождении были построены две геотермальные электростанции: Верхне-Мутновская ГеоЭС и Мутновская ГеоЭС. Суммарная мощность этих ГеоЭС составляет 62 МВт. Они расположены к северо-востоку от вулкана Мутновский на отметке 780 м от уровня моря в 116 км от Петропавловска-Камчатского. Развитие геотермальной энергетики – важная часть развития энергетики региона, где пока около 68% электроэнергии вырабатывается на мазутных ТЭЦ.
Какие экологические преимущества имеет геотермальная электростанция перед ТЭС, работающей на мазуте? Укажите два преимущества.
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| В ответе говорится о том, что геотермальная электростанция использует неисчерпаемый источник энергии и при работе ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: · Геотермальная электростанция работает на термальных водах, которые нагреваются внутренней энергией Земли, для получения мазута используют нефть. И ТЭС выбрасывают в атмосферу вредные вещества, а ГеоЭС не загрязняют атмосферу. · ГеоЭС, в отличие от ТЭС, используют неисчерпаемый источник энергии, что сохраняет топливные ресурсы. ГеоЭС не загрязняют атмосферу выбросами, от которых идут кислотные дожди | |
| В ответе говорится только о том, что в ГеоЭС используют неисчерпаемый источник энергии или только о том, что при работе ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: · Геотермальная энергия – природная энергия. · ТЭС загрязняют атмосферу, а ГеоЭС – нет. · Сохраняются топливные ресурсы | |
| В ответе не говорится ни о том, что геотермальная электростанция использует неисчерпаемый источник энергии, ни о том, что при работе ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Пример ответа: · ГеоЭС строят там, где вулканы | |
| Максимальный балл | 2 |
Задание 23 (пример 3)
АО «Котласский ЦБК» – «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» (юг Архангельской области, город Коряжма) – крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.
Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Примеры ответов: · Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, еще есть тайга в соседних регионах. · кроме этого, город находится в лесу, значит есть сырье. · Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таежной зоне. | |
| В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Пример ответа: · Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства. | |
| Максимальный балл | 1 |
В ответах на эти задания оцениваются полнота и правильность объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений.
2. Задания на определение (из нескольких предложенных) территории или объекта с заданными в условии географическими свойствами путем расчетов или логических рассуждений. В этих заданиях проверяется умение сравнить с помощью топографической карты пригодность территории для использования в заданных целях.
Задание 20 (пример 4)

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 2, иприведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: · Лучше всего выбрать участок 2. Он находится на южном склоне и расположен рядом с шоссе – удобно отвозить яблоки. · Самый подходящий – участок 2, он находится на лучше всего прогреваемом склоне южной экспозиции, и рядом с ним проходит шоссе. | |
| В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе или что он понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. ИЛИ В ответе говорится том, что больше всего подходит участок 1 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, или что учащийся может найти на карте шоссе или понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: · Участок 2, потому что он находится рядом с дорогой. · Участок 1, потому что находится рядом с дорогой на склоне южной экспозиции. · Участок 3, потому что он находится на склоне, хорошо прогреваемом солнцем и защищенном лесом от северных ветров. | |
| В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: – Я думаю, это участок 2, потому что он ближе всего к югу. – Участок 1 лучше, он ближе всего к деревне. – С участка 1 неудобно возить урожай через реку, участок 3 закрыт лесом, значит, фермеру нужен участок 2. | |
| Максимальный балл |
В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме, для решения конкретной задачи.