Практические занятия по химии. Формирование химических умений учащихся





Выработке умений и навыков уделяется очень большое внимание на практических занятиях, которые проводятся уже с VIII класса, где играют особенно большую роль. Вначале изучаются некоторые приемы препаративной химии — приобретаются умения обращаться с нагревательными приборами, инструментами, осваиваются приемы лабораторной техники, разделение смесей), изучаются элементарные правила техники безопасности. Затем учащиеся получают простое вещество, например кислород, при разложении сложного и исследуют его свойства.

Следующий этап — получение сложного вещества, например сульфата меди, и выделение его из раствора, затем приготовление раствора из сухого вещества. Если все предыдущие работы носили качественный характер, то последняя — количественный. Учащиеся пользуются весами, мерной посудой. И наконец, экспериментальное решение задач, где от учащихся уже требуется большая самостоятельность. Если обучению в VIII классе предшествовал пропедевтический этап в VII классе, то учитель может сэкономить время на препаративных опытах, которые обычно уже освоены, и больше внимания уделить более сложным.

Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

Инструкция — это ориентировочная основа деятельности учащихся. В ней подробно в письменном виде изложен каждый этап выполнения опытов, оговариваются даже возможные ошибочные действия учащихся и даются указания, как их избежать. В ней содержится информация и о мерах безопасности при выполнении работы. Инструкции к лабораторным опытам и практическим работам напечатаны в учебнике, в специальной рубрике. Чем младше учащиеся, тем подробнее инструкция. Необходим грамотный, четкий показ лабораторных приемов и манипуляций в процессе предварительной подготовки к практической работе.

Экспериментальные задачи не содержат инструкции, а только условие. Разрабатывать план решения и осуществить его учащиеся должны самостоятельно.

Подготовка к практическому занятию осуществляется учителем не на одном уроке, который предшествует практическому занятию, а в течение всей темы.

За урок до проведения практического занятия необходимо ознакомить учащихся с конструкциями приборов, приемами лабораторной техники, проанализировать цели и содержание работы и увязать это с домашним заданием по анализу инструкции. В зависимости от подготовленности класса нужно показать, как соотносить цели опыта и его результат, на какие вопросы дать ответ, чтобы сделать вывод.

На практическом занятии в начале урока должна быть проведена краткая беседа о правилах техники безопасности и о узловых моментах работы. На демонстрационном столе размещают в собранном виде все используемые в работе приборы.

Очень важно, чтобы работа была учителем выверена во времени. В начале работы нужно провести краткую беседу о домашней подготовке к работе, проверить знание приемов и, если надо, напомнить о них снова, ответить на вопросы учащихся.

Оформить работу учащиеся должны тут же на уроке. За отчет по практической работе ставят оценку.

Можно подготовить заранее из числа учащихся класса нескольких (обычно 5—6 человек) учеников-прокторов. Проктор — это ученик. который помогает учителю во время проведения практического занятия. Это может быть член кружка, ученик, интересующийся предметом, или просто желающий. Учитель приглашает прокторов во внеурочное время в кабинет химии и предлагает им выполнить предстоящую работу под своим наблюдением, обращая внимание на возможные ошибки и тонкости.

Затем каждому проктору выдается лист учета и разъясняется, как его следует заполнять.

После этого уже на уроке прокторам поручается курировать микрогруппу из трех-четырех учеников, сидящих за соседними столами, во время выполнения ими практической работы. Если ученик правильно, самостоятельно, без вмешательства проктора выполнил операцию, то он получает за нее 1 балл, если неправильно, то «О». Заполненный лист учета сдается учителю по окончании работы и обязательно учитывается вместе с проверкой отчета в тетрадях.

Если от учеников на проктора поступает жалоба, то учитель обязательно должен в ней разобраться и вынести справедливое решение. Прокторы не только контролируют работу учащихся, но и оказывают им необходимую помощь, поясняют то, что непонятно, т. е. принимают на себя в своей микрогруппе некоторые функции учителя, следят за порядком.

Практическая работа, посвященная решению экспериментальных задач, является разновидностью контрольной работы и проводится несколько иначе, чем практическое занятие по инструкции.

Подготовку учащихся к решению экспериментальных задач можно проводить поэтапно:

1.Сначала задача решается всем классом теоретически. Для этого необходимо проанализировать условие задачи, сформулировать вопросы, на которые нужно дать ответ для получения окончательного результата, предложить опыты, необходимые для ответа на каждый вопрос.

2.Один из учащихся решает задачу у доски теоретически.

3.Учащийся у доски выполняет эксперимент. После этого класс приступает к решению аналогичных задач на рабочих местах.

Экспериментальные задачи целесообразно распределять по вариантам, чтобы добиться большей самостоятельности и активности в процессе работы.

 





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.