КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК НАУКИ





Предмет и задачи МПХ

Химия - это естествен. наука, изучающая вещества и их превращения, которые сопровождаются изменением состава и строения.

Главная задача методики обучения химии как учебной дисциплины — вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необходимыми для работы в средней школе.

Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Целью курса является ознакомление учащихся с основами методики обучения химии в школе на современном этапе; формирование и совершенствование навыков постановки демонстрационного эксперимента; подготовка студентов к педагогической деятельности.

Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:

· - познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);

· - воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;

· - развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).

Задачами курса является освоение студентами теоретических основ организации учебного процесса, ознакомление учащихся с основными принципами организации учебного процесса в школе, изучение теоретических основ содержания школьного химического образования, его системы и структуры; освоение теоретических основ преподавания химии в общеобразовательном учебном заведении как процесса обучения, развития и воспитания учащихся; ознакомление студентов с учебно-методическим комплектом, способствующим эффективному преподаванию химии;

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК НАУКИ

Методика обучения химии, как и другие науки, имеет свою историю. Возникновение отдельных научных идей методики обучения химии относят к середине XVIII в., когда М. В. Ломоносов разработал курс «Введение в истинную физическую химию» на основе атомистической теории, с точки зрения которой химия определялась как наука о составе, свойствах и превращениях веществ. М. В. Ломоносов считал, что при обучении химическому содержанию нужно использовать методы химической науки, в частности, эксперимент, позволяющий изучать вещества и процессы с качественной и количественной стороны. Одновременно он придавал важное значение применению математических и физических методов.

Развитие методики обучения химии всегда было неразрывно связано с уровнем химической науки, так как выдающиеся химики каждой эпохи, как правило, занимались и преподавательской деятельностью, которую строили на основе разработанных ими теоретических концепций. Существенный вклад в методику внесли А. Лавуазье, Д. Дальтон, С. Канниццаро и другие ученые. Важным рубежом для методики химии было открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. После создания Д. И. Менделеевым учебника нового типа «Основы химии» элементы стали изучаться по группам периодической системы. Этот путь преподавания неорганической химии и в настоящее время является главным.

У Д. И. Менделеева мы уже находим четко сформулированные цели и задачи преподавания химии. Он указывает на вред догматического преподавания, на необходимость ознакомления учащихся с путями, которыми получены научные выводы, что способствует развитию творческого подхода к обучению. Д. И. Менделеев постоянно говорил о необходимости вскрывать связи химии с промышленностью и сельским хозяйством. Особое значение он придавал химическому эксперименту.

Д. И. Менделеев считал, что нужно изучать вещества, наиболее применяемые в практике, переходя от рассмотрения отдельных элементов к естественным группам, к сравнению несходных групп.

Противником догматического обучения был и А. М. Бутлеров, который также много внимания уделял методическим проблемам. В основу преподавания им была положена теория химического строения органических веществ, которая помогает раскрыть всеобщие генетические связи между органическими веществами, что способствует развитию идей о материальном единстве мира. «Введение к полному изучению органической химии» А. М. Бутлерова является одновременно изложением его методических приемов.

На советском этапе развития методики обучения химии она была включена как обязательный предмет в учебные планы средней общеобразовательной школы, и методика обучения химии выделилась в отдельную отрасль педагогической науки. Этот период связан с именами ученых, для которых методическая наука явилась главным делом их жизни и которые внесли важный вклад в ее развитие: В. Н. Верховский, С. И. Созонов, С. Г. Крапивин, П. П. Лебедев, К. Я. Парменов, Л. М. Сморгонский, Д. М. Кирюшкин, П. А. Глориозов, С. Г. Шаповаленко, Л. А. Цветков и многие другие. В нашей стране была создана методическая школа, принципами которой мы руководствуемся в своей работе и в настоящее время.

Методика обучения химии как наука вместе с другими психолого-педагогическими науками на разных этапах развития школы решала применительно к ее предмету разные задачи. Школа шла трудным путем поисков оптимальной организации учебного процесса. Стремление уйти от догматического обучения привело к другой крайности: учебный процесс стал утрачивать четкость организационных форм. Получили развитие не оправдавшие себя в дальнейшем «метод проектов», «Дальтон-план», «бригадный метод», «комплексные программы». Это привело к нарушению школьного режима, снижению уровня знаний и сознательной дисциплины, исчезли учебные предметы. Учебники носили характер «рабочих книг». В дальнейшем педагогическая общественность пришла к заключению о непригодности этих форм работы в общеобразовательной школе и о необходимости их коренного пересмотра. Главной организационной формой учебного процесса был назван урок. Были сформулированы и другие требования к организации обучения в школе. Химия окончательно стала самостоятельным учебным предметом.

3.Дидактические требования к содержанию школьного предмета химии(дополнение к конспекту)

Содержание естественнонаучного образования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть представлено четырьмя видами:

1) системой научных знаний;

2)системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных);

3)опытом творческой деятельности, накопленной человечеством в данной области науки;

4)опытом отношения к окружающей действительности, правильной ценностной ориентации.

При систематическом построении материала возможны два логических подхода — индуктивный и дедуктивный. Индуктивный применяется в основном на первых ступенях обучения, когда еще отсутствует фактическая база, необходимая для теоретических обобщений, а дедуктивный — когда теоретическая база достаточна и может осуществляться прогнозирование. Например, в курсе химии VIII класса изучение веществ и химических реакций осуществляется индуктивно. В теме «Кислород. Оксиды. Горение» учащиеся знакомятся с отдельными представителями оксидов, а затем следует обобщенная характеристика оксидов, формирование понятия о них как о классе неорганических веществ.

Примером дедукции может служить подход к темам, изучаемым после периодического закона и теории строения вещества. В этом случае сначала дается характеристика подгруппы в целом, прогнозируются свойства элементов, простых веществ и соединений, а затем на более высоком теоретическом фоне рассматриваются отдельные представители.





Читайте также:
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.03 с.