Этапы работы над текстом




1. Предтекстовый - снятие трудностей - фонетических, лексических, грамматических. Выполняются упражнения на активизацию языкового материала. Прогнозирование содержания текста. Актуализация фоновых знаний. Активизация лексического материала. Эти этапы важны, так как позволяют воспринимать большее количество информации.

Задания: «посмотрите на иллюстрацию и скажите о чем может идти речь в тексте», «прочтите заглавие и скажите о чем будет текст», «перед чтением текста прочтите утверждения и предположите верны или не верны они», «прочтите первый абзац текста, обращая внимание на ключевые слова, предположите о чем пойдёт речь далее» (редко применимо). Задания на раскрытие значения новых лексических единиц и развития языковой догадки - «догадайтесь о значении нового слова, глядя на картинку», «прочитайте предложение и догадайтесь о значении выделенных слов», «догадайтесь о значении производных слов».

2. Текстовый - предполагает решение коммуникативной задачи, на данном этапе выполняется чтение с разной глубиной понимания и точности. На этом этапе дается установка на прочтение текста, затем следует 1 прочтение, выполнение заданий на контроль понимания, 2 прочтение и выполнение последующих заданий, расширяющих глубину понимания текста.

Выполняются задания: на нахождение основной информации, на установление связи между событиями или фактами, на нахождение в тексте точной и детальной информации, на развитие умений об общении, и т.д. Задания на нахождение основной: «обведите предметы/подчеркните слова речь о которых идёт в тексте», «прочитайте текст и выберите картинку, которая ему соответствует», «допишите данный к тексту план недостающими на ваш взгляд пунктами», «верно/неверно» (если неверно - исправьте), «сократите текст, сохранив его основное содержание», «прочитайте текст и выберите/дайте подходящий заголовок». Смысловые отношения: «расположите следующие предложения в логической последовательности», «найдите в тексте как можно больше фактов для доказания следующих утверждений». Обобщение: «укажите наиболее подходящую по смыслу аннотацию из предложенных», «обобщите факты, изложенные в первых двух абзацах», «укажите в тексте то предложение, которое обобщает смысл текста». Задания на точный и детальный поиск: «ответьте на вопросы, укажите какие из них относятся к основной информации, а какие к второстепенной», «заполните ___ таблицу по тексту», «выделите слова и выражения, которыми описывают главного героя», «в каких строках автор высказывает мысль о том, что ____».

3. Послетекстовый - имеет целью дальнейшее осмысление текста. Задания этого этапа направлены на понимание замысла автора и формирования своего отношения к тексту. «найдите в тексте следующее утверждение ___, выражает ли оно точку зрения, почему вы так думаете?», «согласны ли вы с точкой зрения, выраженной в тексте, и почему?», «допишите начало/конец рассказа», «опишите одного из героев», «расскажите о произошедших событиях от лица разных героев». Контроль понимания: тестовые задания.

Критерии отбора текстового материала: Все тексты можно разделить на три группы:

· дедактизированные (тексты, созданные авторами учебных пособий специально для учебных целей)

· полуаутентичные (адаптированные, путём сокращения, для учебных целей)

· аутентичные (тексты, которые носители языка создают для других носителей; без каких-либо изменений используются в учебном процессе).

Начальная школа - все три вида текстов. В основной - полуатентичные и аутентичные. Старшая - аутентичные.

Типы текстов:

Мотивационно-познавательный - предполагает отбор текстов, содержащих актуальную для учащихся проблематику. И способствующих поддержанию интереса в соответствии с основными особенностями учащихся. Языковой и смысловой доступности - заключается в посильности языкового материала. Для понимания общего: количество незнакомых слов до 6% (10-12 слов на страницу). Детальное понимание: до 10% незнакомых слов, но тексты должны быть меньше. Жанрового и композиционно-речевого разнообразия. Информативность - текст должен нести новую и полезную информацию для меня учащихся. Лингвосоциокультурная ценность - включаются тексты, которые знакомят с фактами иноязычной культуры. Воспитательная ценность - обеспечивают формирование общечеловеческих качеств.

Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку

Профильный уровень

Совершенствование чтения и понимания (с различной степенью точности и полноты) аутентичных текстов различных стилей: научно- популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий / видов чтения:

--- ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы;

--- изучающего чтения – с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из художественной литературы;

--- просмотрового / поискового чтения – с целью извлечения необходимой / искомой информации из текста статьи или нескольких статей, проспектов.

Развитие умений: выделять необходимые факты / сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие / результат излагаемых фактов, событий; обобщать описываемые факты / явления; определять замысел автора; оценивать важность / новизну / достоверность информации; понимать смысл текста и его проблематику; отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов для решения задач проектно- исследовательской деятельности.

(Стандарт,2004,с.17).

В результате изучения иностранного языка на профильном уровне ученик должен уметь:

Читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое / поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.

(Стандарт, 2004,с.20).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: