Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование следующих компетенций:
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
- способностью к самоорганизации и самообразованию;
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы составить первичный документ, обработать его и проанализировать предложенную информацию.
Студент должен знать:
- производственный профиль организации, виды выпускаемой продукции, технологическую схему производства, схему организационного построения и управления организацией, основные показатели выполнения плана организации за отчетный период;
- форму бухгалтерского учета, применяемую в организации. Использование журнально-ордерной и автоматизированной форм;
- функциональные отделы главной бухгалтерии организации; применение графиков выполнения учетных работ; формы графиков на отдельных участках учета;
- учетную политику предприятия, принятую на текущий год;
- рабочую программу – план счетов организации;
- систему формирования отчетной информации (состав и содержание), чтобы адекватно оценивать изменения показателей, отражаемых в отчетности;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- организацию и методику аудиторского контроля состояния экономических субъектов, выполнение планов их деятельности, соблюдения законности совершаемых ими хозяйственных операций, сохранности денежных средств и материальных ценностей, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетной информации;
|
уметь:
- использовать нормативные и правовые документы по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в своей деятельности;
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- заполнять бланки первичных документов и учетных регистров ручным способом или с использованием компьютерных программ;
- читать финансовую отчетность;
- оценивать информативность отчетности; составлять аналитические отчетные формы;
- оформлять выводы и рекомендации;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- использовать компьютерную технику для решения экономических задач;
владеть:
- организацией ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетной информации;
- компьютерной техникой для решения экономических задач;
- методами, способами и приемами анализа и оценки финансовой отчетности, а также экономической интерпретации ее показателей;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
- навыками участия в научных дискуссиях;
- организацией и методикой аудиторского контроля состояния экономических субъектов.
Содержание учебной практики
Таблица 1 – Тематический план учебной практики
№ тем | Наименование тем практики | Кол-во часов |
Вводный инструктаж | ||
Тема 1 | Организация бухгалтерского учета и составление учетной политики | |
Тема 2 | Учет денежных средств | |
Тема 3 | Учет материально-производственных запасов | |
Тема 4 | Учет основных средств и нематериальных активов | |
Тема 5 | Учет труда и заработной платы | |
Тема 6 | Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции | |
Тема 7 | Учет готовой продукции и ее реализации | |
Тема 8 | Учет расчетных операций | |
Тема 9 | Учет финансовых вложений | |
Тема 10 | Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия | |
Оформление и защита отчета | ||
Итого: |
|
Вводный инструктаж
Ознакомление с целями и задачами практики; инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности; организационные вопросы.
Тема 1. Организация бухгалтерского учета и составление учетной политики
Студент должен
знать:
Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г.;
систему нормативного регулирования бухгалтерского учета на основе ПБУ;
элементы учетной политики организации (ПБУ № 1/98);
уметь:
формировать учетную политику предприятия, организации;
выполнить:
описать учетную политику предприятия, организации;
предложить свои варианты по элементам учета;
составить Приказ об учетной политике организации.
Тема 2. Учет денежных средств
Студент должен
знать:
порядок ведения кассовых операций в РФ («Инструкция ЦБ РФ» 1993 г.);
ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и другие нормативные документы;
|
состав первичной документации и учетные регистры по учету кассовых операций и операций на расчетном счете;
учет кассовых операций (лимит кассы, предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами; порядок приема, выдачи денег, оформления кассовых операций; составление и обработка отчетов кассира, открытие и ведение учетных регистров по счету «Касса»);
порядок составления отчета о движении денежных средств;
уметь:
составлять, обрабатывать денежные документы, учетные регистры по учету денежных средств, документы отчетности; рассчитывать суммы процентов по кредитам банка и займам;
выполнить:
составить приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, оформить кассовую книгу, книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств, объявление на взнос наличными; заполнить чек, платежное поручение, авансовый отчет, обработать выписку банка с расчетного счета, Акт инвентаризации наличных денежных средств.
изучить журналы-ордера № 1, № 2, ведомости № 1, № 2;
ознакомится с формой отчета о движении денежных средств и порядком его составления.
Тема 3. Учет материально-производственных запасов
Студент должен
знать:
ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов» и другие нормативные документы;
классификацию производственных запасов, их оценку, учет материально-производственных запасов; учет расчетов с поставщиками и подрядчиками; учет поступления и отпуска материалов;
порядок инвентаризации материальных ценностей, ее документальное оформление; документацию по учету;
налоги по хозяйственным операциям движения производственных запасов;
уметь:
рассчитывать фактическую себестоимость приобретения материальных ценностей и отпуска материалов и транспортно-заготовительные расходы;
составлять первичные документы и заполнять регистры по учету производственных запасов;
выполнить:
составить доверенность на получение товарно-материальных ценностей, приходный ордер, акт о приеме материалов, лимитно-заборную карту, требование-накладную, накладную на отпуск материалов на сторону, карточку учета материалов, акт об оприходавании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений;
оформить карточку учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
составить инвентаризационную опись, сличительную ведомость, акт об инвентаризации по сверке складского учета материалов с данными бухгалтерского учета;
составить журнал-ордер № 6 на основе первичных документов;
сделать расчет ТЗР, расчет фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;
сделать расчет фактической себестоимости отпуска материалов методами ЛИФО, ФИФО;
проанализировать порядок формирования отчетных показателей о состоянии материалов.
Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов
Студент должен
знать:
ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств» и другие нормативные документы;
классификацию основных средств предприятия по общероссийскому классификатору основных фондов; документацию по учету поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов;
учет поступления основных средств за счет капитальных вложений; порядок проведения инвентаризации основных средств; нормы амортизации, применяемые на предприятии; методику ежемесячного расчета амортизационных отчислений; учет расходов по ремонту основных средств; расчет резерва по ремонту основных средств и его использование; особенности учета аренды основных средств; налог по движению основных средств; особенности переоценки основных средств;
уметь:
составлять первичные документы и учетные регистры по учету основных средств и нематериальных активов; рассчитывать амортизацию;
рассчитывать первоначальную стоимость основных средств, результат от выбытия основных средств и нематериальных активов; проводить переоценку основных средств;
выполнить:
составить акты приемки-передачи основных средств, инвентарные карточки на принятые основные средства, акты о приеме и списании основных средств; ознакомится с порядком отражения результатов инвентаризации основных средств в учетных регистрах и на счетах бухгалтерского учета;
произвести расчет амортизационных отчислений;
заполнить журнал-ордер № 13;
рассчитать первоначальную стоимость и результат от выбытия основных средств и нематериальных активов;
провести переоценку основных средств, рассчитать резерв на ремонт основных средств;
проанализировать порядок формирования отчетных данных о состоянии объектов основных средств.
Тема 5. Учет труда и заработной платы
Студент должен
знать:
нормативные документы, виды, формы и системы оплаты труда, порядок начисления заработной платы;
состав фонда заработной платы и выплат социального характера; состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции;
расчет нормируемой величины расходов на оплату труда; учет расчетов по оплате труда;
учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
учет удержаний из заработной платы;
документацию по учету личного состава, по его оплате;
уметь:
начислять заработную плату;
удерживать налоги;
составлять первичные документы и заполнять учетные регистры по
учету труда и его оплаты;
производить отчисления в фонд социального страхования и
обеспечения;
выполнить:
ознакомиться с формами и системами оплаты труда, существующими в организации;
изучить порядок учета списочного состава работников предприятия, постановку табельного учета, первичную учетную документацию по учету труда и его оплаты:
- «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;
- «Личная карточка работника»;
- «Учетная карточка научного работника»;
- «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»;
- «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»;
- «Приказ о прекращении действия трудового договора с работником»;
- «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы»;
- «Табель учета использования рабочего времени»;
- «Расчетно-платежная ведомость»;
- «Расчетная ведомость»;
- «Платежная ведомость»;
- «Лицевой счет»;
изучить синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда (учет начислений, учет удержаний из заработной платы, учет выплаты заработной платы);
ознакомиться с порядком учета депонированной заработной платы и учетными регистрами:
- реестр невыданной заработной платы;
- книга учета депонированной заработной платы.
проанализировать порядок формирования отчетных показателей, характеризующих расчеты с персоналом по оплате труда.
Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Студент должен
знать:
«Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (с изменениями и дополнениями), ПБУ 9/1999 «Доходы организации», ПБУ 10/1999 «Расходы организации» и другие нормативные документы;
основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, классификацию производственных затрат, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции;
учет расходов по элементам затрат и по статьям калькуляции; учет затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств;
сводный учет затрат на производство, методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; учет и оценку незавершенного производства (НЭП), документацию по учету;
уметь:
составлять документацию по учету затрат на производство продукции;
определять фактическую производственную себестоимость готовой продукции;
выполнить:
ознакомиться с общей схемой организации учета затрат на производство, в том числе с построением аналитического и синтетического учета в промышленной организации;
изучить состав производственных затрат, проанализировать учет прямых и косвенных затрат, изучить порядок распределения косвенных расходов, проанализировать применяемый в организации метод учета затрат на производство и способ калькулирования себестоимости продукции, проанализировать порядок формирования показателей отчетности о затратах;
на примере данных строительной организации ознакомиться с порядком приема-сдачи законченных объектов, расчетов подрядчика с заказчиком и составить:
- «Журнал учета выполненных работ»;
- «Акт приемки законченного строительством объекта»;
- «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией»;
- «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
- «Акт о приемке выполненных работ»;
- «Материальный отчет»;
- «Отчет о расходе основных материалов»;
изучить принятый хозяйствующим субъектом порядок учета прямых и косвенных затрат на выполнение строительных работ;
проанализировать порядок формирования показателей отчетности о затратах на выполнение строительных работ;
изучить состав издержек обращения и их документальное оформление в организациях оптовой и розничной торговли:
- Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей»;
- «Акт о завесе тары»;
- «Заказ – отборочный лист»;
- «Упаковочный ярлык»;
- «Спецификация»;
- «Товарная накладная»;
- «Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары»;
- «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей»;
- «Журнал учета движения товаров на складе»;
обобщить практику синтетического и аналитического учета издержек обращения, принятую в организации, изучить регистры бухгалтерского учета;
проанализировать порядок формирования отчетных показателей об издержках обращения.
Тема 7. Учет готовой продукции и ее реализации
Студент должен
знать:
учет готовой продукции и ее оценку; учет коммерческих (внепроизводственных) расходов; учет реализации продукции, работ и услуг и определение результатов от реализации;
учет инвентаризации готовой и отгруженной продукции; документацию по учету готовой продукции и ее реализации и методы учета готовой продукции; налоги по хозяйственным операциям реализации продукции;
уметь:
рассчитывать результаты от реализации продукции, работ и услуг; составлять документацию по учету готовой продукции и ее реализации;
выполнить:
составить накладную для сдачи на склад готовой продукции из производства, платежное требование-поручение, счет-фактуру на отгруженную продукцию; акт сдачи на склад готовой продукции, карточку складского учета готовой продукции, товарно-транспортную накладную; оформить ведомость учета и реализации продукции, ведомость учета внепроизводственных расходов;
рассчитать результат от реализации продукции;
заполнить журнал-ордер №11;
проанализировать особенности ведения складского учета готовой продукции;
определить порядок учета расходов на продажу готовой продукции.
Тема 8. Учет расчетных операций
Студент должен
знать:
правовую основу расчетных операций, их виды и особенности учета;
организацию деятельности с внутренними и внешними контрагентами;
уметь:
составлять договора и другие расчетные документы, начислять проценты по кредитам,
обобщать информацию по результатам работы с контрагентами.
выполнить:
Ознакомиться с основными видами хозяйственных договоров и формами расчетов с поставщиками и подрядчиками, изучить соответствующие расчетные документы: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения; товарные векселя.
Изучить формы первичной документации по учету расчетов с поставщиками: счет-фактура поставщиков; накладная на поступившие ценности; акт выполненных работ; товарно-транспортная накладная.
Изучить порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проанализировать порядок формирования отчетных данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Обобщить виды кредитов и займов хозяйствующего субъекта.
Изучить первичные документы по расчетам по кредитам и займам: выписка банка по счетам; приходный кассовый ордер, товарная накладная, накладная на отпуск материалов на сторону, акт приема-передачи основных средств; справка-расчет о начисленных процентах; кредитный договор; договор займа.
Изучить синтетический и аналитический учет кредитов и займов
Проанализировать порядок формирования отчетных показателей, характеризующих расчеты по кредитам и займам.
Тема 9. Учет финансовых вложений
Студент должен
знать:
правовую основу финансовых вложений, понятие финансовых вложений, их виды и особенности учета;
уметь:
решать ситуационные задачи по приобретению ценных бумаг, их оприходованию и реализации, отражать финансовый результат;
выполнить:
составить бухгалтерские проводки по учету финансовых вложений в ценные бумаги, рассчитать доход по ценным бумагам, произвести записи в журнал-ордер № 8, ведомость № 7;
оформить журнал-ордер № 8, ведомость № 7.
Тема 10. Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия
Студент должен
знать:
порядок формирования составляющих собственного капитала организации;
порядок формирования финансовых результатов деятельности организации;
уметь:
составлять и оформлять учредительные документы, формировать финансовый результат деятельности организации, проводить анализ отчетных показателей.
выполнить:
изучить содержание следующих документов: Устав организации; Учредительный договор; Протоколы собраний учредителей; Свидетельство о государственной регистрации; Договор на банковское обслуживание; Реестр акционеров (для акционерных обществ); Зарегистрированные изменения к учредительным документам;
изучить аналитический и синтетический учет собственного капитала;
проанализировать порядок формирования отчета об изменениях капитала;
изучить порядок формирования финансовых результатов деятельности организации; аналитический и синтетический учет доходов, расходов, формирующих финансовый результат деятельности организации;
проанализировать порядок формирования отчетных показателей, характеризующих финансовый результата деятельности организации;
произвести запись оборотов в Главную книгу, вывести остатки по счетам Главной книги;
составить сальдовый баланс (Ф. № 1), формы отчетности № 3 и №5.