Прикамские земли известны русским уже с ХI в., именно тогда в русских летописях появляются упоминания о нашем крае. Однако в этот период и на более позднем этапе, в ХIV—ХV вв., появление русских носило стихийный и эпизодический характер. Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, Перми Великой, где уже в конце ХV — начале ХVI вв. начинает складываться очаг русского старожильческого населения. К началу ХVII в. русское население проживало в Чердынском и Соликамском уездах, вотчине Строгановых. Однако русское население было еще малочисленным. Так, в Соликамском уезде в 1579 г., кроме уездного центра с населением 201 человек мужского пола, население численностью 205 человек мужского пола проживало в 23 деревнях, 11 починках, 3 займищах20. Основу русского населения Прикамья на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера. (3, стр. 13)
С середины ХVII в. Прикамье приняло миграционную волну, связанную с расколом Русской церкви, переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в ХVIII в. Крупные очаги старообрядческого населения сложились в Чердынском уезде на Верхней Колве и Язьве, на территории Верхокамья Русские принесли в Прикамье традиции пашенного земледелия; наряду с земледелием развивалось животноводство. В северных районах Прикамья большое значение имели охота и рыболовство. Развивались и домашние ремесла, обработка дерева, ткачество. В XIX в. активно распространяются кустарные промыслы и ремесла.
В новых природно-климатических условиях, на территории, освоенной другими народами, русские традиции приобрели специфические черты.
Следом за исследователями, отметим единство основных элементов одежды разных народов, проживающих на разных территориях уезда. Но вместе с тем наблюдаются некоторые специфические черты.
|
В ЧКМ мы познакомились с коллекцией традиционного русского костюма «Пермь Великая», созданной народным мастером Пермского края О.И. Шейерман по материалам экспедиций по Северному Прикамью. Как мы узнали в музее, костюм русских Северного Прикамья имеет свои особенности – аскетичность, сдержанность и приспособленность для занятий разными видами деятельности. Это связано с тем, что край наш суров и русским приходилось бороться за выживание. Здесь они встретились с местным населением – коми-пермяками, вогулами (манси). Вот поэтому костюм русского населения сочетает в себе традиции северорусского костюма первопереселенцев и национальное своеобразие одежды коми-пермяков и других этнических групп.
Материалы коллекции, книга Т.Р. Вальковой «Русский праздничный костюм Пермской земли», книги Г.Н. Чагина, а так же экспонаты музея помогли нам сделать бумажную коллекцию для нашей куклы. В музее мы увидели материал и приспособления для набойки, которыми пользовались ремесленники-синильщики. Работники музея рассказали о технике нанесения рисунка на ткань.
Традиционный женский костюм – относится к северорусскому типу, его основу составляли рубаха с сарафаном. Сарафаны были круглыми из льняной ткани с применением печати или косоклинные из чёрной или синей льняной ткани (сушины, шушины). Вдоль застёжек или верхнего среза сарафаны были окантованы полосками из цветной льняной ткани, металлическими пуговицами. Затем стали носить круглый из прямых полотнищ, собранных в боры в верхней части.
|
Рубахи были составными из белого льняного полотна. В отличие от рубах других территорий Пермского края верхняя часть могла быть на кокетке из клетчатой пестряди. (рис.1)Реже носили рубахи с прямыми поликами из красной льняной ткани (рис. 2), вышитыми в технике «крест», «счётная гладь», декорированы геометрическим орнаментом в технике «браное ткачество». Рукава были прямыми с вышивкой в технике «набор». (рис.3) Нижняя часть рубахи состояла из грубой льняной домотканины (становины).
Позже стали носить юбку с кофтой «парочку». (рис. 2)
Женщины носили запоны из льняного полотна или домотканой пестряди. Низ запона украшали цветными льняными бейками и оборками из ситца, отделками в технике «браное ткачество».(рис. 5)
В девичьем костюме мы встретили душегрею из парчовой ткани распашную на лямках. (рис.4) Душегреи и юбки вместо сарафанов носили и женщины из купеческих и мещанских семей. Сарафаны же для них шили из парчи или шёлковых тканей.
Пожилые женщины носили кофты, телогрейки и юбки, а старые – шугаи – это те же кофты, но с рукавами и длиннее. Телогрейка без рукавов носилась с белой кисейной или ситцевой рубашкой.
Головные уборы девушек - ленты, налобные повязки, вышитые жемчугом, канителью и стразами, платки.
Женские головные уборы – кокошники из полукруглого твёрдого очелья, украшеннй бисером, перламутром, золотой нитью. Его делали с мягкой тыльной частью в виде чепца (рис. 6). Реже носили шамшуры (шёлковые, вышитые), а так же сборники, повойники, чехлики, моршни, наколки. Девичий головной убор отличался от женского тем, что девушкам не нужно было закрывать волосы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать свои волосы от посторонних.
|
Пояса ткали из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных нитей; плели из золотистого галуна.
Мужской костюм состоял из пестрядинной рубахи туникообразного покроя, косоворотки. Воротник – стойка, нагрудный разрез справа с вышитой накладной широкой планкой в технике «счётная гладь». Рукава длинные прямые, с квадратной ластовицей. Штаны (порты) шили из полосатой пестряди с широким шагом из двух узких штанин и двух вставок трапециевидного типа. Верх садили на пояс, застёгивали спереди на пуговицу. Головной убор – шапка из войлока. Позднее получили распространение картузы с козырьком на околышке. (рис. 7)
Пояс – покромка, ткали из шерстяных и льняных нитей.
Зимой и летом женщины и мужчины носили однобортные кафтаны (пониток, шабур, сибирка, армяк)
Обувь мужчин и женщинбылапрактически одинаковой.Делалась она из шкурживотных,древесной коры, режеиз меха.В конце 17 – начале 18 векапоявилась валяная обувь. Особенностью лаптей чердынских русских было то, что делали их не только из лыка, но и «подковыривали» берестой и опушняли, внутри опушня по краю продёргивали пояски-завязки.
Хозяйственные занятия требовали специальной рабочей одежды для того или иного случая. Глухие запоны туникообразного покроя с рукавами одевали во время выполнения таких работ. Охотники носили лузаны в чёрно-белую полоску. Их шили из кожи или полотна. Нижние концы тесёмками закреплялись на поясе. В карманы складывали компас и другие принадлежности, шкурки добытой пушнины закладывали за полотно. (8)
Таким образом, при единстве основных элементов традиционного костюма имелись особенности в крое, шитье, цвете, наборе предметов. Костюмы жителей нашего края были ярких цветов, они не любили тёмное.