Гипотеза: Костюм отражает историю народа, его связи с соседями, особенности природно-климатических условий, хозяйственной жизни.




МАОУ «Рябининская СОШ»

 

Учебный проект-исследование

 

 

Костюмы Перми Великой

 

 

Автор: Ершова Дана, Ученица 6 класса
МАОУ «Рябининская СОШ» Руководитель: Мальцева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Рябининская СОШ»  

 

Описание учебного проекта.

Актуальность и постановка проблемы. Совсем недавно в Пермском крае отмечали 10-летие его создания. Мы говорили об его истории, о народах, которые в нём проживают. В разных уголках Пермского края проходят этно-ландшафтные фестивали и даже Этномода («Зов Пармы», КАМWА). Мы участвовали в конкурсах, среди которых встречается много исторических и этнографических заданий («Рысёнок»). И везде мы видим, чтоисторики, модельеры и дизайнеры, художники проявляют интерес к традиционным костюмам разных народов. Поэтому, когда мы стали знакомиться с историей нашего края подробней, нас заинтересовал вопрос, а есть ли на территории нашего района традиционные костюмы народов, которые его населяли в прошлом. Изучению традиционного народного костюма в Чердынском уезде посвящается наша проектная и исследовательская работа. Мы задались целью познакомиться поближе с этим видом народного творчества и проследить, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.

Участники проекта – ученики 6 класса

Продолжительность проекта – 2 месяца

Основополагающий вопрос: Что можно узнать об образе жизни народа по его одежде.

Проблемные вопросы:

- как народный костюм связан с занятиями народа, местом жительства (взаимовлияние народов);

- что общего и особенного в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в конце 19 – нач. 20 вв. (именно в это время появляются исследования о народной одежде чердынского уезда)

Учебные вопросы:

- Из каких вещей состоял женский и мужской национальный костюм, дополняющие элементы и аксессуары национального костюма,

- из каких тканей и материалов изготавливали одежду

Практический результат:

- учебные материалы для курса «Мой Пермский край» и подготовки ребят к конкурсам

Этапы реализации проекта:

1. Определение темы, целей и задач

2. Выделение групп, планирование работы, поездка в краеведческий музей

3. Работа в группах. Подбор информации, работа в сети Интернет.

4. Оформление текстового материла (статья, презентации)

5. Практическое оформление результатов (сборник познавательных заданий, работа над созданием коллекции костюмов «Одень куклу»).

6. Представление результатов

7. Оценивание, рефлексия

Поисково-исследовательская работа (январь-февраль)

Практическая деятельность (март):

- создать учебные материалы, в которые войдут кроссворды, словари, пословицы и поговорки, коллекция «Одень куклу».

- представить их ученикам начальных классов.

В дальнейшем материал будет пополняться по мере выполнения заданий ребятами, которые тоже смогут нарисовать костюмы, составить свои кроссворды, дополнить статью.

Интересно будет создать такие материалы про еду, праздники и др.

Материалы по результатам исследования.

Введение.

Роль одежды как спутника людей на всех этапах их жизни и деятельности неоценима.

- Одежда спасала человека от холода, болезней.

- Но кроме этого она еще и украшала его внешний облик, оберегала от неприятностей и

- наряду с другими видами искусства стала доставлять ему эстетическое наслаждение.

К этому древнему виду искусства до сих пор обращаются художники и модельеры, черпая из этого источника новые идеи и вдохновение, в моделировании костюма используются элементы народного стиля.

Народную одежду особым образом шили, украшали,поэтому её можно считать особым символом народа.

Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон — Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути - определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России. Только официальный перечень народов Пермского края включает более 120. В список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы. (3)

Цель:

Выявить общее и особенное в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в 19 – нач. 20 вв.

На примере одежды получить представление о жизни его жителей.

Задачи:

1. Узнать о том, какие народы проживали на территории Чердынского уезда в к. 19 – нач. 20 вв.

2. Выяснить, из каких вещей состоял женский и мужской национальный костюм, из каких тканей и материалов изготавливали одежду, какими были дополняющие элементы и аксессуары национального костюма.

3. Выявить общее и особенное в национальных костюмах жителей уезда.

Предмет: особенности одежды народов Чердынского уезда

Объект: одежда, как элемент повседневности

 

В ходе исследования используются разнообразные источники: работы известных исследователей истории и этнографии Урала Чагина Г.Н., Черных А.В., работы участников экспедиций прошлого и настоящего, коллекции фотографий и экспонаты ЧКМ им. А.С. Пушкина; ресурсы Интернета: статьи сайтов «Ураловед» и национальных сайтов, документы, фотографии, архивный материал и др. Мы познакомились с образцами национальных костюмов в нашем краеведческом музее.

Затем, собрав материал, обобщали и сравнивали полученную информацию, оформили результаты исследования в виде письменной работы, презентации.

Гипотеза: Костюм отражает историю народа, его связи с соседями, особенности природно-климатических условий, хозяйственной жизни.

Сейчас в нашем районе большинством населения являются русские. Сегодня о былом пребывании коми-пермяков на этих землях говорят географические названия, восходящие к коми-пермяцкому языку, названия рек на -ва, поселений на -горт, -дор и т.д. (3)

В музее есть фотографии чердынских вогулов (манси), которые проживали и кочевали на северо-востоке уезда. На эти земли сегодня совершают походы туристы и исследователи, о них мы прочитали в Интернете. (11) Народную одежду особым образом шили, украшали,поэтому её можно считать особым символом народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: