Сравнительная характеристика




МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМА В СТАРШИХ КЛАССАХ

ПЗ

 

А) Монографическая тема - основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе, в котором изучается писатель и его произведения: одно или несколько произведений рассматриваются текстуально.

Б) Основные особенности монографической темы:

· одно или несколько произведений изучаются текстуально;

· очерк – частая форма представления материала;

· разнообразие форм уроков (урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику и др.);

· приложение портретов, мемуарной литературы;

· большая роль отведена отбору и расположению материала;

· одно из центральных мест в работе над монографической темой занимает подготовка и написание сочинений;

· возможно как предваряющее, так и попутное изучение творческой биографии художника слова;

· живой эмоциональный взгляд на биографический материал творений писателя.

 

ЛЗ

Сравнительная характеристика

Критерии Программа под ред. В.Я Коровиной Программа Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
Список произведений «Стихи о Прекрасной Даме» «Незнакомка» «Русь» «О доблести, о подвигах, о славе..» «На железной дороге» «На поле Куликовом» цикл «Кармен» «Скифы» - СТИХОТВОРЕНИЯ. Другие стихотворения на выбор учащихся «Двенадцать», «Соловьиный сад» - ПОЭМЫ     ОТЛИЧИЯ: «Соловьиный сад» изучается на уроке «Россия» не изучается на уроке, но может войти в число стихотворений из самостоятельного чтения; либо его берёт на разбор учитель В программу НЕ входят: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…». «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «В ресторане» «Вхожу я в темные храмы…» «Незнакомка» «О доблести, о подвигах, о славе…» «На железной дороге» «О, я хочу безумно жить…» «Россия» «На поле Куликовом» «Скифы» «Стихи о Прекрасной Даме» - СТИХОТВОРЕНИЯ. Другие стихотворения на выбор учащихся   «Двенадцать» - ПОЭМА Самостоятельное чтение: «Девушка пела в церковном хоре…» «Фабрика» «В ресторане» «Коршун» цикл «Кармен» поэма «Соловьиный сад»   ОТЛИЧИЯ: «Соловьиный сад», цикл «Кармен» изучаются самостоятельно   «Россия» изучается на уроке «Русь» не изучается на уроке, но его может взять на разбор учитель.  
Содержание темы Литературные, философские пристрастия юного поэта   Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьёва на А. Блока Ранний Блок и романтизм   Блок и символизм   Своеобразие поэтического языка поэта   Поэт и революция   Тема России в поэзии Блока   «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта   Поэма «Двенадцать» и полемика вокруг неё   Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века.     СХОДСТВА: Тема России Изучение поэмы «Двенадцать» Блок и символизм Ранний Блок и романтизм на примере «Стихов о Прекрасной Даме».   ОТЛИЧИЯ: Акцент на произведении «Соловьиный сад»; Рассматривание творчества Блока вкупе с другими поэтами и философами; Берутся во внимание литературные направления (романтизм, символизм). В поэме «Двенадцать» полемика ведётся о СОДЕРЖАНИИ В ЦЕЛОМ. «Стихи о Прекрасной Даме», образ «влюбленной души»   Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром»   Тема России (предупреждение об эпохе «неслыханных перемен»)   Особенности образного языка Блока. Символы   Поэма «Двенадцать» (образы, христианские мотивы, споры по поводу финала).     СХОДСТВА: Тема России Изучение поэмы «Двенадцать» Символы в передаче авторского мироощущения Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме.     ОТЛИЧИЯ: «Соловьиный сад» не рассматривается Берётся во внимание аспект «вочеловечения» поэта Вероятно, поэма «Двенадцать» будет разобрана более подробно, так как будет обсуждение образов, мотивы, спорный финал. В поэме полемика ведётся о ФИНАЛЕ.  
Формируемые ТЛП Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии. Циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

 

 

Вывод: и первая, и вторая программы безусловно подходят для школы. К их сходствам можно отнести изучение темы России и её будущего, изучение поэмы «Двенадцать» и обсуждение её неоднозначности, рассмотрение образа Прекрасной Дамы. Основное их различие заключается в том, что программа под ред. Коровиной охватывает куда большее количество материала, касательное личности и творчества А. А. Блока (его юный период жизни с литературными и философскими пристрастиями, влияние других культовых авторов на него и наоборот – его на других, его творчество в отношении романтизма и символизма), что может сложить у учеников максимально полную картину. В программе Меркина, Зинина и Чалмаева упор делается на «начинку» изучаемых произведений (образность, символы, мотивы) и обсуждается момент столкновения идеальных верований поэта со «страшным миром», т.е. определённый отрезок жизни Блока, что тоже важно для понимания. Вторым, менее важным отличием стало изучение «Соловьиного сада» на уроке, согласно программе под ред. Коровиной, в то время как вторая программа такого не подразумевает. Момент спорный, но думаю, что ученики вполне могут ознакомиться с историей поэмы и с самим текстом самостоятельно.

 

2. Литературоведческая концепция изучения данной темы в 11 классе:

1) Урок должен быть «вписан» в систему уроков, посвященных Блоку, не только хронологически, но и концептуально;

2) В ходе анализа отдельных стихотворений важно, опираясь на эмоциональное восприятие учащихся, акцентировать их внимание на тех особенностях, которые являются выражением общих закономерностей, присущих художественному миру раннего Блока;

3) Наблюдения над конкретным литературным материалом нужно закрепить в выводах, которые целесообразно оформить формульно;

4) Обращая учащихся к блоковской «формуле», показать, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта;

Т.е. движение должно быть следующим: привести цитату самого Блока о его поэтическом пути - > цикл «Стихи о Прекрасной даме» с анализом их философской и биографической основ - > анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» - > составление опорной схемы - > рассмотрение еще 2-3 стихотворений из цикла, дополнение схемы. Вывод: у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира.

3. Система уроков по данной монографической теме:

1. А. А. Блок. Жизненный и творческий путь.

2. Романтический мир раннего Блока. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

3. Россия и её судьба в поэзии Блока. Стихотворение «Русь» из цикла «Родина».

4. Блок как поэт-символист. Образы «страшного мира» (стихотворения ««Ночь, улица, фонарь, аптека», «Незнакомка»).

5. Революция глазами А. Блока (художественное своеобразие поэмы «Двенадцать», жанр видения в творчестве поэта).

6. А. Блок – «трагический тенор эпохи». Влияние поэта на русскую поэзию 20 века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: