Психология и дефектология




Данилова Е. А.

С(Д)О БЮДЖЕТ, 1 курс.

ДОКЛАД

по теме:

Григорий Иванович Россолимо (1860-1928) — российский и советский, невропатолог, психоневролог и дефектолог .

Биография.

Родился в семье греческого происхождения. Его дед, моряк с острова Кефалония, спасся при кораблекрушении возле Одессы и остался здесь жить. Отец — потомственный почётный гражданин.

В 1879 году окончил одесскую Ришельевскую гимназию, в 1884 году — медицинский факультет Московского Государственного университета. Был однокурсником и близким другом А. П. Чехова.

В 1887 году защитил диссертацию на степень доктора медицины «Экспериментальное исследование по вопросу о путях, проводящих чувствительность и движение в спинном мозгу». С 1890 года — заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. Преподавал в Московском университете.

В 1911 году он первым в нашей стране организовал на собственные средства Клинику нервных болезней детского возраста, где безвозмездно работали его ученики и друзья: С. Я. Рабинович, Ф. Д. Забугин и др. "Институт детской психологии и неврологии" передал в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Он определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.

Он подчеркивал важность психологического образования педагогов и врачей. Внес большой вклад в создание Московского общества экспериментальной психологии, общества невропатологов и психиатров при 1 МГУ и ряда других.

В1917 году он передал её Московскому университету. Г. И. Россолимо был также одним из организаторов Общества невропатологов и психиатров (1890), где состоял председателем в течение 10 лет. С этого года Россолимо — экстраординарный

профессор Московского университета и директор клиники нервных болезней. В 1923 году основал при клинике детское неврологическое отделение. Был основателем и соредактором (с 1901) журнала «Невропатология и психиатрия». Являлся одним из организаторов психологического общества при Московском университете. Активно выступал на педагогических и психологических съездах, освещая проблемы изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей. Являлся членом Римской медицинской академии наук, Парижского общества психиатров, Филадельфийского общества невропатологов, членом Президиума Международного бюро по психотехнике. Инициатор издания журналов "Психология и дети", "Журнала невропатологии и психиатрии им. С.М. Корсакова" (ответственный редактор последнего).

Умер в Москве 29 сентября 1928 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Научная деятельность.

Невропатология

Г. И.Россолимо разрабатывал вопросы морфологии нервной системы. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Этот рефлекс — важный симптом при органических поражениях пирамидного пути.

Россолимо первым проследил ход пучка Говерса в церебральном направлении; разработал зоны кровообращения в продолговатом мозгу, предложил новый хирурго-токсический метод изучения мозговых функций. Он разработал синдром диссоциированных расстройств чувствительности при поражении мозгового ствола. Россолино был одним из первых невропатологов, решившихся применять для лечения нервнобольных хирургические методы.

Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкое распространение в клинике нервных болезней и стал непременным приёмом при объективном исследовании нервной системы.

Работал Россолимо также в области диагностики опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени.

Изобретатель многих медицинских приборов и аппаратов для клинического обследования: динамометр, клонограф, мозговой топограф, диадохокинограф, ортокинометр, дерматографометр, прозопометр и др.

Психология и дефектология

Россолимо занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.

Сферой научных интересов Россолимо были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение он придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г. И. Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке.

В своей деятельности он использовал и развивал идеи К. Д. Ушинского. Как отмечал его коллега Ф. Д. Забугин:

Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянно спутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которые всегда он использовал при работе со своими маленькими пациентами.

Вслед за К. Д. Ушинским Г. И. Россолимо писал:

Искусство воспитания… требует себе на помощь различные науки о человеке и в особенности те, которые занимаются душой человека не только вообще, но и на разных ступенях и в разных условиях его развития: наука о ребёнке, педология, со всеми своими атрибутами индуктивной дисциплины уже стучится в двери семейных домов и школ, апеллируя к наблюдениям родителей, заметкам учителей и данным исследования врачей, особенно врачей — знатоков детской здоровой и больной души.

Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души", первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми.

Г. И. Россолимо считал, что надо создать метод изучения личности ребёнка, который бы позволял определить уровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцировано подойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжести нарушения интеллекта.

Метод изучения интеллекта. Россолимо установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость с уровнем развития психических функций. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод экспериментального исследования личности "Психологического профиля", ставший первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей, принес ему мировую известность,.
В исследовании на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функции личности (11 психических профилей по сокращенной программе). При этом все психические функции делились на три группы: группа "А", определяющая психический тонус личности (внимание и воля), группа "В" (память и восприятие: точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа), группа "С" (мышление (осмысление), комбинаторные способности, сообразительность (сметливость, воображение) и наблюдательность). В его работе «Общая характеристика Психологических профилей» профили оцениваются по десятибалльной шкале. Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая - "психологический профиль" личности. Высота каждого профиля выражалась высотой ординаты: из показателей вычислялась средняя высота психологического профиля - общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления. Общая характеристика Психологических профилей. Такой профиль имеет диагностическое значение для определения дефективности личности, степеней умственной отсталости (значительная, средняя или слабая), а также характера отсталости (недостатки высших психических процессов, слабость психического тонуса). Он писал о цели своего метода:

Центр главного нашего интереса … заключается в определении, при помощи исследования психологического профиля, высоты отсталости, то есть степени отсталости или вернее, силу психо-механики учащихся, и для достижения этой основной нашей цели мы и постарались использовать все упомянутые точки зрения, как мерило проверки нашего метода. Результаты получились: мы могли проследить довольно полное соответствие между показателями профиля с одной стороны, и медико-педагогическими характеристиками, приведёнными к распределению по учебным заведениям, с другой.

Г. И. Россолимо отмечает необходимость определения потенциальных возможностей ребёнка ещё до школы, что поможет сразу направить его в соответствующее учебное заведение. По его мнению, разработанный им метод может оказать в этом значительную помощь.

В этом направлении, на основании данных этой работы мы могли бы сделать некоторые практические выводы для руководства при решении вопроса о характере одарённости или, вернее, если можно так выразиться, неодарённости детей на предмет направления их в соответствующее учебное заведение; конечно, речь здесь идёт не о таких выводах, которые дают отдельные паспорта для направления в тот или иной класс, в ту или иную школу, а о тех принципиальных исходных точках для характеристики психо-механики ребёнка, которые позволяют даже заранее, ещё до школьного опыта, делать заключения о рабочей силе ума и об её психологических, наиболее характерных особенностях…

Метод, разработанный Россолимо, использовался многими исследователями. Его взгляды на экспериментальное исследование интеллекта оказали значительное влияние на изучение детей с отклонениями в развитии. Несмотря на то, что в дальнейшем были показаны значительные недостатки этого метода, и сама идея количественного исследования интеллекта была подвергнута научно обоснованной критике, его идеи составили целый этап в развитии изучения детей с отклонениями в России. На момент появления метода в России практически не было ни одного разработанного отечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Таким образом, Г. И. Россолимо — один из основоположников отечественной дефектологии.

Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в их умственном развитии Р. разработал серию заданий под названием "Краткий метод Россолимо". Для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий "Метод элементарных представлений профессора Россолимо".

Методы Г.И.Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.

Г.И.Россолимо был личностью разносторонней и широобразованной. Он владел 8-ю языками, понимал и любил музыку, хорошо рисовал, знал литературу, любил театр.

Литературное наследие Г.И.Россолимо более 100 научных работ на разные темы возрастной и экспериментальной психологии, патопсихологии, психоневрологии, физиологии, дефектологии и др.

 

Основные труды:

· Страх и воспитание // Вопросы невропсихической медицины. 1887.

· Экспериментальный метод при изучении нервных и душевных болезней. М., 1893.

· К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте.//Педагогическое общество. М.,1903.

· План исследования детской души. М., 1906.

· Экспериментально-психологическое исследование больных и учащихся // Общество невропатологов и психиатров. М., 1909.

· План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии. М., 1909.

· Методика психилогических профилей //Современая психиатрия, 1910.

· Общая характеристика Психологических профилей. М., 1910.

· Краткий метод исследования умственной отсталости. М., 1914.

· Психологические профили дефективных детей. М., 1914.

· Психологические профили. Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических состояниях. Методика. М.,1917.

· Данные психопатологии в вопросе о совместном воспитании. - М., 1919.

· План исследования детской души. М., 1922.

· Неврология и психотехника // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1926.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: