Понятие педагогической этики




Лекция Педагогическая этика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя [109]. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Педагогическая этика осуществляет эмпирико-описательную,теорети-

ко-философскуюи нормативную функции, которые взаимосвязаны и взаимо-

зависимы.

Основные задачи педагогической этики:

•исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

•разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

•выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учите-

ля,

•изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

•исследование характера нравственных отношений учителя с учащими-

ся,

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг. Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез — это смысловое соединение. Если просто суммировать признаки явления, между ними не возникает логической системы, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.

Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Обобщение — выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования.

При использовании метода сравнения устанавливаются общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделирование — это исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются: целенаправленность; аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации — непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему — широкое (сплошное), когда фиксируются нес доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений — непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

 

Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.

Понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса и их правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учителя быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».

Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860)полагал, что чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия.

 

Ведущей идеей различных этических теорий является идея зависимости: свобода - равенство - справедливость. Чем меньше свободы в обществе, тем лучше учитель должен внедрять эту идею. Русский педагог Василий Водовозов (1825-1886) отмечал: если в обществе царят грубость и дикость, преподаватель, стремится влиять на учеников так, чтобы они его уважали, не будет прибегать к мерам, которые держали бы детей в страхе. Учитель призван не подавлять свободу ученика, а наоборот, раскрывать ее, что возможно в условиях сотрудничества и участия в жизни школьников.

И. Песталоцци заботился о бездомных детей, вследствие социального размежевания оказались в нищенском положении и были лишены элементарных прав на существование. Он не только создал для них воспитательные заведения, но и постоянно искал спонсоров для их содержания. Многие обездоленных детей имели подорвано физическое здоровье и надломленную психику. Осознавая свою неполноценность, они выступали против социальной несправедливости, что проявлялось в форме озлобленности, недоверия к воспитателям. Однако И. Песталоцци был убежден, что эти дети не обречены, не потеряны для себя и общества, даже самых отсталых умственно и заброшенных морально можно вернуть к нормальной общественной жизни.

Он утверждал, что воспитание справедливости, как и нравственное воспитание вообще, продуктивное только тогда, когда его осуществляют не на функциональных принципах учителя, а на основе участия в жизни детей, когда педагог сотрудничает с ними.

Справедливость должна быть характерной свойством учителя. Ученики различаются между собой по характеру, темпераменту, способностями, физическими и духовными возможностями развития. Педагог бессознательно проявляет неодинаковое отношение к ним, однако должен соблюдать взглядов, каждый ученик, несмотря на индивидуальные свойства, имеет равные права на внимание и уважительное отношение учителя. Отсутствие объективности в отношении к ученикам нивелирует моральный авторитет педагога и препятствовать успешному осуществлению учебно-воспитательного процесса. Учителя признают несправедливым человеком. Зато настоящий наставник не должен выделять из ученической круга любимцев.

Нравственная ценность личности, выражающееся в понятии "честь", связанная с конкретным общественными состоянию человека, родом ее деятельности и социальными ролями, которые она выполняет.

Педагогическая честь. Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Достоинство - нравственное отношение человека к себе, которое отражает представление о собственной ценности, нравственную равенство с другими людьми; отношение к человеку других людей, которые признают ее ценность.

Учитель как представитель народа все силы, знания и умения отдает детям своего народа, живет судьбой

Проявлением чести и достоинства личности, глубоким чувством самоуважения, отказом от компромиссов, соблюдением собственных взглядов является гордость. Она - обязательное свойство целостной натуры, побуждает учителя к духовного и нравственного роста, не дает возможность кривить душой и стараться быть другим.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности преподавателя, к выполнению профессиональных обязанностей.

В профессиональном долге педагога запрограммирована:

· необходимость творческого отношения к своему труду,

· особая требовательность к себе,

· стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства,

· необходимость уважительного и требовательного отношения к обучающимся и их родителям,

· умение разрешать сложные коллизии и конфликты

В данном понятии фиксируются служебные обязанности. Их осознание побуждает личность относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональный педагогический долг понимается как превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого педагога. Категория долга тесно связана с такими понятиями, характеризующими моральную деятельность учителя, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Профессиональный долг педагога основывается на осознании морального долга: это ориентация на безусловное уважение личности ребенка и требовательности к нему, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм, регулирующих процесс воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости. Профессиональная совесть - это категория этики, отражающая взаимосознание и моральную ответственность личности перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо. Совесть - наиболее совершенная форма самоконтроля. Профессиональная совесть учителя - это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ. Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного педагога.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретаетформально-бюрократическийхарактер.

Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

 

1. Высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты.

Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессио­нальных этикам в частности в педагогической, играют такие ценно­сти, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои осо­бенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридиче­ской практике, страдания и сострадания в медицине.

2. В рамках конкретной специальности формируются специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характер­ные только (или особенно) для данного рода деятельности; впо­следствии они могут обретать все более широкий смысл, пре­вращаясь иногда в общечеловеческие.

В сфере профессионального общения, в частности в систе­ме «педагог—учащиеся», наблюдается неравенство сторон — на­рушена субъект-субъектность их отношений. Нарушение это не несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми усло­виями взаимодействия сторон — условиями зависимости от дей­ствий специалиста других людей, которая и определяет необхо­димость специальных профессиональных деонтологий — этических кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в условиях неравенства и зависимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: