Система ценообразования и виды цен




Лекция. Формирование цен на продукцию предприятия. Ценовая политика предприятия.

Экономическая сущность цены и ценового механизма

Система ценообразования и виды цен

Методы ценообразования

Ценовое регулирование

Совершенствование ценообразования на продукцию предприятия

 

Система ценообразования и виды цен

В рыночной экономике, в АПК и сельском хозяйстве существует объективная необходимость множества цен.

До перехода к рыночной экономике на продукцию сельского хозяйства имелось ограниченное число цен, поскольку 80 % продукции реализовывалось государству по заготовительным ценам. Существовала своего рода государственная монопсония.

Монопсония - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж (другими словами монопсония - это монополия покупателя).

Монопсония государственная - рыночная ситуация, при которой государство является единственным покупателем какой-либо продукции (например, вооружения); зачастую используется как средство для поддержки некоторых отраслей (прежде всего сельского хозяйства), продукцию которых государство покупает по твердым ценам.

В советское время для колхозов это были закупочные, для совхозов - сдаточные. Некоторая часть сельскохозяйственной продукции реализовывалось по ценам потребкооперации, колхозного рынка и внутренним ценам для работников хозяйства, как правило, на уровне себестоимости.

Множество цен в рыночной экономике обусловлено:

реализацией продукции по разным каналам (государству, посредникам, в розничную торговлю и др.) и разным уровням по территории (мировые цены, единые по стране, региональные);

различными объемами реализации (оптовые и закупочные цены, розничные цены);

реализацией продукции в разной степени готовности к употреблению (сырье, полуфабрикат);

по степени свободы и регулирования цен (свободные рыночные, регулируемые в определенных пределах, фиксируемые);

по сроку действия цен (временные, постоянные, сезонные);

использованием в учете и статистике (текущие, сопоставимые, средние).

Классификация цен:

В зависимости от обслуживания конкретных отраслей или сфер экономики:

Оптовые цены покупки и продажи. (Это цена, по которой предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями);

Закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;

Розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовому покупателю, преимущественно населению;

Цены на строительную продукцию (Сметная стоимость) – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);

Цены и тарифы на платные услуги оказываемые населению – особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта;

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

Надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются:

свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся:

цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя;

цена предложения – рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок;

цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

б) регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления (Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия).

Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

Гарантированные цены – устанавливающиеся на с/х продукцию в системе государственных закупок (с 1995 г), обеспечивающие оптимальный уровень рентабельности.

Уровень гарантированных цен должен обеспечивать возмещение затрат и получение чистого дохода для ведения расширенного производства. Однако, это условие приемлемо применительно к нормально функционирующим с/х предприятиям и преимущественно для специализированных зон производства товарной продукции. Устанавливается квота (объем продукции), которую производитель может поставить в федеральные фонды по гарантированным ценам. Остальная продукция реализуется на рынке, что способствует развитию рыночных отношений, включая рыночное ценообразование.

Залоговые цены - это цены, по которым государство скупает излишки сельскохозяйственной продукции в годы перепроизводства посредством залоговых операций, обеспечивая производителю минимальный уровень рентабельности.

Государственные залоговые операции представляют своеобразную форму поддержки с/х товаропроизводителей в годы неблагоприятной рыночной конъюнктуры для них, как правило, при избыточном предложения и снижении цен. Действует следующий механизм: беря в залог продукцию, когда предприятия испытывают затруднения с реализацией, государство поставляет ее на рынок в ситуации дефицита и значительного повышения цен. Воздействие на спрос и предложение посредством залога и товарной интервенции снижает чрезмерное колебание цен. Залоговая цена фиксированная, в ней закладывается получение минимальной прибыли для предприятия. Залог продукции может оформляться под льготный кредит, практикуется также залог под товарный кредит.

 

В числе регулируемых цен выделяют:

предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги;

фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменить возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.

 

По способу установления и фиксации. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:

твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

Твердая цена применяется в сделках:

- с немедленной поставкой;

- с поставкой в течение короткого срока;

- предусматривающих длительные сроки поставки;

подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);

скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.

С учетом фактора временивыделяются:

постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;

сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;

ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения информации об уровне цены:

справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;

прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;

расчетная цена – применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.

В зависимости от вида рынка:

аукционные цены – цены публичной продажи по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателями партию товаров (лот); устанавливается в результате изменения соотношения между спросом и предложением;

биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;

цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

Внутрифирменные, или трансфертные цены – это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.

По условиям поставки и продажи различают:

цена-нетто – цена на месте купли-продажи;

цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы:

а) франко-склад продавца – все расходы по доставке несет покупатель;

б) франко-склад покупателя – все расходы оплачиваются продавцом.

9. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:

по сырьевым товарам они определяются на уровне цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;

по изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;

по товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных домов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: