ВАРИАНТ 1.1 | ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ | ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ | 1.На основании заявления от родителей (согласие на общеобразовательную программу обучения совместно со слышащими+реализация коррекционно-развивающей области). 2.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ 3.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк) | Основная общеобразовательная программа + «Программа коррекционной работы». Широкое использование ИКТ: мультимедийная доска и оборудование. Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии. | Руководящие работники с высшим пед. Образованием+курсы ПК в области инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца. Прохождение педагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца. | FM-система индивидуального пользования, совместимая со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом. Акустические колонки для использования в помещениях актового зала, музыкального зала и т.д. Вращающийся стул. Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области (ноутбук, мобильный телефон, планшет). | Инженер по обслуживанию специальных технических средств, зал ЛФК, мед.работник. По необходимости – тьютор, ассистент, сурдопереводчик (в случае, если по выбору родителей глухой ребенок обучается в обычном классе, не имея при этом равных стартовых возможностей, т.е. его уровень психофизического развития не приближен к норме). |
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ | На основе: 1. Договора с родителями по предмету коррекционной работы. 2. Договора с внешними организациями (сурдоцентр, ЦПМПСС, реабилитационными центрами после кохлеарной имплантации). | - Материалы, используемые в СКШ I-II вида для реализации программы «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», - для кохлеарно имплантированных обучающихся – логопедические дидактические материалы, комплект методических материалов И.В. Королевой «Учусь слушать и говорить». - набор аудиодисков, аудиокниги. - комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом». - Слухоречевые карты (ведет сурдопедагог).Карта индивидуальных достижений ученика (экспертная группа –школьная ПМПК). | Степень бакалавра или магистра по профилю «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное дефектологическое образование». Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом. | Кабинет сурдопедагога (звукоизолированный, не менее 15 кв.м.) Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. | Учитель-дефектолог (сурдопедагог), Специальный психолог. Парциальные программы. Сурдологопедический тренажер «Дельфа 142». Компьютер с доступом к интернет для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио и видеодисками и т.д. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | На основе 1. Договора с родителями 2. Договора с органами социальной защиты Лицензии на программы доп. образования. | Лицензированные программы дополнительного образования, обеспечивающие взаимодействие со слышащим окружением, коммуникацию с ними, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, соблюдение социокультурных требований. | Наличие ответственного за инклюзивные практики сотрудника школы, прошедшего профессиональную переподготовку в ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. | Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. | Бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | На основе договора с родителями. | Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д. Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции. | Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца. | Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. | Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутри школьных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д. Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции. | Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца. | Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. |
ВАРИАНТ 1.2 | ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ | ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ | 1.На основании заявления от родителей (согласие на АООП+реализация коррекционно-развивающей области). 2.На основании ИПР инвалида может быть выбран вариант обучения 1.2. или 1.3. 3.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ 4.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк) 5. Договор с местной организацией ВОГ (Всероссийская организация глухих) 6.На основании рекомендаций ПМПК,сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством РФ. | Основная общеобразовательная программа + «Программа коррекционной работы». Широкое использование ИКТ: мультимедийная доска и оборудование. Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии. Предметное содержание специальных учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд должны быть специфичны, поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения, ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность на общее и речевое развитие глухих обучающихся в используемых методах и приемах обучения посредством учебных материалов. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 - 6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. | Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование в области сурдопедагогики. Учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов, Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации: врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | FM-система индивидуального пользования, совместимая со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом. ЗУА проводная коллективного и индивидуального пользования (с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами). Специальные визуальные приборы. Специальные компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном» и др.). Приборы для исследования слуха-тональный и речевой аудиометры. Создание условий специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями (не более 6 обучающихся). Предоставление интернатного проживания, в случае удаленности образовательной организации от места жительства ребенка. | Инженер по обслуживанию специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры), при необходимости, должны быть организованы медицинские и другие организации, которые не включены в штатное расписание образовательной организации, зал ЛФК. По необходимости – тьютор, ассистент, сурдопереводчик (в случае, если по выбору родителей глухой ребенок обучается в обычном классе, не имея при этом равных стартовых возможностей, т.е. его уровень психофизического развития не приближен к норме). |
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ | 1.На основании заявления от родителей (согласие на АООП+реализация коррекционно-развивающей области). 2.Программа коррекционной работы. 3.Учебный план. | Диагностические задания. Использование разноуровневых программ. Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих обучающихся. Специально оборудованный кабинет, имеющий место для теоретической и практической (мягкая и кухонная мебель, плита, холодильник, посуда и т.д.) работы. Материалы, используемые для кохлеарно-имплантированных обучающихся. Логопедический материал - набор аудиодисков, аудиокниги. Комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом». Карта индивидуальных достижений ученика (экспертная группа –школьная ПМПК). | Учитель музыкально-ритмических занятий. Учитель-сурдопедагог. Педагог-психолог. Учитель физической культуры. Социальный педагог. Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом. | ЗУА коллективного пользования, в комплектации которой, при необходимости, могут быть предусмотрены вибротактильные устройства, или беспроводная аппаратура, например, использующая радиопринцип (FM- система) или инфракрасное излучение; на индивидуальных занятиях – стационарная аппаратура индивидуального пользования и / или индивидуальные слуховые аппараты. Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием. Индивидуальное рабочее место. | Учитель-дефектолог (сурдопедагог), Специальный психолог. Компьютер с доступом к интернет для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио и видеодисками и т.д. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | На основе: 1.Договора с родителями 2.Договора с органами социальной защиты Лицензии на программы доп. Образования. | Лицензированные программы дополнительного образования, обеспечивающие взаимодействие со слышащим окружением, коммуникацию с ними, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, соблюдение социокультурных требований. | Учитель музыкально-ритмических занятий. Учитель рисования. Педагог дополнительного образования. Педагог-организатор. Наличие специалиста инклюзивного образования. Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом. | Индивидуальные слуховые аппараты. FM-системы. Цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр. Библиотека с читальным залом, видеосалон, спортивные секции и студии по интересам широкая внеурочная экскурсионная, спортивно – оздоровительная, туристско –краеведческая работа, посещение детьми музеев, театров и др., проведение различных мероприятий со слышащими сверстниками. | Затраты на расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходы, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с выездами и экскурсиями. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | На основе: 1.Договора с родителями. 2. Совместно составленной программы | Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д. Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции. | Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца. Участие родителей (законных представителей). | Развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; | Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | На основе: 1.Договора с родителями. 2. Совместно составленной программы | Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д. Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленные на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции. | Воспитатели и педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации. | Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. | Специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с учащимися: сурдопедагоги, учителя физической культуры, психологи. Яркий стенд. |
ВАРИАНТ 1.3 | ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ | ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ | 1.На основании заявления от родителей (согласие на общеобразовательную программу обучения совместно со слышащими + реализация коррекционно-развивающей области). 2.На основании ИПР инвалида. 3.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ 4.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк) 5. Договор с местной организацией ВОГ (Всероссийская организация глухих) 6.На основании рекомендаций ПМПК. | АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется (ИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов. Использование доступных ребенку форм вербальной и невербальной коммуникации. Программа отдельных учебных предметов. Широкое использование ИКТ. Специальные учебники, рабочие тетради, специальный дидактический материал, специальные электронные приложения, компьютерные инструменты обучения. Учебно-методические и иные раздаточные материалы в доступных форматах (электронный,видеоформат). Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы). | Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование в области сурдопедагогики. Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года. Учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель начальных классов. Ставка олигофренопедагога. В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации: врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Создание условий специального малокомплектного (не более 4-5 обучающихся). Предоставление интернатного проживания, в случае удаленности образовательной организации от места жительства ребенка. Мобильный интернет, «Skype», «Veber» и др. программы для общения с родителями и сверстниками. Мультимедийное оборудование – SMART-доска/столик/интерактивная плазменная панель. ЗУА коллективного пользования (например, FM-системы), стационарная аппаратура индивидуального пользования, визуальные приборы и пр. | Бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования. Инженер по обслуживанию специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры). Медицинское сопровождение (при необходимости). Зал ЛФК. Услуги (в случае необходимости) ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика). |
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ | На основе: 1.Договора с родителями по предмету коррекционной работы. 2.Договора с внешними организациями (сурдоцентр, ЦПМПСС и др.). | Курсы коррекционно-развивающей области. Наличие адаптированных коррекционных программ. Программа БУД. Комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом». ИПР. Добавляются дополнительные коррекционные занятия по «Развитию познавательных процессов». | Степень бакалавра или магистра по профилю «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное дефектологическое образование» Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом. | ЗУА коллективного пользования, в комплектации, которой, при необходимости, могут быть предусмотрены вибротактильные устройства, FM- система. Индивидуальные слуховые аппараты. Щадящий режим физических занятия и/или организация ЛФК. Контроль врача при организации ЛФК (при необходимости). Группы здоровья: ЛФК, занятия на свежем воздухе, водные процедуры и т.п. | Учитель-дефектолог (сурдопедагог), Специальный психолог. Кабинет психолога. Зал ЛФК. Консультации врачей - сурдолога, психиатра, невропатолога, офтальмолога, ортопеда и др. Размещение специальной конструкции, планшетной доски. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | На основе: 1.Договора с родителями 2.Договора с органами социальной защиты 3.Рекомендаций МППК, ИПР, а также результатов комплексного психолого-педагогического обследования каждого ребенка при поступлении в ОУ. | Лицензированные программы дополнительного образования, обеспечивающие взаимодействие со слышащим окружением, коммуникацию с ними, адаптацию школьника в ОУ, сотрудничество, управление собственной деятельностью, формирование адекватной самооценки, соблюдение социокультурных требований. | Высшее профессиональное педагогическое специальное (дефектологическое) образование и удостоверение о повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца. Учитель музыкально-ритмических занятий должен иметь высшее образование, аналогичное учителю-дефектологу (сурдопедагог), учителю начальных классов и музыкальную подготовку. Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года. | Индивидуальные слуховые аппараты. Формы проведения: экскурсии, кружки, «весёлые старты» секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, общественно-полезные практики и т.д. В период каникул-лагери, летние школы и пр. Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации. Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. | Все педагогические работники данного учреждения (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и др.)+взаимодействие с другими организациями (при необходимости). Релаксационный зал. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | На основе: 1.Договора с родителями. | Программа нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, формы организации работы. Разработанные в ОУ программы духовно-нравственного развития, направленны на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетенции. | Высшее/среднее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца. Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года. Система работы по обеспечению нравственного воспитания должна быть основана на совместной деятельности семьи и ОУ, и других общественных институтов (ВОГ, ВОИ). Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей). | Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области. | Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости. | Наглядный материал о правильном поведении, правилах БЖД. Программа формирования экологической культуры, здорового и образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, походов и т.п.). Проведение просветительской работы (профилактика вредных привычек и т.п.). | Высшее/среднее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации в области сурдопедагогики установленного образца. Обязательное прохождение курсов повышения квалификации в области сурдопедагогики не реже, чем раз в 3 года. Привлечение к просветительской деятельности педагогов, медицинский работников, преподавателей физической культуры и родителей. | Соответствие состояния и содержания здания экологическим требованиям, нормам пожарной безопасности и т.д. Необходимое оснащение помещений для питания, кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок и т.д. | Специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с учащимися: сурдопедагоги, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники. Яркий стенд. |
ВАРИАНТ 1.4 | ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ | ПРОГРАММНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ | ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ | 1.На основании заявления от родителей (согласие на общеобразовательную программу обучения совместно со слышащими+реализация коррекционно-развивающей области). 2.На основании СИПР инвалида. 3.Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ 4.Локальный акт (положение) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк) 5. Договор с местной организацией ВОГ (Всероссийская организация глухих) 6.На основании рекомендаций ПМПК. | Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы (АООП) и нацелена на образование глухих детей с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 1 - 6 классы. Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах. | Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками с профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики по направлению «олигофренопедагогика». Необходим тьютор, имеющий высшее образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики. В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники: врач-сурдолог, психиатр, невропатолог, офтальмолог, ортопед и др. | Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, ЗУА разных типов: индивидуальных слуховых аппаратов, стационарной аппаратуры коллективного и индивидуального пользования или беспроводной аппаратуры, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение и др.; при необходимости применяются вибротактильные устройства. В случае наличия тяжелых нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата необходимы дополнительные ассистивные средства и средства альтернативной коммуникации. | Бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования. Инженер по обслуживанию специальных технических средств. Установка мониторов с возможностью трансляции субтитров. Средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д. Зал ЛФК. Услуги (в случае необходимости) ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика). |
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ | На основе: 1.Договора с родителями по предмету коррекционной работы. 2.Договора с внешними организациями (сурдоцентр, ЦПМПСС, реабилитационными центрами после кохлеарной имплантации). | Набор аудиодисков, аудиокниги. Комплект «Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушенным слухом». ИПР. Слухоречевые карты (ведет сурдопедагог) или сурдопедагогический дневник. Добавляются дополнительные коррекционные занятия по «Развитию познавательных процессов». | Степень бакалавра или магистра по профилю «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное дефектологическое образование». Психолог с образованием по направлению «Сурдопедагогика». Прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом и сочетанными нарушениями. | СтационарнаяЗУА коллективного пользования, в комплектации которой, при необходимости, могут быть предусмотрены вибротактильные устройства. FM- системы. Индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты. Щадящий режим физических занятия и/или организация ЛФК. Группы здоровья: ЛФК, занятия на свежем воздухе, водные процедуры и т.п. | Учитель-дефектолог (сурдопедагог), Специальный психолог. Компьютер с доступом к интернету для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио и видеодисками и т.д. Доступ к электронным информационным ресурсам, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | На основе: 1.Договора с родителями 2.Договора с органами социальной защиты 3.Рекомендаций МППК, ИПР, а также результатов комплексного психолого-педагогического обследования каждого ребенка при поступлении в ОУ. | Специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемая образовательной организацией на основе адаптированной основной образовательной программы, включает индивидуальный учебный план (ИУП). Арсенал материалов и оборудования, позволяющий обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. | Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, ассистент (помощник) и другие педагоги, занятые в образовании обучающихся, должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии. | Формы проведения: экскурсии, кружки, «весёлые старты» секции, круглые столы, олимпиады, конкурсы, общественно-полезные практики и т.д. В период каникул-лагери, летние школы и пр. Индивидуальные СА, кохлеарные импланты, ЗУА для групповых занятий, FM – системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи; индукционные петли. | Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка. Индивидуальные технические средства передвижения. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающихся доступными музыкальными игрушками и инструментами, театральным реквизитом, оснастить музыкальные и актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ | На основе: 1.Договора с родителями. 2. Совместно составленной программы. | Программа нравственного воспитания направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития глухих обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д. | Прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца. Система работы по обеспечению нравственного воспитания глухих обучающихся с ССД должна быть основана на совместной деятельности семьи и ОУ, и других общественных институтов (ВОГ, ВОИ). Повышение педагогической компетенции родителей. | Индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарные импланты, звукоусиливающая беспроводная аппаратура для групповых занятий, FM – системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи; индукционные петли. | Кабинет психолога для индивидуальных и групповых занятий. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | Разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой формой умственной отсталости. | Стенды на стенах ОУ с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, экологически благоприятной обстановки и т.д. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, походов и т.п.). Проведение просветительской работы (профилактика вредных привычек и т.п.). | Привлечение к просветительской деятельности педагогов, медицинский работников, преподавателей физической культуры и родителей. | Соответствие состояния и содержания здания экологическим требованиям, нормам пожарной безопасности и т.д. Необходимое оснащение помещений для питания, кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок и т.д. Индивидуальные СА, кохлеарные импланты, ЗУА для групповых занятий, FM – системы, тренажеры, доступные специальные компьютерные программы для коррекции нарушений слуха и речи. | Специалисты, обеспечивающие оздоровительную работу с учащимися: сурдопедагоги, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники. |