Джордж Оруэлл (настоящее имя - Эрик Артур Блэр) (1903-1950) - выдающийся английский писатель, прославившийся в конце сороковых годовблагодаря двум блестящим сатирическим произведениям, обличающим тоталитаризм: современной басне «Скотный двор» с участием животных, в которой высмеивается сталинизм, и философско-политическому сатирическому роману «1984», написанному в 1948 г., то есть название - простая перестановка последних цифр. Хотя второе произведение считают сатирой на тоталитарный СССР, многие усматривают в нем сходство с современным состоянием США с их излишней политкорректностью и толерантностью, а также стремлением взять граждан под тотальный надзор.
Центральная проблема романа Оруэлла такова: до какой степени насилие способно превратить человека не просто в раба, а в убежденного сторонника системы. Тайна тоталитаризма в том, что он массово превращал мыслящих людей в покорное, радостно подчиняющееся тирану стадо (ср. гитлеровская Германия).
В основе сюжета – столкновение личности и государства, основанное на ненависти, духовное уничтожение. Проблема раскрывается с помощью фантасмагории, гротеска, символики. Сам Оруэлл утверждал, что его книга не является пророческой, она - лишь предупреждение об угрозе тоталитаризма, вне зависимости от его происхождения.
Мир, который писатель изобразил в романе, разделен на три постоянно воюющих друг с другом государства - Океанию, Евразию и Остазию. Океанией правит «Старший Брат». В стране преследуется мысль, правда, любовь, все нормальные проявления личности, упразднены культура и сам человек, изъясняющийся на чудовищном новоязе. Людям промывают мозги, заставляя верить в то, что Океания - идеальное государство, а ее политическая система («ангсоц», что на языке океанийской пропаганды означает «английский социализм») - высшее благо для граждан. Результаты «промывки» непрерывно контролируются системой тотальной слежки за гражданами (телеподсматриватель, вертолет-муха ). Неограниченная власть партии требует, чтобы у ее членов были не только правильные воззрения, но и правильные инстинкты.
|
Министерство правды ведает информацией, образованием, досугом; министерство любви заботится о благонамеренности граждан; министерство мира ведает войной, министерство изобилия отвечает за экономику. Миниправ, минилюб, минимир, минизо, как они называются на новоязе, существуют, но в стране нет ни правды, ни любви, ни мира, ни изобилия.
Жителям Океании постоянно внушают, что идет война и что они живут по суровым законам военного времени. Иногда в Лондоне действительно падают ракеты, но вражеские они или нет, неизвестно. Три партийных лозунга, которые в Океании можно видеть повсюду, отражают суть политики тоталитарного общества: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – это сила».
Людские души калечит ложь, выдаваемая за правду, двухминутки ненависти, парады на гигантских стадионах, марши днем и ночью с флагами и факелами, лозунгами, плакатами, портретами вождей в руках, демонстрации верности и преданности власть имущим, которые превращают собравшихся людей в какого-то страшного зверя, что ревет и беснуется, славя Старшего Брата.
Государство держит своих граждан под постоянным контролем с помощью не только системы наблюдения, но и шпионажа, доносов. Но и этого ему мало. Введена также тотальная форма самоконтроля и самоцензуры — самое страшное из всего, что только может быть, так как самоцензура подавляет желание свободно мыслить, предупреждает так называемые мыслепреступления, то есть инакомыслие, за которое в Океании грозит смерть. В этом государстве постоянно исчезают люди, как правило, по ночам. «Твое имя вынуто из списков, все упоминания о том, что ты делал, стерты, факт твоего существования отрицается и будет забыт. Ты отменен, уничтожен: как принято говорить, распылен».
|
Главный герой романа - Уинстон Смит, сотрудник Министерства правды, - по роду своей службы занимается «коррекцией прошлого», исправляя в старой прессе и книгах все то, что не соответствует текущей официальной точке зрения. При этом он с тоской мечтает о смутно представляемой им исторической правде и возможности свободно мыслить. Как и все граждане Океании, Смит везде чувствует на себе взгляд Старшего Брата, но с какого-то момента он выходит из-под контроля и встречается с женщиной по имени Джулия, которая «не вписывается в систему». Любовь к Джулии и ночные разговоры с ней о страшном обществе, в котором они живут, становятся единственным светлым пятном в жизни Смита.
Вскоре следует неизбежный арест героя. Мыслепол (полиция мыслей) умеет делать так, что даже любящие люди показывают друг на друга на допросе. Воплощением Государства, Старшего брата становится О`Брайен, который и объясняет суть тоталитаризма, его жизнестойкость, то, что насилие оказывается сильнее любви. Уинстона подвергают «перевоспитанию» физическими и психологическими пытками. Полностью сломленный, он возвращается в общество, чувствуя глубокую благодарность и любовь к Старшему Брату. О духовной смерти героя автор говорит так: «Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончена. Он научился писать 2 х 2 = 5. Он одержал над собой победу. Он полюбил Старшего Брата».
|
Автор пишет о социальной болезни XX века, которая по-разному проявляется, но всегда убивает личность, укрепляя тем самым власть Старшего Брата или анонимной бюрократии, власть техники, сталинизм, национализм. Такая власть не создает ничего, кроме рабства и страха.
О'Брайен, пытающий и расстреливающий в подвалах Министерства любви, формулирует основное правило системы: «Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть». В XX веке тоталитарная идея стала основой многих утопий, которые, осуществляясь, оказывались кошмаром. Оруэлл показал общество, где это произошло. И оно узнаваемо, как модель, имеющая достаточно много подражаний.
Таким образом, «1984» Оруэлла – это антиутопия, роман-предупреждение о том, что, если курс движения истории не изменится, то люди по всему миру потеряют свои самые человечные качества, превратятся в бездушные автоматы и даже не будут подозревать об этом.