О романе Александра Бушкова «Крючок для пираньи»




Есть такая притча про орла и ворона. Орел, попробовав мертвечины, сказал: «Лучше раз в жизни напиться живой крови, чем сотню лет питаться мертвечиной». Мне эта притча пришла в голову, когда я решила написать критический комментарий на какое-нибудь популярное произведение современного автора. Подумала, вот напишу критическую статью, раз уж у меня не получается опубликовать что-нибудь из своих сочинений, и попробую прославиться, как Белинский. Раскритикую какое-нибудь произведение короля или королевы жанра. Статью пошлю на конкурс критических произведений, а там посмотрим, что получится. Однако понимаю, что дело это чревато. Автор ведь может и обидеться, еще и побить… Ну, это в том случае, когда критика ругательная, но ведь можно написать и хвалебную… Итак, я перестала пить живую кровь, что у мена ассоциировалось с созданием собственных произведений, и приступила к критическому жанру, т.е. к питанию мертвечиной. Зато проживу сто лет, согласно притче.
Стала выбирать из двух популярных авторов Дарьи Донцовой и Александра Бушкова. О ком бы написать. Выбрала Александра Бушкова. Ткнула, пальцем, не глядя, на книжную полку, попала на роман «Крючок для пираньи». Я роман читала, но, как это сейчас принято читать детективы, «по диагонали». Чтобы написать критический разбор произведения, естественно, его необходимо прочитать вдумчиво, сосредоточено, не пропуская ни одной строчки. Прочитала… Но не все поняла. Стала читать снова с карандашом в руке, конспектируя ключевые моменты, и вдумываясь в сюжетные повороты.

Первым делом расшифровала, что город Тиксон – место действия романа - это поселок и порт Диксон. Хоть Александр (Бушков) и предупредил, что города Тиксона никогда не существовало, что и является чистейшей правдой. Но оказалось, что поселок и порт Диксон – это прообраз города, который описан в романе. Установить это оказалось легко, зная историю войны с немцами и, конкретно, ее эпизод с нападением на Диксон могучего гитлеровского морского пирата линкора «Барона Шеера». Диксонцы тогда в 42 году отразили его нападение, хоть и были велики потери. Но суть не в этом, а в том, что мне удалось установить место действия романа с точностью до градусов широты и долготы. Упоминающийся в романе город Шантарск, тоже удалось вычислить. Отмерив от Диксона две с лишним тысячи километров на юг, как и указано в романе, я попала прямо на город Красноярск, а, сопоставив описание реки Шантары с известной сибирской рекой, я вычислила, что речь идет о реке Енисей. Следует сказать, что в романе Александра Бушкова город Шантарск, так представлен, что люди уверовали в его существование, и в Интернете появилось описание сибирского индустриального города Шантарска с указанием численности населения, количества примышленных предприятий и другими характеристиками. Это замечательно – возникновение (хотя бы и по данным Интернета) крупного города при помощи литературного произведения. Не было такого города, и вдруг вот он - есть. Но это предисловие. Наше дело разобраться в детективном сюжете, оценить его и понять что к чему.
Начнем с того, что в действии романа, происходящем в городе Тиксон, участвуют: «зеленые», т.е. защитники природы; военные – ракетная часть на строго охраняемом полигоне; пограничники, охраняющие северные рубежи нашей страны («погранцы», как их называет автор романа); местная милиция; неорганизованные народные массы; организованные криминальные силы из местных; зашифрованные представители иностранных государств, то есть шпионы; мэр города с депутатом Госдумы – правозащитником; пресса; команды двух кораблей; милитаризованный десант на необитаемом острове; и еще какие-то тайные силы. В опасной близости ко всем этим силам – замаскированная под научную экспедицию - группа из пяти человек во главе с майором Кацубой и подчиненным ему капитаном первого ранга (что соответствует полковнику) Кириллом Мазуром. Ого! – Скажете вы – Знакомая личность!- Знакомая и легендарная. Вся группа имела чужие имена и документы, каждый талантливо играл свою роль, выполняя поставленную задачу (Родины).
Закрутился захватывающий сюжет – от книги не оторваться. Но… Еще не развернулись события романа, а уже трагедия – погибает одиннадцать человек рыболовецкого сейнера от неизвестной причины, следом двое погибших – водолаз и аквалангист. И пошло - убийство за убийством. К концу повествования сбиваюсь со счета – сколько убитых людей. Автор употребляет другую терминологию – убитых людей он называет «трупами». Еще говорит: «штабеля трупов». Как читатель – я против, как литературный критик, хоть и начинающий, категорически против такого количества смертей во имя туманно обозначенной цели. Что подумают о нас потомки, которые будут изучать литературу нашей эпохи. А мы ведь не такие уж кровожадные на самом деле. Я так считаю. В романе убивают запросто: пулей в затылок или грудь, «заточкой» под ребра, ударом по голове, чем попало, а под конец топят корабль («Морская звезда») со всем экипажем, и с теми, кто на борту. Финалом должна бы быть гибель, при помощи отравления ядовитым газом, туристов вместе с командой и обслуживающим персоналом, лайнера «Федор Достоевский», идущего на север от Тиксона в увеселительную прогулку. Но тут-то и вступают в действие главные героические лица романа – легендарные агенты контрразведки подполковник Мазур и майор Кацуба… Завязав бой, вынужденно застрелив несколько человек, они срывают план захвата лайнера «Федор Достоевский» пиратским сейнером с ёмкостями отравляющего газа на борту. Конец боя в романе не описан. Раненный в голову Мазур – на грани потери сознания, но ему кажется, что на горизонте – прожектор сторожевого катера. Так мы и не узнали из романа – удалось ли злым силам отравить туристов, на две трети иностранцев, их обслугу и команду корабля «Федор Достаевский», что сталось с самими отравителями, с главными героями Мазуром и Кацубой и их сторонниками. О том, что Мазур остался живой, узнаем из следующего романа серии - «Возвращение пираньи». Подоспевшие пограничники, при помощи ватки с нашатырным спиртом и марлевой повязки вернули к жизни главного героя – Мазура, и он снова готов выполнить любое задание Родины.
Захватывающие, леденящие кровь события романа, несколько раз прерываются описанием романтических встреч главного героя с женщинами, причем, с разными. И не потому, что он легкомысленный или морально не устойчив, а таков приказ, так нужно для выполнения главного задания. Сам же Мазур, при этом, весьма сокрушен, но что делать, таково задание… С девушкой Светой, членом группы, свидание в номере гостиницы, оборудованном подслушивающим устройством, происходит с целью внушить противоборствующей стороне, что Света – «шлюха», а Мазур – «кобель». Так надо, и они выполняют приказ, но Мазур чувствует угрызение совести. Встречаясь по приказу командира с красавицей Катюшей, заведующей местным краеведческим музеем с целью завести с ней близкие отношения, Мазур обзывает себя «скотиной»… А за связь с администраторшей гостиницы Фаиной, покаянно называет себя «распоследней сволочью». Четвертая и последняя в романе близкая связь Мазура с женщиной происходит на борту лайнера «Федор Достоевский» в преддверии схватки с нешуточным тайным врагом. Героиней порочной связи является путешествующая на корабле туристка – миллионерша из Южной Америки донья Эстебания. Остроумный и озорной монолог доньи занимает несколько страниц. На этот раз Мазур о своем моральном облике ничего не сказал, не было времени, он торопился вступить в схватку с противником. На каждый из скоротечных «романов», своего героя автор отводит по доброму десятку страниц. На мой взгляд, эти страницы выглядят инородными телами в героическом и замысловатом повествовании. Может быть, Александр (Бушков) отдает дань современной моде писать об этом, может быть, он думает, что читатель любит «пикантные подробности». А вот он не подумал о том, что скажут потомки…. Если, конечно, наши произведения доживут до «светлого будущего».

(От автора. Скрывать не буду. За это мое «критическое произведение» досталось по первое число от поклонников Александра Бушкова. Что «дураком» обзывали, это полбеды. Издевались, как хотели. Двое, правда, сказали, что «хорошее эссе», но с оговоркой. Сам Александр Бушков сказал: «Забавно». И больше ничего не добавил. Что он имел в виду? Ну, извиняюсь, если что не так. Больше не буду).

Дочери

Когда дочери были маленькими, каждая из них любила единственного мужчину своей жизни – своего отца. Папа был самым красивым, самым умным, самым сильным и смелым. Даже если с папой что-нибудь случалось (уволили с работы, посадили в тюрьму, запил, ушел из семьи), все равно он был самым лучшим.

Когда дочери выросли, они старались доделать то, что не успел сделать отец. Если отец делал все правильно: принес пользу, люди о нем написали, его наградили орденом или медалью, но он умер, дочери не мирились с этим, делали все возможное, чтобы продлить его земное существование памятью о нем. Они помнили сами и делали все, чтобы о нем помнили люди.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: