ТРЕБОВАНИЯ К АООП НОО ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВАРИАНТ 1.1
| ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ
| ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
| 1.На основании заявления от родителей (согласие на общеобразовательную программу обучения совместно со слышащими+реализация коррекционно-развивающей области).
2.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
3.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк)
| Основная общеобразовательная программа + «Программа коррекционной работы».
Широкое использование ИКТ: мультимедийная доска и оборудование.
Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.
| Руководящие работники с высшим пед. Образованием+курсы ПК в области инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
Прохождение педагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
| FM-система индивидуального пользования, совместимая со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом.
Акустические колонки для использования в помещениях актового зала, музыкального зала и т.д.
Вращающийся стул.
Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области (ноутбук, мобильный телефон, планшет).
| Инженер по обслуживанию специальных технических средств, зал ЛФК, мед.работник.
По необходимости – тьютор, ассистент, сурдопереводчик (в случае, если по выбору родителей глухой ребенок обучается в обычном классе, не имея при этом равных стартовых возможностей, т.е. его уровень психофизического развития не приближен к норме).
| РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
| На основе:
1. Договора с родителями по предмету коррекционной работы.
2. Договора с внешними организациями (сурдоцентр, ЦПМПСС, реабилитационными центрами после кохлеарной имплантации).
| - Материалы, используемые в СКШ I-II вида для реализации программы «Развитие слухового восприятия и обучение произношению»,
- для кохлеарно имплантированных обучающихся – логопедические дидактические материалы, комплект методических материалов И.В. Королевой «Учусь слушать и говорить».
- набор аудиодисков, аудиокниги.
- комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом».
- Слухоречевые карты (ведет сурдопедагог).Карта индивидуальных достижений ученика (экспертная группа –школьная ПМПК).
| Степень бакалавра или магистра по профилю «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное дефектологическое образование».
Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом.
| Кабинет сурдопедагога (звукоизолированный, не менее 15 кв.м.)
Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
| Учитель-дефектолог (сурдопедагог),
Специальный психолог.
Парциальные программы.
Сурдологопедический тренажер «Дельфа 142».
Компьютер с доступом к интернет для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио и видеодисками и т.д.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| На основе
1. Договора с родителями
2. Договора с органами социальной защиты
Лицензии на программы доп. образования.
| Лицензированные программы дополнительного образования, обеспечивающие взаимодействие со слышащим окружением, коммуникацию с ними, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, соблюдение социокультурных требований.
| Наличие ответственного за инклюзивные практики сотрудника школы, прошедшего профессиональную переподготовку в ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
| Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
| Бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
| На основе договора с родителями.
| Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д.
Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции.
| Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
| Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
| Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
| Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутри школьных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д.
Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции.
| Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
| Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
|
|
ВАРИАНТ 1.2
| ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ
| ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
| 1.На основании заявления от родителей (согласие на АООП+реализация коррекционно-развивающей области).
2.На основании ИПР инвалида может быть выбран вариант обучения 1.2. или 1.3.
3.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
4.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк)
5. Договор с местной организацией ВОГ (Всероссийская организация глухих)
6.На основании рекомендаций ПМПК,сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством РФ.
| Основная общеобразовательная программа + «Программа коррекционной работы».
Широкое использование ИКТ: мультимедийная доска и оборудование.
Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.
Предметное содержание специальных учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд должны быть специфичны, поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения, ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность на общее и речевое развитие глухих обучающихся в используемых методах и приемах обучения посредством учебных материалов.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.
| Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование в области сурдопедагогики.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов,
Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации: врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др.
| FM-система индивидуального пользования, совместимая со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом.
ЗУА проводная коллективного и индивидуального пользования (с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами).
Специальные визуальные приборы.
Специальные компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.).
Приборы для исследования слуха-тональный и речевой аудиометры.
Создание условий специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями (не более 6 обучающихся).
Предоставление интернатного проживания, в случае удаленности образовательной организации от места жительства ребенка.
| Инженер по обслуживанию специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры), при необходимости, должны быть организованы медицинские и другие организации, которые не включены в штатное расписание образовательной организации, зал ЛФК.
По необходимости – тьютор, ассистент, сурдопереводчик (в случае, если по выбору родителей глухой ребенок обучается в обычном классе, не имея при этом равных стартовых возможностей, т.е. его уровень психофизического развития не приближен к норме).
| РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
| 1.На основании заявления от родителей (согласие на АООП+реализация коррекционно-развивающей области).
2.Программа коррекционной работы.
3.Учебный план.
| Диагностические задания. Использование разноуровневых программ.
Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих обучающихся.
Специально оборудованный кабинет, имеющий место для теоретической и практической (мягкая и кухонная мебель, плита, холодильник, посуда и т.д.) работы.
Материалы, используемые для кохлеарно-имплантированных обучающихся.
Логопедический материал - набор аудиодисков, аудиокниги.
Комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом».
Карта индивидуальных достижений ученика (экспертная группа –школьная ПМПК).
| Учитель музыкально-ритмических занятий.
Учитель-сурдопедагог.
Педагог-психолог.
Учитель физической культуры.
Социальный педагог.
Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом.
| ЗУА коллективного пользования, в
комплектации которой, при необходимости, могут быть предусмотрены
вибротактильные устройства, или беспроводная аппаратура, например,
использующая радиопринцип (FM- система) или инфракрасное излучение; на
индивидуальных занятиях – стационарная аппаратура индивидуального
пользования и / или индивидуальные слуховые аппараты.
Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием. Индивидуальное рабочее место.
| Учитель-дефектолог (сурдопедагог),
Специальный психолог.
Компьютер с доступом к интернет для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио и видеодисками и т.д.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| На основе:
1.Договора с родителями
2.Договора с органами социальной защиты
Лицензии на программы доп. Образования.
| Лицензированные программы дополнительного образования, обеспечивающие взаимодействие со слышащим окружением, коммуникацию с ними, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, соблюдение социокультурных требований.
| Учитель музыкально-ритмических занятий.
Учитель рисования.
Педагог дополнительного образования.
Педагог-организатор.
Наличие специалиста инклюзивного образования.
Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом.
| Индивидуальные слуховые аппараты.
FM-системы.
Цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр. Библиотека с читальным залом, видеосалон, спортивные секции и студии по интересам широкая внеурочная экскурсионная, спортивно – оздоровительная, туристско –краеведческая работа, посещение детьми музеев, театров и др., проведение различных мероприятий со слышащими сверстниками.
| Затраты на расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходы, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с выездами и экскурсиями.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
| На основе:
1.Договора с родителями.
2. Совместно составленной программы
| Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д.
Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции.
| Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
Участие родителей (законных представителей).
| Развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
| Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
| На основе:
1.Договора с родителями.
2. Совместно составленной программы
| Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д.
Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции.
| Воспитатели и педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации.
| Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
| Специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с учащимися: сурдопедагоги, учителя физической культуры, психологи.
Яркий стенд.
|
ВАРИАНТ 1.3
| ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ
| ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
| 1.На основании заявления от родителей (согласие на общеобразовательную программу обучения совместно со слышащими + реализация коррекционно-развивающей области).
2.На основании ИПР инвалида.
3.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
4.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк)
5. Договор с местной организацией ВОГ (Всероссийская организация глухих)
6.На основании рекомендаций ПМПК.
| АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (ИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов.
Использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной коммуникации. Программа отдельных учебных предметов.
Широкое использование ИКТ.
Специальные учебники, рабочие тетради, специальный дидактический материал, специальные электронные приложения, компьютерные инструменты обучения.
Учебно-методические и иные раздаточные материалы в доступных форматах (электронный,видеоформат).
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
| Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование в области сурдопедагогики.
Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов.
Ставка олигофренопедагога.
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации: врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др.
| Создание условий специального малокомплектного (не более 4-5 обучающихся).
Предоставление интернатного проживания, в случае удаленности образовательной организации от места жительства ребенка.
Мобильный интернет, «Skype», «Veber» и др. программы для общения с родителями и сверстниками.
Мультимедийное оборудование – SMART-доска/столик/интерактивная плазменная панель.
ЗУА коллективного пользования (например, FM-системы), стационарная аппаратура индивидуального пользования, визуальные приборы и пр.
| Бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования.
Инженер по обслуживанию специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры).
Медицинское сопровождение (при необходимости).
Зал ЛФК.
Услуги (в случае необходимости) ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика).
| РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
| На основе:
1.Договора с родителями по предмету коррекционной работы.
2.Договора с внешними организациями (сурдоцентр, ЦПМПСС и др.).
| Курсы коррекционно-развивающей области. Наличие адаптированных коррекционных программ.
Программа БУД.
Комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом».
ИПР.
Добавляются дополнительные коррекционные занятия по «Развитию познавательных процессов».
| Степень бакалавра или магистра по профилю «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное дефектологическое образование»
Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом.
| ЗУА коллективного пользования, в
комплектации, которой, при необходимости, могут быть предусмотрены
вибротактильные устройства, FM- система.
Индивидуальные слуховые аппараты.
Щадящий режим физических занятия и/или организация ЛФК. Контроль врача при организации ЛФК (при необходимости).
Группы здоровья: ЛФК, занятия на свежем воздухе, водные процедуры и т.п.
| Учитель-дефектолог (сурдопедагог),
Специальный психолог.
Кабинет психолога.
Зал ЛФК.
Консультации врачей - сурдолога, психиатра, невропатолога, офтальмолога, ортопеда и др.
Размещение специальной конструкции, планшетной доски.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| На основе:
1.Договора с родителями
2.Договора с органами социальной защиты
3.Рекомендаций МППК, ИПР, а также результатов комплексного психолого-педагогического обследования каждого ребенка при поступлении в ОУ.
| Лицензированные программы дополнительного образования, обеспечивающие взаимодействие со слышащим окружением, коммуникацию с ними, адаптацию школьника в ОУ, сотрудничество, управление собственной деятельностью, формирование адекватной самооценки, соблюдение социокультурных требований.
| Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование и удостоверение о повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца.
Учитель музыкально-ритмических занятий должен иметь высшее образование, аналогичное учителю-дефектологу (сурдопедагог), учителю начальных классов и музыкальную подготовку.
Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года.
| Индивидуальные слуховые аппараты.
Формы проведения: экскурсии, кружки, «весёлые старты» секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, общественно-полезные практики и т.д.
В период каникул-лагери, летние школы и пр.
Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.
Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
| Все педагогические работники данного учреждения (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и др.)+взаимодействие с другими организациями (при необходимости).
Релаксационный зал.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
| На основе:
1.Договора с родителями.
| Программа нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, формы организации работы.
Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленны на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции.
| Высшее/среднее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца.
Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года.
Система работы по обеспечению нравственного воспитания должна быть основана на совместной деятельности семьи и ОУ, и других общественных институтов (ВОГ, ВОИ).
Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей).
| Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области.
| Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
| Разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости.
| Наглядный материал о правильном поведении, правилах БЖД.
Программа формирования экологической культуры, здорового и образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, походов и т.п.).
Проведение просветительской работы (профилактика вредных привычек и т.п.).
| Высшее/среднее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца.
Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года.
Привлечение к просветительской деятельности педагогов, медицинский работников, преподавателей физической культуры и родителей.
| Соответствие состояния и содержания здания экологическим требованиям, нормам пожарной безопасности и т.д.
Необходимое оснащение помещений для питания, кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок и т.д.
| Специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с учащимися: сурдопедагоги, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники.
Яркий стенд.
|
ВАРИАНТ 1.4
| ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ
| ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
| ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
| 1.На основании заявления от родителей (согласие на общеобразовательную программу обучения совместно со слышащими+реализация коррекционно-развивающей области).
2.На основании СИПР инвалида.
3.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
4.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк)
5. Договор с местной организацией ВОГ (Всероссийская организация глухих)
6.На основании рекомендаций ПМПК.
| Специальная
индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе
адаптированной основной образовательной программы (АООП) и нацелена на
образование глухих детей с учетом их уровня психофизического развития и
индивидуальных образовательных потребностей.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 1 - 6 классы.
Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.
| Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками с профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики по направлению «олигофренопедагогика».
Необходим тьютор, имеющий высшее образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики.
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники: врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др.
| Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, ЗУА разных типов: индивидуальных слуховых аппаратов, стационарной аппаратуры коллективного и индивидуального пользования или беспроводной аппаратуры, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение и др.; при необходимости применяются вибротактильные устройства. В случае наличия тяжелых нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата необходимы дополнительные ассистивные средства и средства альтернативной коммуникации.
| Бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования.
Инженер по обслуживанию специальных технических средств.
Установка мониторов с возможностью трансляции субтитров.
Средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.
Зал ЛФК.
Услуги (в случае необходимости) ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика).
| РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
| На основе:
1.Договора с родителями по предмету коррекционной работы.
2.Договора с внешними организациями (сурдоцентр, ЦПМПСС, реабилитационными центрами после кохлеарной имплантации).
| Набор аудиодисков, аудиокниги.
Комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом».
ИПР.
Слухоречевые карты (ведет сурдопедагог) или сурдопедагогический дневник.
Добавляются дополнительные коррекционные занятия по «Развитию познавательных процессов».
| Степень бакалавра или магистра по профилю «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное дефектологическое образование».
Психолог с образованием по направлению «Сурдопедагогика».
Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом и сочетанными нарушениями.
| СтационарнаяЗУА коллективного пользования, в
комплектации которой, при необходимости, могут быть предусмотрены
вибротактильные устройства.
FM- системы.
Индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты.
Щадящий режим физических занятия и/или организация ЛФК.
Группы здоровья: ЛФК, занятия на свежем воздухе, водные процедуры и т.п.
| Учитель-дефектолог (сурдопедагог),
Специальный психолог.
Компьютер с доступом к интернету для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио и видеодисками и т.д.
Доступ к электронным
информационным ресурсам,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих технических средств.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| На основе:
1.Договора с родителями
2.Договора с органами социальной защиты
3.Рекомендаций МППК, ИПР, а также результатов комплексного психолого-педагогического обследования каждого ребенка при поступлении в ОУ.
| Специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемая образовательной организацией на основе адаптированной основной образовательной программы, включает индивидуальный учебный план (ИУП).
Арсенал материалов и оборудования, позволяющий обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности.
| Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, ассистент (помощник) и другие педагоги, занятые в образовании обучающихся, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии.
| Формы проведения: экскурсии, кружки, «весёлые старты» секции, круглые столы, олимпиады, конкурсы, общественно-полезные практики и т.д.
В период каникул-лагери, летние школы и пр.
Индивидуальные СА, кохлеарные импланты, ЗУА для групповых занятий, FM – системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи; индукционные петли.
| Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.
Индивидуальные технические средства передвижения.
На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающихся доступными музыкальными игрушками и инструментами, театральным реквизитом, оснастить музыкальные и актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
| На основе:
1.Договора с родителями.
2. Совместно составленной программы.
| Программа нравственного воспитания направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития глухих обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д.
| Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
Система работы по обеспечению нравственного воспитания глухих обучающихся с ССД должна быть основана на совместной деятельности семьи и ОУ, и других общественных институтов (ВОГ, ВОИ).
Повышение педагогической компетенции родителей.
| Индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты, звукоусиливающая беспроводная аппаратура для групповых занятий, FM – системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи; индукционные петли.
| Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий.
| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
| Разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости.
| Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, походов и т.п.).
Проведение просветительской работы (профилактика вредных привычек и т.п.).
| Привлечение к просветительской деятельности педагогов, медицинский работников, преподавателей физической культуры и родителей.
| Соответствие состояния и содержания здания экологическим требованиям, нормам пожарной безопасности и т.д.
Необходимое оснащение помещений для питания, кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок и т.д.
Индивидуальные СА, кохлеарные импланты, ЗУА для групповых занятий, FM – системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи.
| Специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с учащимися: сурдопедагоги, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники.
|
|
Поиск по сайту:
|