Программа по пропедевтике детских болезней.
Экзаменационные вопросы
I. Анатомо-физиологические особенности
1. Определение педиатрии как области научного знания. Вклад отечественных ученых в мировую педиатрическую науку.
2. Возрастные изменения частоты дыхания, абсолютный и относительный минутный объем дыхания.
3. Особенности строения верхних дыхательных путей (придаточные пазухи носа, гортань, трахея).
4. Основные этапы формирования бронхолегочной системы, сегментарное строение легких.
5. Исследование функции легких. Жизненная емкость легких, метод определения, факторы влияющие на величину ЖЕЛ, особенности ЖЕЛ у детей различного возраста.
6. Система кроветворения (периоды и особенности эмбрионального кроветворения). Типы гемоглобина у плода и у детей различного возраста.
7. Особенности тонов сердца у детей. Механизм формирования. Особенности ударного и минутного объема.
8. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Этапы формирования, основные пороки развития.
9. Особенности костной ткани в раннем детстве, определение костного возраста (время появления точек окостенения).
10. Особенности подкожно-жировой клетчатки у детей, состав, распределение. Оценка состояния питания (весовая, клиническая).
11. Понятие о нормо-, гипо-, паратрофии. Наиболее частые причины возникновения.
12. Становление речи у детей и значение воспитания в развитии речи.
13. Артериальное давление, изменение с возрастом. Диагностическое значение. Понятие о шоке, обмороке, коллапсе.
14. Особенности кожи у детей. Развитие сальных и потовых желез. Физиологический катар и желтуха новорожденного. Набухание грудных желез.
|
15. Поджелудочная железа, ее роль в процессе пищеварения.
16. Становление функции дыхания у детей. Механизм первого вдоха.
17. Особенности свертывающей системы крови у новорожденных, диагностическое значение.
18. Анатомо-физиологические особенности пищевода, желудка, особенности функций.
19. Сроки развития основных статических и моторных функции у детей (переворачивание, ползание, хватание, начало ходьбы).
20. Кровь новорожденного ребенка (количество крови, эритроциты, ретикулоциты, СОЭ, гемоглобин, лейкоциты, лейкоцитарная формула).
21. Строение полости рта. Механизм сосания. Особенности саливации у новорожденного.
22. Особенности строения нервной системы у детей раннего возраста. Кора, стриарное тело, мозжечок. Спинномозговая жидкость, состав.
23. Возрастные особенности печени. Дуоденальное зондирование. Состав желчи.
24. Понятие об акселерации, физическом развитии, факторы ее определяющие. Оценка физического развития.
25. Анатомо-физиологические особенности почек, мочеточников, мочевого пузыря у детей различного возраста, их значение.
26. Строение желудка, его емкость у детей различного возраста. Состав желудочного сока. Особенности его у детей раннего возраста.
27. Протеинограмма ребенка (общий белок, белковые фракции в возрастном аспекте).
28. Суточный диурез у детей. Число мочеиспусканий. Клубочковая фильтрация и канальцевая реабсорбция, норма и изменения при поражении почек.
29. Периоды детского возраста, их характеристика (хронологические, биологические).
30. Особенности тонкого и толстого кишечника. Бактерийная флора желудочно-кишечного тракта (фазы заселения).
|
31. Особенности крови детей первого года жизни. Эволюция эритрона в постнатальном периоде.
32. Критерии оценки физического развития детей и значение индексов в оценке. Пропорции тела у детей различных возрастов.
33. Детская смертность, ее компоненты и структура. Перинатальная смертность.
34. Анатомо-физиологические особенности легких у детей, их значение в развитии патологического процесса.
35. Особенности дыхательного шума у детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания (пуэрильное, переходное, везикулярное).
II. Клинические особенности
1. Физиологическое состояние периода новорожденности (желтуха, мочекислый инфаркт, физиологическая убыль веса, катар кожи).
2. Исследования функции почек: проба Земницкого, Нечипоренко, изменения при заболеваниях почек. Значение биохимических проб (остаточный азот, мочевина, креатинин) в норме и патологии.
3. Шумы сердца у детей, их характеристика, диагностическое значение.
4. Особенности пищеварения у детей раннего возраста. Синдром нарушения тонкокишечного всасывания.
5. Синдромы поражения желудка у детей.
6. Синдромы поражения легких.
7. Исследование внутригрудных лимфатических узлов, диагностическое значение.
8. Мышечная система у детей, оценка состояния (атрофия, гипертрофия, гипертония, гипотония, их диагностическое значение).
9. Изменения лейкоцитарной формулы в различные возрастные периоды. Диагностическое значение.
10. Синдромы поражения верхних дыхательных путей у детей.
|
11. Изменения частоты, ритма дыхания. Формы одышки.
12. Исследование функции внешнего дыхания, диагностическое значение.
13. Исследование костной системы. Характеристика родничков, прорезывания зубов, сроки прорезывания.
14. Синдром дыхательной недостаточности, классификация.
15. Особенности водно-солевого обмена, его нарушения (дегидратация, алкалоз, ацидоз и др.).
16. Эволюция лейкоцитарной формулы в постнатальном периоде.
17. Особенности белкового обмена у детей. Синдромы нарушения.
18. Синдромы поражения половых желез. Половые особенности роста и созревания.
19. Критерии оценки состояния периферических лимфоузлов, синдромы поражения.
20. Особенности лимфоидной системы у детей. Понятие об иммунодефицитных состояниях.
21. Особенности внутриутробного кровообращения, их диагностическое значение.
22. Основные синдромы поражения кишечника. Диагностическое значение копрограммы.
23. Острая и хроническая сердечная недостаточность у детей.
24. Основные синдромы поражения почек, мочевыводящих путей.
25. Дифференциация функциональных, органических шумов. Признаки поражения мио-, эндо-, перикарда. Понятие о панкардите.
26. Синдром острой и хронической почечной недостаточности.
27. Основные симптомы поражения эритропоэза.
28. Основные синдромы поражения системы крови.
29. Геморрагический синдром, характеристика высыпаний, диагностическое значение гемо- и миелограммы у детей.
30. Клинические признаки сердечно-сосудистой недостаточности, ее степени. Функциональные пробы, методика проведения, их оценка.
31. Особенности жирового обмена у детей. Синдромы нарушений.
32. Синдромы поражения желчевыводящей системы. Состав желчи.
33. Основные симптомы поражения сердца (экстракардиальные и кардиальные).
34. Функциональные пробы при заболеваниях печени, диагностическое
значение.
35. Особенности углеводного обмена у детей, синдромы нарушения.
III. Вскармливание
1. Объем пищи и распределение суточного рациона в различные возрастные периоды.
2. Особенности питания и режим кормящей матери.
3. Классификация молочных смесей, их применение, сроки введения
4. Потребность детей в минеральных веществах, витаминах и способы их обеспечения.
5. Кислые смеси в питании детей, сроки введения, объем и их преимущество.
6. Организация питания детей старше года.
7. Сухие и консервированные продукты в питании детей раннего возраста.
8. Правила вскармливания новорожденного первых 10 дней жизни (частота кормления, способы суточного объема пищи).
9. Коррекция питания при различных видах вскармливания.
10. Потребность детей первого года жизни при различных видах вскармливания в белках, жирах, углеводах и калориях.
11. Правила и сроки введения отдельных блюд прикорма при различных видах вскармливания.
12. Физиология лактации, факторы ее определяющие. Гипогалактия, методы ее предупреждения и лечения.
13. Преимущества естественного вскармливания (биологическое, иммунологическое и др.).
14. Частоту кормления детей 1-го года жизни. Способы расчета объема пищи для детей старше 2-х недель. Правила естественного вскармливания.
15. Сроки и техника прикладывания ребенка к груди. Режим кормления новорожденного. Свободное вскармливание.
16. Количественные и качественные различия в составе женского и коровьего молока.
17. Правила проведения искусственного вскармливания.
18. Сроки и правила отнятия ребенка от груди.
19. Оценка достаточности питания у ребенка первого года жизни. Критерии адекватной толерантности.
20. Противопоказания и затруднения к кормлению грудью (со стороны матери и ребенка).
21. Блюда прикорма, сроки введения при различных видах вскармливания. Максимально допустимые объемы на 1 году жизни.
22. Правила и проведение искусственного вскармливания.
23. Вскармливание новорожденного первых 10 дней жизни. Техника прикладывания к груди, способы расчета объема кормления, частота кормления и т.д.
24. Правила смешанного вскармливания. Контрольное взвешивание. Техника введения докорма.
25. Потребность детей до года в белках, жирах, углеводах, калориях при различных видах вскармливания.
26. Вскармливание ребенка сцеженным молоком. Работа молочной кухни. Особенности донорского молока.
27. Прикорм, необходимость его введения, техника и сроки введения. Блюда прикорма, их приготовление.
28. Режим кормления детей первого года жизни при различных видах вскармливания. Обоснование его.
29. Искусственное вскармливание. Основные законы. Применяемые смеси. Понятие «гарантийное молоко».
30. Организация питания детей в дошкольных учреждениях.
31. Молочные смеси (адаптированные и неадаптированные), их применение.
32. Гипогалактия (формы, степени) ее причины, борьба с ней.
33. Заменители женского молока. Классификация заменителей женского молока. Сроки введения.
34. Потребность детей старше года в белках, жирах, углеводах, калориях.
35. Противопоказания к первому прикладыванию к груди со стороны матери и ребенка.