Манси - один из народов угорской группы финно-угорской семьи языков, родственный по языку и происхождению хантам и венграм.
Мансийское население Прикамья никогда не было многочисленным. К ним относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. В XVI—XVIII вв. они проживали в верховьях рек западного склона Уральского хребта (3, стр. 21).
В этот же период сформировались компактные группы мансийского населения в верховьях р. Вишера и ее притоков— вишерские или чердынские манси; по р. Чусовой - чусовские или кунгурские. Вишерские манси в 1751 г. приняли православие.
Территория Чердынского уезда включала в себя значительную часть современного Коми округа (Юрла, Гайны, Коса), нижней Печоры и ее притоков (южные районы Республики Коми), а также значительную часть Поясового хребта Уральских гор (рек Ушма, Пурма, Большая и Малая Тошемки). Вся северо-восточная часть этого огромного региона являлась традиционными землями проживания, кочевок и охоты чердынских вогулов.
Вишерские, а точнее чердынские манси еще каких-нибудь 100 – 120 лет воспринимались как «дикая», но вполне обычная часть населения Чердынского уезда, с которой у колвинских и вишерских жителей всегда были тесные контакты. Значительное уменьшение манси произошло в Чердынском уезде в связи с перекочевкой части мансийского населения в конце 1850-х гг. в Зауралье, на реку Лозьву, в Верхотурский уезд. Территорией расселения вишерских манси в Чердынском уезде были верховья реки Вишеры. В конце XIX века манси населяли лишь деревню Усть-Улс, где кроме них проживали также и русские. Мансийское оседлое население Усть-Улса испытало значительное влияние со стороны русских, многие из них уже не знали родного языка, а для материальной и духовной культуры также были характерны заимствования русских традиций.До середины XIX века на Верхней Вишере сохранялись мансийские становья, в которых манси сохраняли традиционный образ жизни и многие элементы этнической культуры. В конце 1850-х гг. значительная их часть переселилась в Зауралье, в Верхотурский уезд. Из переселившихся за Урал манси некоторые продолжали кочевать на Верхней Вишере в пределах Чердынского уезда. Род Бахтияровых, кочующий на Вишере, был представлен главой рода Степаном, с которым кочевали семьи трех его сыновей, а также семья племянника Степана. Семьи кочевых манси сохраняли как традиционный быт, так и родной язык, а некоторые и совсем не говорили по-русски.
Согласно списку населенных мест Пермской губернии, в середине XIX века манси оседло проживали в Кунгурском уезде численностью 162 человека, в деревне Бабенки – 52 человека и в деревне Копчик – 110, а в Чердынском уезде, в деревне Усть-Улс, их было, по разным сведениям, от 42 до 65 человек. Всего численность манси на территории Пермского Прикамья в этот период составляла 204 человека.
Значительное уменьшение манси произошло в Чердынском уезде, что связано с перекочевкой части мансийского населения в конце 1850-х гг. в Зауралье, на реку Лозьву, в Верхотурский уезд. Еще в 1857 году численность чердынских манси составляла 138 человек. Но уже по результатам переписи 1897 года кунгурских манси насчитывалось 193 человека, а чердынских – 79 человек.
По разным данным, число чердынских вогулов в XVIII – XX веках колебалось примерно от 120 до 50 человек, и это на огромной территории около 3200 кв.км, т.е. в среднем 1 человек на 50 – 70 кв.км. В советское время численность мансийского населения продолжала сокращаться, изменилась территория их расселения, в местах прежнего проживания манси почти не осталось, исчезли и мансийские деревни.
Современное мансийское население Пермского края разбросано небольшой численностью по многим районам и составляло в 1989 году 26 человек, а в 2002 году – 31. По реке Чусовой последними переписями населения манси не отмечено, а наибольшее их количество – 10 человек – в 2002 году было зафиксировано в Красновишерском районе.
|
|
Основным занятием вишерских манси были охота и рыболовство, они вели полуоседлый образ жизни, чусовские манси занимались земледелием.
«Я тем временем с любопытством рассматривал дикарей. Их одеяние состояло из облезлых совиков, подпоясанных кожаным поясом, на котором висел нож с ручкой из оленьего рога. На ногах надеты «гамаши» - род котов из оленьей кожи. Черные волосы заплетены в несколько косичек с красными лентами. На лицах нет и признака растительности. Глаза с косым разрезом, маленький нос, - не придавали этим детям пустыни особенной красоты… По-русски они не знали ни одного слова».
Н.П.Белдыцкий
Территория Чердынского района до недавнего времени включала в себя значительную часть современного Коми округа (Юрла, Гайны, Коса), нижней Печоры и ее притоков (южные районы республики Коми), а также значительную часть Поясового хребта Уральских гор. Вся северо-восточная часть этого огромного региона являлась традиционными землями проживания, кочевок и охоты Чердынских вогулов. На этих громадных пространствах еще остались следы присутствия этого интересного народа. Вам представляется возможность самим пройти по этим землям, исследовать ныне заброшенные стойбища и охотничьи угодья, а возможно и обнаружить артефакты и иные необычные свидетельства их жизни. Возможно, Ваши находки и исследования пополнят историю летописи народа Манси.
А это из работы «Покинутый мир чердынских манси»,
авторы которой А.В. Карцев и А. Н. Казанцев. «Прикамский север – это значительная часть двух больших районов – Чердынского и Красновишерского, мест уникальных как в географическом, так и историческом отношении. Огромный регион, который в XIX веке раскинулся от Косы и Юрлы до Верхней Печоры, носил название Чердынского уезда. Именно через эти земли пришло на территорию Чердынского Урала русское население - пришло не на пустое место и не в безлюдную глушь: почти весь северо-восток, с верховьями таких рек, как Колва, Березовая, Вишера и Печора, а также реками Лозьва и Северная Сосьва, составляли земли чердынских (вишерских) манси, рассеянных на этой огромной территории в XVII – XX вв. Сегодня на западном склоне Урала живет лишь одна семья манси – Бахтияровы. Однако остались мансийские названия мест, рек, гор и ручьев, перегонные оленьи тропы, охотничьи знаки, а в северных деревнях охотники до сих пор пользуются приемами охоты и рыболовства, перенятыми у манси. И мы, живя в условиях севера, иногда сами того не замечая, пользуемся бытовыми или иными навыками этого народа. Встречи с семьей Бахтияровых, с беседы со старожилами верховий Колвы и Вишеры не могли не вызвать у нас интерес к народу манси, к его материальной и духовной культуре.
Сначала наша работа сводилась лишь к сбору артефактов (предметов быта, одежды, изделий и т.д.), фото- и видеосъемке интересных краеведческих и природных объектов, потом захотелось узнать об этом больше. Мы задались целью выявить взаимовлияние русского населения Чердынского края и чердынских манси в хозяйственной и бытовой сфере.
В основу работы положены наши собственные многолетние наблюдения, фото- и видеоматериалы, беседы с местным населением, полевые записи, а также предметы быта, собранные в ходе экспедиций по Северному Уралу участниками турклуба «Кемзелка» села Покчи в течение 5 лет»
|
Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном.
Верхней одеждой мужчин и женщин была сшитая из оленьих шкур мехом внутрь малица (моолча) или мехом наружу парка. В сильные морозы надевали меховую накидку с капюшоном (гусь). Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.
Охотничьей промысловой одеждой был луз (суконная одежда без рукавов, с незашитыми боками, пришитыми изнутри спереди и сзади карманами). Подобный лузан, но без капюшона, бытовал у многих уральских народов как охотничья одеждаНа ногах носили меховые или суконные чулки, обувь из кожи и меха. С конца XVIII в. в быту манси распространяется одежда, схожая по крою с русской. Элементы традиционного костюма дольше оставались в быту промысловиков. Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов. Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы. Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц. Пушнина почти не использовалась. Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.
Бытовала и одежда из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые покупали или ткали сами, что достоверно фиксируется в письменных источниках середины XIX в. Ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных. Лозьвинские и сосьвенские манси употребляют слово тор в значении ткань, платок, словом нуй обозначают сукно. Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками.
Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу. Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги. Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке.
Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами. Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками. К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя - для предохранения от несчастий. Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву - например, егобросали в воду, чтобы избежать опасности.
Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.
Интерес вызывает мужская мансийская прическа. Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами. В ушах носили серьги. Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. Такую имели и североамериканские индейцы. В литературе отмечается, что такой обычай манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах. Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах. Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу. (10)
Женский костюм также своеобразен, как и мужской. С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей. Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту. Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан. По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером. Бисером украшался и воротник рубахи.
Носили халат, на голову накидывали большой платок.(рис. 19)
Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха - сахи. Самой нарядной считалась шуба белого цвета. Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки. Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом. В каждой местности был свой орнамент. Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя.
Женщины носили также распашные кафтаны - нуйсахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.
Манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами. В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам - из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки. В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами - шугаями.
Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Праздничные чулки обязательно орнаментировали. Кожаная поверхность няр расшивалась бисером. Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.
Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток. В начале XX в. распространились покупные платки и шали. Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо. На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника - от изображений духов. Долго сохранялось поверье, что ходить без платка - значит навлекать на себя несчастье. Об этом есть фольклорные сведения. Но имеет ли отношение к этой традиции мусульманская вера - сказать трудно.
Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.
Девушки носили головные повязки - панжос. Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, "что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии". Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов.
У всех групп манси бытовало нагрудное украшение - турлапс. Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани. Иногда нагрудник делали из красного или синего сукна и украшали его оловянными бляшками. Женщины любили носить кольца, серьги. Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные жгуты; иногда использовались металлические и костяные подвески.
В целом одежда манси - типичная одежда таежного охотничье-рыболовецкого населения с сохранением некоторых элементов облачения их степных предков (9).
Мы не составили словарь одежды манси и кроссворд. Эту работу можно сделать в ходе знакомства с данной статьёй по примеру коми-пермяцкой одежды.
Заключение.
Костюм – воплощение представлений народа об идеальном облике людей своей нации. В разные периоды истории в костюме сочетались сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. В силу эмоциональности женщин, внутренней потребности к красоте женский костюм отличается особым своеобразием. В костюме как в зеркале отразились занятия народов, климат и традиции; идеалы красоты и религия; контакты с другими народами. В своей работе мы описали народные костюмы трёх народов, которые проживали на территории огромного Чердынского уезда в конце 19 – начале 20 вв. Проживание народов на одной территории наложило след на национальные костюмы и его элементы. В некоторых элементах национальной одежды присутствуют элементы одежды других народов.
Все костюмы состояли из одинаковогонабора предметов. Так мужчины и женщины носили рубахи.Рубахи коми-пермяков и русских достигли полного сходства в покрое, но украшения их сохранялись согласно собственным вкусам. Поверх рубахи одевался сарафан. В Прикамье почти повсеместно для обозначения этого вида одежды употребляли слово дубас. Головные уборы тоже называли одинаково (кокошники, шамшуры, венцы) и делали из одинакового материала.
Одежда и обувь была праздничной и будничной, шилась для хозяйственных нужд (запоны, лузаны). Одежду нашего края отличает яркость красок. Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием. Обязательным элементом одежды у всех были пояса. Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.
Различалась одежда только деталями, некоторыми элементами покроя, размером и украшениями. Связано это было с особенными условиями жизни, занятиями, что особенно ярко видно на примере костюма манси.
Фотографии, экспонаты из коллекции краеведческого музея, иллюстрации книг и описание народного костюма в работах историков помогли нам создать учебные материалы в виде презентаций, кроссворда и словаря, а так же бумажную коллекцию «Одень куклу».
Источники:
1. Валькова Т.Р. Русский праздничный костюм Пермской земли. Этнографические очерки. – Пермь, 2012. – 102 с.
2. Горбацевич Н.П., Софьин Д.М., Власова О.В., Кормилин Д.А. Мой Пермский край. Странички далёких и близких времён. Учебное пособие для 5-х классов ОО Пермского края. – Пермь: «Книжный мир», 2015.
3. Народы Пермского края: Истоки. Становление. Развитие: научно- популярная энциклопедия. - Пермь: ОТ и ДО, 2010. - 140 с.
4. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. - Екатеринбург, 2002.
5. Черных А.В. Народы Пермского края. Культура и этнография. - Пермь: Издательство "Пушка", 2007.
6. www.istina-oro.usoz.ru
7. https://kudportal.ru/natsionalynaya-odezhda-komi-permyakov
8. z:\CorvDoc\allref2\https://www.culturemap.ru/?region=140&topic=13&subtopic=41&id=2269 – этническая история коми-пермяков.
9. https://www.culturemap.ru/?region=140&topic=13&subtopic=41&id=2305 – Манси Прикамья
10. https://finugor.ru/en/node/14862/793?titles=off. Одежда манси
11. https://kem-tur.narod.ru/p81aa1.html. Чердынские вогулы
12. https://uraloved.ru/ludi-urala/narody-urala
13. https://starye-karty.litera-ru.ru/uezd/perm_karta-cherdynskiy_uezd.html
14. https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
ПРИЛОЖЕНИЯ