Опасность оставления Сунн
بسم الله الرحمن الرحيم
Это краткое напоминание себе, а затем нашим братьям и сёстрам, про опасность оставления желательных поклонений и что влечет за собой подобный образ жизни.
У установленных Сунн есть великое место в Шариате, и большая польза в увеличении Имана, защите от дурного.
Среди польз от желательных поклонений:
То, что они замещают недостатки, которые есть в обязательных поклонениях, благодаря чему человек не попадет в Огонь за плохое исполнение обязательных поклонений - однако будет взято из его желательных дел
Сказал Посланник Аллаха (мир ему):
أول ما يحاسب الناس به يوم القيامة من أعمالهم الصلاة، قال: يقول ربنا عز وجل للملائكة وهو أعلم: انظروا في صلاة عبدي أتمها أم نقصها، فإن كانت تامة كتبت له تامة، وإن كان انتقص منها شيئا، قال: انظروا هل لعبدي من تطوع، فإن كان له تطوع، قال أتموا لعبدي فريضته من تطوعه، ثم تؤخذ الأعمال على ذلك
"Первое, за что будет рассчитаны рабы в Судный День из своих деяний - молитва. Скажет наш Господь ангелам, хоть Он и сам больше знает чем они: "Посмотрите на молитву моего раба - полна она, или в ней недостатки?" И если она полна, то будет записана ему полной, а если же в ней недостатки - то Аллах скажет: "Посмотрите, есть ли у моего раба что либо из добровольных дел?" И если у него были добровольные молитвы, то Аллах скажет: "Дополните моему рабу его обязательную молитву из его желательных молитв".
А затем все деяния будут рассчитываться подобным образом"
Передали Абу Дауд и Ан Насаи
То что они охраняют от грехов
Сказал Посланник Аллаха (мир ему):
عليكم بِقيام الليل فإنَّه دأبُ الصالحين قَبلَكُم ، وإنَّ قيامَ الليل قربةٌ إلى الله - عز وجل - ، ومنهاةٌ عن الإثم ، وتكفيرٌ للسيئات ، ومطردة للدَّاءِ عن الجسد
"Выстаивайте кыям аль лейл (ночной добровольный намаз) - воистину, он - обычай праведников до вас, и он является приближением к Аллаху, и препятствием для грехов, и искуплением дурных дел, и прогоняет болезни от тела"
Передали его ат Тирмизи и другие, и его иснад годный
То что увеличивается Иман посредством их совершения
Как известно у ахли-Сунна, Иман увеличивается и уменьшается, и он увеличивается с совершением хороших дел, и уменьшается с совершением дурных. И осознанное и искреннее совершение добровольных хороших дел - одна из лучших возможностей укрепить и увеличить свой Иман в это неспокойное время.
Та великая награда которая есть за них
И хадисов о награде за ночное стояние, 2 сунны фаджра и магриба, витр, добровольные посты, и о том, как они искупляют самые великие грехи и служат причиной для прощения - огромное множество, и они передаются во всех книгах Сунны
То, что они занимают от бестолкового провождения времени
Пророк, мир ему, призывал нас использовать свободное время, и молодость, и здоровье - до прихода занятости и старости. Как же мы используем наше время? В лучшем случае зачастую - бесполезно, просматривая комментарии в соцсетях и тд. И это в лучшем случае - не говоря уже про грехи, которыми человек начинает заниматься именно от безделья и слабого Имана - как просмотр фильмов, слушание музыки, просмотр порнографии, общение с посторонними женщинами и мужчинами и тому подобное, да убережет нас от всего этого Аллах. Так займи же свое время и потрать свои силы на то, что принесет тебе пользу в этом мире и будущей жизни, и не даст тебе думать о дурном и бесполезном.
То, что они являются защитой для обязательных поклонений
Известно, что Иман человека иногда слабеет, и если у него не будет защиты в виде Сунн - он может сразу оставить уже обязательства. Когда же человек соблюдает Сунны - то обязательства приобретают в его глазах великий статус, и если он и оставит что то из Сунн в такие моменты - то фарды будут инша Аллах под надёжной защитой.
Когда же человек уже заранее оставил Сунны - то и оставление фарда станет в его глазах легким, и он приступит и к этому.
Сказал имам Юнус Ибн Убейд:
ما استخف رجل بالتطوع إلا استخف بالفريضة
"Всякий раз когда человек пренебрежительно относится к добровольным поклонениям - он станет так относиться и к обязательным"
Источник: "Мухтасар кыям аль лейл", 25
Порицание оставления Сунн
Что же касается их оставления, то порицал это Пророк (мир ему) и порицали ученые, обьясняя что это указывает на малую религиозность человека.
Сказал Посланник Аллаха (мир ему):
من رغب عن سنتي فليس مني
"Кто отвратился от моей Сунны - тот не имеет ко мне отношения"
Передали аль Бухари и Муслим
Сказал имам аш-Шафии:
ولا أرخص لمسلم في ترك واحدة منهما وإن لم أوجبهما
"Хоть я и не считаю обязательными витр и два ракаата Сунны перед фаджром - но я не считаю для мусульманина допустимым оставлять их"
Источник: "Мухтасар аль Музани", 20
Сказал имам Малик про молитву витр:
: لَيْسَ فَرْضًا، وَلَكِنْ مَنْ تَرَكَهُ أُدِّبَ، وَكَانَتْ جُرْحَةً فِي شَهَادَتِهِ
"Витр хоть и не является обязательством, однако кто оставляет его - следует его воспитательно наказывать, и это портит его свидетельство в суде"
Источник: "Аль Мухалля", стр. 852
Рассказал Абдус-Самад Ибн Аби Матр:
بتُّ عند أحمد بن حنبل فوضع لي صاغرةَ ماء، قال: فلما أصبح وجدني لم أستعمله، فقال: صاحب حديث لا يكون له ورد بالليل! قلت: مسافرٌ. قال: وإن كنت مسافرًا؛ حج مسروقٌ فما نام إلا ساجدًا
"Я ночевал у имама Ахмада Ибн Ханбаля, и он перед сном поставил мне сосуд с водой, и когда настало время фаджра увидел что я не использовал его, и сказал мне: " У приверженца хадиса нет регулярного поклонения ночью?!" Я сказал ему: "Я путник". Он сказал: "Даже если ты путник. Масрук совершал хаджж, и даже засыпал в суджуде"
Источник: "Ат таваккуль" Аби Я'ла, стр. 64
Сказал имам Ибн Роджаб аль Ханбали:
وقال أحمد: من ترك الوتر فهو رجل سوء ؛ هوَ سنة سنها رسول الله (. وقال - في رواية جعفر بن محمد: هوَ رجل سوء ، لا شهادة لهُ. فاختلف أصحابنا في وجه ذلك: فمنهم من حمله على أنه أراد أنه واجب ، كما قاله أبو بكر ابن جعفر ، وهو بعيد ؛ فإن أحمد صرح بأنه سنة.ومنهم من قال: أراد إن داوم على تركه أو أكثر منه ؛ فإنه ترد شهادته بذلك ؛ لما فيه من التهاون بالسنن المؤكدة. وكذا حكم سائر السنن الرواتب ، وهذا قول المحققين من أصحابنا.ومنهم من قال: هو يدل على أن ترك المستحبات المؤكدة يلحق بها إثم دون إثم ترك الفرائض.وقال القاضي أبو يعلى: من داوم على ترك السنن الرواتب أثم. وهو قول إسحاق بن راهويه ، قال في ((كتاب الجامع)): لا يعذب أحد على ترك شيء من ترك النوافل ، وقد سن رسول الله (سنناً غير الفرائض التي فرضها الله ، فلا يجوز لمسلم أن يتهاون بالسنن التي سنها رسول الله (، مثل الفطر والأضحى والوتر والأضحية ، وما أشبه ذلك ؛ فإن تركها تهاوناً بها فهوَ معذب ، إلا أن يرحمه الله ، وإني لأخشى في ركعتي الفجر والمغرب ؛ لما وصفهما الله في كتابه وحرض عليها ، قالَ: (فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَارَ السُّجُودِ (قّ: 40 ، وقال: (فَسَبِّحْهُ وَإِدْبَارَ النُّجُومِ (الطور: 49.وقال سعيد بن جبير: لو تركت الركعتين بعد المغرب لخشيت أن لا يغفر لي. انتهى
"Сказал имам Ахмад: "Кто оставил витр - тот плохой человек, ведь витр Сунна которую узаконил Посланник Аллаха"
И сказал также в передаче Джафара Ибн Мухаммада: "Оставивший витр плохой человек, не принимается его свидетельство"
Наши ученые разногласят в понимании этих слов.
Из них есть те кто поняли, что имам Ахмад считал витр обязательным, и так сказал Абу Бакр Ибн Джафар, и это очень далекое понимание, ведь Ахмад ясно сказал что витр - это Сунна.
Среди них есть те кто сказал: "Кто постоянно оставляет витр, или в подавляющем большинстве случаев - то по этой причине отвергается его свидетельство, так как в этом небрежное отношение к особо желательным Суннам (муаккада). И такой же хукм у всех установленных Сунн"