МАОУ «Рябининская СОШ»
Учебный проект-исследование
Костюмы Перми Великой
Автор: Ершова Дана, Ученица 6 класса |
МАОУ «Рябининская СОШ» Руководитель: Мальцева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Рябининская СОШ» |
Описание учебного проекта.
Актуальность и постановка проблемы. Совсем недавно в Пермском крае отмечали 10-летие его создания. Мы говорили об его истории, о народах, которые в нём проживают. В разных уголках Пермского края проходят этно-ландшафтные фестивали и даже Этномода («Зов Пармы», КАМWА). Мы участвовали в конкурсах, среди которых встречается много исторических и этнографических заданий («Рысёнок»). И везде мы видим, чтоисторики, модельеры и дизайнеры, художники проявляют интерес к традиционным костюмам разных народов. Поэтому, когда мы стали знакомиться с историей нашего края подробней, нас заинтересовал вопрос, а есть ли на территории нашего района традиционные костюмы народов, которые его населяли в прошлом. Изучению традиционного народного костюма в Чердынском уезде посвящается наша проектная и исследовательская работа. Мы задались целью познакомиться поближе с этим видом народного творчества и проследить, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.
Участники проекта – ученики 6 класса
Продолжительность проекта – 2 месяца
Основополагающий вопрос: Что можно узнать об образе жизни народа по его одежде.
Проблемные вопросы:
- как народный костюм связан с занятиями народа, местом жительства (взаимовлияние народов);
- что общего и особенного в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в конце 19 – нач. 20 вв. (именно в это время появляются исследования о народной одежде чердынского уезда)
|
Учебные вопросы:
- Из каких вещей состоял женский и мужской национальный костюм, дополняющие элементы и аксессуары национального костюма,
- из каких тканей и материалов изготавливали одежду
Практический результат:
- учебные материалы для курса «Мой Пермский край» и подготовки ребят к конкурсам
Этапы реализации проекта:
1. Определение темы, целей и задач
2. Выделение групп, планирование работы, поездка в краеведческий музей
3. Работа в группах. Подбор информации, работа в сети Интернет.
4. Оформление текстового материла (статья, презентации)
5. Практическое оформление результатов (сборник познавательных заданий, работа над созданием коллекции костюмов «Одень куклу»).
6. Представление результатов
7. Оценивание, рефлексия
Поисково-исследовательская работа (январь-февраль)
Практическая деятельность (март):
- создать учебные материалы, в которые войдут кроссворды, словари, пословицы и поговорки, коллекция «Одень куклу».
- представить их ученикам начальных классов.
В дальнейшем материал будет пополняться по мере выполнения заданий ребятами, которые тоже смогут нарисовать костюмы, составить свои кроссворды, дополнить статью.
Интересно будет создать такие материалы про еду, праздники и др.
Материалы по результатам исследования.
Введение.
Роль одежды как спутника людей на всех этапах их жизни и деятельности неоценима.
- Одежда спасала человека от холода, болезней.
|
- Но кроме этого она еще и украшала его внешний облик, оберегала от неприятностей и
- наряду с другими видами искусства стала доставлять ему эстетическое наслаждение.
К этому древнему виду искусства до сих пор обращаются художники и модельеры, черпая из этого источника новые идеи и вдохновение, в моделировании костюма используются элементы народного стиля.
Народную одежду особым образом шили, украшали,поэтому её можно считать особым символом народа.
Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон — Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути - определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России. Только официальный перечень народов Пермского края включает более 120. В список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы. (3)
Цель:
Выявить общее и особенное в национальной одежде коми-пермяков, русских и манси, проживающих в Чердынском уезде в 19 – нач. 20 вв.
На примере одежды получить представление о жизни его жителей.
Задачи:
1. Узнать о том, какие народы проживали на территории Чердынского уезда в к. 19 – нач. 20 вв.
2. Выяснить, из каких вещей состоял женский и мужской национальный костюм, из каких тканей и материалов изготавливали одежду, какими были дополняющие элементы и аксессуары национального костюма.
|
3. Выявить общее и особенное в национальных костюмах жителей уезда.
Предмет: особенности одежды народов Чердынского уезда
Объект: одежда, как элемент повседневности
В ходе исследования используются разнообразные источники: работы известных исследователей истории и этнографии Урала Чагина Г.Н., Черных А.В., работы участников экспедиций прошлого и настоящего, коллекции фотографий и экспонаты ЧКМ им. А.С. Пушкина; ресурсы Интернета: статьи сайтов «Ураловед» и национальных сайтов, документы, фотографии, архивный материал и др. Мы познакомились с образцами национальных костюмов в нашем краеведческом музее.
Затем, собрав материал, обобщали и сравнивали полученную информацию, оформили результаты исследования в виде письменной работы, презентации.
Гипотеза: Костюм отражает историю народа, его связи с соседями, особенности природно-климатических условий, хозяйственной жизни.
Сейчас в нашем районе большинством населения являются русские. Сегодня о былом пребывании коми-пермяков на этих землях говорят географические названия, восходящие к коми-пермяцкому языку, названия рек на -ва, поселений на -горт, -дор и т.д. (3)
В музее есть фотографии чердынских вогулов (манси), которые проживали и кочевали на северо-востоке уезда. На эти земли сегодня совершают походы туристы и исследователи, о них мы прочитали в Интернете. (11) Народную одежду особым образом шили, украшали,поэтому её можно считать особым символом народа.