Условия, которые способствуют развитию познавательного интереса




 

1) Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов, работающими по образовательной системе “Школа 2100”.

2) Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3) Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4) Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. (“Математика” Л. Г. Петерсон)

5) Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.)

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6) Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7) Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8) В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9) Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:

дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);

наглядность;

творческие работы по разным предметам;

участие в предметных олимпиадах;

научно-исследовательская деятельность;

проектная деятельность учащихся;

внеклассные мероприятия по предметам;

индивидуализация (учёт не только способностей, но и интересов);

дифференциация (разноуровневые задания);

использование различных педагогических технологий: игровые, личностно-ориентированные, развивающие, проблемное обучение, компьютерные;

интегрированные уроки;

карточки, перфокарты для индивидуальной работы (6).

Заключение

Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).

Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации младших школьников проходил успешно, педагог решает следующие задачи:

изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование;

выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников;

овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности

Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

Литература

1. https://www.iaim.ru/motivacia-eto/

2. https://www.iaim.ru/maslou-motivaciya-lichnost/

3. https://www.iaim.ru/motivaciya-v-sporte/

4. https://psyera.ru/motivy-uchebnoy-deyatelnosti-2125.htm

5. https://www.e-reading.biz/chapter.php/98177/11/Metodika_prepodavaniya_psihologii__konspekt_lekciii.html

6. https://festival.1september.ru/articles/508288/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: