Виды и способы интеграции




Физические ограничения: приговор или новые возможности

 

Выполнила: ученица 10 Б класса
Авхутская Алена.

Научный руководитель: педагог-психолог
учитель I категории
Войцешко Елена Валерьевна.

 

 

Санкт-Петербург
2017 год

Содержание:

 

Тезаурус…………………………………………………………………………………………. 3

Актуальность, цель, гипотеза, задачи, объект, предмет, методы исследования……………….……………….……………….……………….…………………. 4

Глава 1. Литературный обзор

1.1. История интеграции ………………………..……………………….……………5

1.2. Теории интеграции ……………………………….…………..……………………6

1.3. Социальная интеграция ……………………………….…………..………………7

1.4. Интеграция в России...…………………………………………..…………………8

1.5. Открытие новых возможностей у людей с ОВЗ ………….…….……………….10

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………......……… 14

Выводы…………………………………………………………………………...………...….. 17

Список источников …………………………………………………….……………..………..18

Приложения………………………………………………………………….…...........………..19

 

 

Тезаурус:

Интеграция инвалидов в обществе – это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферыжизнедеятельности: труд, быт, досуг.

Люди с ОВЗ – люди с Ограниченными Возможностями Здоровья

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечёт за собой признание инвалидности.

Инвалидность - состояние, положение инвалида, нетрудоспособность

Актуальность темы: В мире не принято воспринимать наравне людей, которые являются не такими как остальные. Из-за этого человек с ОВЗ может закрываться и терять смысл делать что-то в жизни. Каждый из нас в любой момент может оказаться в подобной ситуации. Несчастные случаи могут привести к потере каких-то человеческих способностей, но хотели ли бы мы чувствовать себя ограниченными из-за этого и ни к чему не способными? Неужели наша жизнь заканчивается на этом? Или это шанс попробовать себя в чем-то новом или вырабатывать силу воли, чтобы идти до конца? Так болезни или физические потери - это приговор? Или новая возможность?

Цель исследования – Доказать, что люди с ограниченными возможностями здоровья могут жить и радоваться жизни наравне с обычными людьми

Гипотеза – Мы предполагаем, что люди с ОВЗ могут открыть в себе задатки и достичь высоких результатов

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить библиографические источники

2. Изучить историю интеграции инвалидов

3. Изучить разные теории об интеграции людей в обществе

4. Открытие новых возможностей при потере других

5. Изучить степень интеграции инвалидов в обществе в России

6. Провести опрос

Объект – Люди с ОВЗ

Предмет – Интеграция людей с ОВЗ в общество

Методы:

  1. Библиографический
  2. Анкетирование
  3. Анализ

Глава I. Литературный обзор

История интеграции

На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов

Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом перехода к данному периоду в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг. и свя­зано с реформами Петра I. Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Переходным моментом к данному этапу эволюции можно считать открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г), для слепых (1784 г), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями. В России открытие первых специальных школ (В Петербурге для глухих - 1806 г и для слепых - 1807 г) связано со знакомством императора Алек­сандра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюна для работы в России.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий де­тей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей можно считать последнюю четверть XIX в - время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время организации специального образования для трех категорий детей. В России становление специальных школ приходится на советский период - 1927-1935 гг. - и связано с Законом о всеобучении.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В Западной Европе этот период длится от начала XX в до конца 70-х гг., он характери­зуется развитием законодательной базы специального образования, а также структурным совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых стро­ках имеется до 20 типов таких спецшкол.

К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста.

В России в 50-60-е гг. осуществляется дифференциация системы специального образования, ее структурное со­вершенствование, переход от 3-х к 8-ми типам спецшкол и 15-ти типам спецшкольного обучения.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг. орга­низационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специальное образования.

В 90-е гг. Россия находилась на этапе перехода от чет­вертого к пятому периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот период и располага­ется на его продвинутой стадии. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат.

Таким образом, через систему специального образования отражается специфика отношения общества к людям с отклонениями в развитии. [1][2]

 

Виды и способы интеграции

Интеграция (в данном случае – синоним слову «реабилитация»)

Можно выделить основные виды реабилитации – это медицинская, представляющая собой комплекс мер, направленный на восстановление утраченных функций, неразрывно с лечебным процессом; образовательная – сложный комплекс, включающий в себя процесс получения инвалидами необходимого общего образования, так же при необходимости – различные виды специальностей и т.д., и материальная – льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в обществе и обеспечивают крайне низкие стандарты существования. Исходя из выше сказанного, я могу смело сказать, что из всех проблем, возникающих в жизни инвалида, самая главная, стоящая на первом месте, это социальная реабилитация – это комплекс действий, направленный на восстановление социальных функций человека, его социального ипсихологического статуса в обществе. Социальная реабилитация является составляющей частью всех выше перечисленных реабилитаций и вообще проблем возникающих в жизни инвалидов. [10]

 

Социальная интеграция

Сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между инвалидом и обществом. Сразу возникает еще один вопрос: почему возникают такие барьеры, и кто их ставит? А поставило эти барьеры общество, которое хочет оградиться от людей. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными (нарушения слуха или зрения), либо интеллектуально-психологическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве. Второй барьер – трудовая изоляция, -из-за патологии инвалид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет вовсе. Из этого вытекает следующий барьер – мало обеспеченность следствие социально - трудовых ограничений, поэтому они вынуждены существовать на пособие, либо на невысокую заработную плату. Информационный барьер с одной стороны уже преодолевается инвалидами, ведь появляется больше инноваций, интернет более доступен, но все, же в связи с мало обеспеченностью, многим они еще не доступны. Еще один немало важный – то эмоциональный барьер, являющийся двусторонним. Он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций, окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости – и отрицательных эмоций инвалида, вызванных неудовлетворённостью в личной жизни – жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гипер-опеки. Эти эмоции затрудняют социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. Безусловно, все барьеры возникают из социальной среды, которая нас окружает, и возникают они из-за её психологической неподготовленности. Сразу хочется задать вопрос почему? Важнейшим условием достижения социальной интеграции является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. В развитых странах этот процесс давно идет.

Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т.п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтернативу. При этом обращает на себя внимание активность респондентов, часто сопровождая свои ответы комментариями, что свидетельствует о его актуальности. Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть равны», «Инвалиды такие же люди, как и здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь наиболее полное моральное удовлетворение». [10]

Интеграция в России

В России, к сожалению, идея равных прав и возможностей не только не присутствует в общественномсознании, но лишь недавно начала осознаваться людьми, ответственными за социальную политику в отношении инвалидов, и не получила должного отражения в правовой сфере. Но даже при полном принятии законодательных мер по реабилитации идеи равных прав и возможностейинвалидов в высших эшелонах власти социальная интеграция не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи, ведь пока мы чего-то не захотим, мы ничего не делаем, сколько бы нам не навязывали.Взаимоотношения инвалидов и здоровых – мощнейший фактор социальной интеграции. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать просто потому, что здоровые не хотят общаться с ними, работодатели опасаются принять на работу (далеко не всегда эффективна распространенная система квот при трудоустройстве:если предприниматель настроен по отношению к инвалидам негативно, он предпочитает платить штрафы, но не принимать инвалидов на работу). Организационные меры по интеграции, не подготовленные психологически, рискуют оказаться неэффективными.

Идею социальной интеграции инвалидов в России на словах поддерживает большинство, однако углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровье предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид – Ваш сосед по дому», «инвалид - коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение, ровно, как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической

лестнице («инвалид – Ваш сосед по квартире», «инвалид – Ваш начальник», «инвалид – представитель органов власти»). В целом, таким образом, можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реализующим конституционные права их наравне со всеми. При этом наиболее негативные установки высказывает молодежь.

Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Так, например, здоровые оценивают качество жизни инвалидов значительно ниже (1,62 балла по 5-балльной шкале), чем сами инвалиды (2,74 балла), признавая серьезность имеющихся у них проблем.

Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, подозрительными, злыми, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастливость». Сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются как отличившиеся в худшую сторону, а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которое сосуществует с симпатией и сочувствием. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов.

Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.д. Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции. [10]

Люди с инвалидностью в России будут чувствовать себя на равных с остальными при условии, что не только инфраструктура городов будет учитывать их потребности, но и окружающие перестанут относиться к ним, как к "неудобным" членам общества, считают опрошенные РИА Новости эксперты в связи с празднованием Международного дня борьбы за права инвалидов.

"Необходимо формировать нетерпимое отношение общества к любым ущемлениям прав инвалидов, а учет потребностей людей с инвалидностью должен стать нормой для всех членов нашего общества", - считает Лекарев.

По словам Ломакина-Румянцева, необходимо менять психологию населения по отношению к людям с ограниченными возможностями. "У нас сейчас модно говорить об инклюзивном образовании, но ни дети, ни их родители, ни педагоги не готовы к этому. Мало приспособить школу под инвалидные коляски, нужно изменить психологию. Кроме того, мы уже давно продвигаем идею о том, что при обучении многих специалистов, в том числе журналистов, строителей, архитекторов, врачей, учителей и так далее, необходимо вводить специальный курс "Понимание инвалидности", чтобы ключевые специалисты в действительности осознавали потребности инвалидов",-подчеркнул Ломакин-Румянцев. [7]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: