Мотивация учебной деятельности, её виды




Мотивы учебной деятельности

Вступление

Слово «мотив» (от франц. motif – двигаю) может трактоваться двояко. С одной стороны, мотив понимается как побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив – это осознанная потребность, являющаяся источником активности человека, следовательно, мотив выражает направление его активности. Мотивы связаны с целями, которые ставит человек.

Мотивация – является одной из фундаментальных составляющих в достижении успеха в любой деятельности. Часто к мотивации относят само желание заниматься деятельностью, определенной работой, но это не точное определение самой мотивации.

Мотивация как желание к работе, деятельности является той важной составляющей для настоящего Успеха, как часть счастливой жизни. Обычно желать работать и получать удовольствие от работы, в таком случае, воспринимается как одно и то же.

Мотивация как потребность выполнения работы не связана с получением удовольствия от работы, но она является: либо частью более глобальной сложной задачи, либо мотивация

Таким образом, м отивация – с одной стороны, это желание к определенной деятельности, с другой, потребность осуществления работы (1).

Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом (мотивация на удовлетворение голода, жажды, потребность во сне и др.)

Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Так как они первостепенны, он не будет думать об учебе, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.

Кроме этого, желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов (2).

Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это есть самоактуализация.

Любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации является следующей ступенью после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.

С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

С другой стороны, процесс обучения и принятие нового – сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания. Потребность в познании и понимании – не ограничена как по времени, так и по достижению (2).

Мотивация играет решающую роль для успеха в любой спортивной деятельности. Всех спортсменов, как любителей, так и профессионалов стоит разделить на два типажа: « Победителей » и « Участвующих» (3).

Мотивация учебной деятельности, её виды

 

Мотивация учебной деятельности – направленная деятельность, побуждающая получать новые знания. Это может быть одним из ключевых факторов успеха в достижении поставленной цели.

В наш научно-прогрессивный век просто жить и не обучатся новому – не возможно (мобильная связь, интернет – так недавно для многих, лет пять назад – это были экзотические название – теперь же – обыденность), а что уже говорить о тех сферах, которые постоянно развиваются (наука, новые технологии …).

Часто люди вынуждены учиться. Но лучше когда есть желание к познанию – этим и занимается одна из разновидностей мотиваций – мотивация учебной деятельности. В целом это могут быть те же общие виды мотивации, но стоит выделить несколько типов к мотивации повышения знаний.

а) Естественная потребность в познании окружающего мира и себя, духовном развитии. Здесь можно выделить еще два подвида: с одной стороны – приобретение знаний – как восполнение природного любопытства, с другой стороны – более личностная потребность связанная с личностным ростом.

б) В соответствии с поставленной цели. Если необходимое знание – является ключевым фактором успеха в достижении намеченной цели.

в) Социальные проявления потребностей человека. Желание знать то же, что и другие. Желание « быть в теме ».

г) Конструктивность мышления. Желание больше узнать для гармонии понимания. У каждого человека своя гармония. Может быть как конструктивной, так и деструктивной. Если что не вяжется – появляется желание – выяснить, почему это « не вяжется » одно с другим.

Выделяют несколько способов в повышении желанию учиться, или способов мотивации к обучению:

1) Выбирать те знания, которые дополняют уже закрепленную информацию.

2) Учиться посильно. Пусть новый учебный материал будет чуть-чуть сложнее.

3) Выработать привычку к познанию. Каждый день новый вопрос у обучающегося – и ответ на него. «Если я ничего нового не узнал сегодня – прожил день зря».

4) Искать другие ответы. Это не столько способ мотивации – сколько реальный практический совет, формирующий понимание, взаимосвязь между успешностью и образованностью. На один и тот же вопрос – можно попробовать обучающемуся получить несколько ответов. Это очень поможет быть гибким в достижении цели и успехе.

5) Полезность. Новый материал – хорошо усваивается с желанием, если обучающейся будете понимать, зачем это нужно или его практическое применения лично для вас.

Школьники наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь зна­ния, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нра­вится узнавать новое», «хочу продолжить образование», «хочу подготовиться к избранной профессии», «хочу радостно преодолевать трудности». Престижные мотивы («привык быть в числе лучших», «не хочу быть худшим», «приятно полу­чать одобрение», «привык все делать хорошо») получали меньшие оценки, но самые низкие оценки давались мотиву «стараюсь избегать неприятностей». В то же время первая группа мотивов скорее была «знаемой», чем реально действую­щей, побуждающей к учению.

Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является, как считает Л. И. Божович, стремление найти свое место среди товари­щей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявле­ние ложной отваги, дурашливость и т. п. имеют ту же цель. Иногда недисциплини­рованность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость.

Имеется определенная связь между успева­емостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и отме­ток. Так, в средних и старших классах у слабоуспевающих учеников мотив на отмет­ку может быть выражен больше, чем на получение знаний, причем это касается не только мальчиков, но и девочек. Превалирование мотива знаний над мотивом отмет­ки имеется только у отличников и «хорошистов* и то в значительно меньшей степе­ни, чем в младших классах.

Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. Это может быть связано с тем, что под влиянием формирующегося у них мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся моти­ваторы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения. Возникает у старшеклассников потребность выработать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: