Лекция. Формирование цен на продукцию предприятия. Ценовая политика предприятия.
Экономическая сущность цены и ценового механизма
Система ценообразования и виды цен
Методы ценообразования
Ценовое регулирование
Совершенствование ценообразования на продукцию предприятия
Система ценообразования и виды цен
В рыночной экономике, в АПК и сельском хозяйстве существует объективная необходимость множества цен.
До перехода к рыночной экономике на продукцию сельского хозяйства имелось ограниченное число цен, поскольку 80 % продукции реализовывалось государству по заготовительным ценам. Существовала своего рода государственная монопсония.
Монопсония - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж (другими словами монопсония - это монополия покупателя).
Монопсония государственная - рыночная ситуация, при которой государство является единственным покупателем какой-либо продукции (например, вооружения); зачастую используется как средство для поддержки некоторых отраслей (прежде всего сельского хозяйства), продукцию которых государство покупает по твердым ценам.
В советское время для колхозов это были закупочные, для совхозов - сдаточные. Некоторая часть сельскохозяйственной продукции реализовывалось по ценам потребкооперации, колхозного рынка и внутренним ценам для работников хозяйства, как правило, на уровне себестоимости.
Множество цен в рыночной экономике обусловлено:
реализацией продукции по разным каналам (государству, посредникам, в розничную торговлю и др.) и разным уровням по территории (мировые цены, единые по стране, региональные);
различными объемами реализации (оптовые и закупочные цены, розничные цены);
реализацией продукции в разной степени готовности к употреблению (сырье, полуфабрикат);
по степени свободы и регулирования цен (свободные рыночные, регулируемые в определенных пределах, фиксируемые);
по сроку действия цен (временные, постоянные, сезонные);
использованием в учете и статистике (текущие, сопоставимые, средние).
Классификация цен:
В зависимости от обслуживания конкретных отраслей или сфер экономики:
Оптовые цены покупки и продажи. (Это цена, по которой предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями);
Закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;
Розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовому покупателю, преимущественно населению;
Цены на строительную продукцию (Сметная стоимость) – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
Цены и тарифы на платные услуги оказываемые населению – особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
Надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.
В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются:
свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся:
цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя;
цена предложения – рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок;
цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
б) регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления (Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия).
Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).
Гарантированные цены – устанавливающиеся на с/х продукцию в системе государственных закупок (с 1995 г), обеспечивающие оптимальный уровень рентабельности.
Уровень гарантированных цен должен обеспечивать возмещение затрат и получение чистого дохода для ведения расширенного производства. Однако, это условие приемлемо применительно к нормально функционирующим с/х предприятиям и преимущественно для специализированных зон производства товарной продукции. Устанавливается квота (объем продукции), которую производитель может поставить в федеральные фонды по гарантированным ценам. Остальная продукция реализуется на рынке, что способствует развитию рыночных отношений, включая рыночное ценообразование.
Залоговые цены - это цены, по которым государство скупает излишки сельскохозяйственной продукции в годы перепроизводства посредством залоговых операций, обеспечивая производителю минимальный уровень рентабельности.
Государственные залоговые операции представляют своеобразную форму поддержки с/х товаропроизводителей в годы неблагоприятной рыночной конъюнктуры для них, как правило, при избыточном предложения и снижении цен. Действует следующий механизм: беря в залог продукцию, когда предприятия испытывают затруднения с реализацией, государство поставляет ее на рынок в ситуации дефицита и значительного повышения цен. Воздействие на спрос и предложение посредством залога и товарной интервенции снижает чрезмерное колебание цен. Залоговая цена фиксированная, в ней закладывается получение минимальной прибыли для предприятия. Залог продукции может оформляться под льготный кредит, практикуется также залог под товарный кредит.
В числе регулируемых цен выделяют:
предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги;
фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменить возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.
По способу установления и фиксации. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:
твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Твердая цена применяется в сделках:
- с немедленной поставкой;
- с поставкой в течение короткого срока;
- предусматривающих длительные сроки поставки;
подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);
скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
С учетом фактора временивыделяются:
постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;
сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;
ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
По способу получения информации об уровне цены:
справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;
расчетная цена – применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
В зависимости от вида рынка:
аукционные цены – цены публичной продажи по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателями партию товаров (лот); устанавливается в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;
цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
Внутрифирменные, или трансфертные цены – это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
По условиям поставки и продажи различают:
цена-нетто – цена на месте купли-продажи;
цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы:
а) франко-склад продавца – все расходы по доставке несет покупатель;
б) франко-склад покупателя – все расходы оплачиваются продавцом.
9. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:
по сырьевым товарам они определяются на уровне цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;
по изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;
по товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных домов.