Расчет программы ремонта. Организация производственного процесса ремонта подвижного состава
Для поддержания работоспособности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотивов стандарт рекомендует выполнение четырех видов технического обслуживания: ТО1-ТО4 и текущих ремонтов ТР1, ТР2, ТР3. Текущие ремонты выполняют для ревизии, замены или восстановления узлов и деталей, а также испытания и регулирования аппаратов, приборов, повышения работоспособности локомотивов. Для восстановления эксплуатационных характеристик локомотивов, выполняют капитальный ремонт КР-1, а для восстановления ресурса подвижного состава с заменой или восстановлением любых его частей КР-2. Объёмы работ при ТО, ТР, и КР, их периодичность и нормы простоя регламентированы инструкциями и правилами. Нормы пробега устанавливаются в зависимости от эксплуатационных условий каждой железной дорогой относительно среднесетевых норм.
Таблица 1.1 Среднесетевые нормы пробегов и времени работы между техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов
Расчёт числа ремонтов начинают с капитальных КР 1 и КР 2. Их число определяют делением локомотиво-километров пробега на межремонтную норму пробега. 1. Программа ремонта КР 2:
где - годовой общий пробег поездных локомотивов в грузовом движении; N - количество ремонтов;
- межремонтная норма пробега.
2. Программа ремонта КР 1:
3.Текущий ремонт ТР 3:
4. Текущий ремонт ТР 2:
5. Текущий ремонт ТР 1:
6. Техническое обслуживание ТО 3:
7.Периодичность технического обслуживания локомотивов ТО 2 устанавливается в пределах 24-48 часов, независимо от пробега.
8. Годовую программу ремонта маневровых локомотивов определяют с учётом эксплуатируемого парка и межремонтного срока:
где - количество маневровых локомотивов;
- межремонтный срок, установленный для каждого вида ремонта в годах. Расчёт программ ремонта маневровых локомотивов проводится делением количества маневровых локомотивов на межремонтные сроки в годах, по тем же формулам, что и в грузовом движении.
2. Расчёт качественных показателей использования локомотивов в грузовом движении
Показатели, характеризующие качество использования локомотивов в эксплуатации, а также качество их ремонта называются технико-производственными. Основными из них являются: - средняя масса поезда брутто, характеризующая степень использования мощности локомотива; - участковая и техническая скорости движения поездов, (участковая – средняя скорость движения в км/ч между участковыми станциями, техническая – средняя скорость движения в км/ч без учета стоянок на станциях); - среднесуточный пробег локомотива; - производительность локомотива; - процент вспомогательного пробега локомотивов в грузовом движении к пробегу во главе поездов; - деповский процент неисправных локомотивов; - норма простоя локомотивов в ремонте.
1. Процент вспомогательного пробега к пробегу во главе поездов определяется отношением вспомогательного линейного пробега локомотивов (в двойной тяге, подталкивании, одиночном следовании) к пробегу во главе поездов:
где MS - пробег локомотивов во вспомогательном движении (в курсовом проекте принять равным пробегу в одиночном следовании) и во главе поездов.
2. Среднесуточный пробег локомотива показывает, какое количество локомотивокилометров линейного пробега выполнил локомотив эксплуатируемого парка в среднем за сутки:
где Мэ – парк эксплуатируемых локомотивов, в депо он определяется отдельно для грузового и пассажирского движения.
3. Среднесуточная производительность поездного локомотива измеряется тоннокилометрами брутто, приходящимися на один локомотив эксплуатируемого парка в среднем за сутки:
В депо ее определяют только для грузового движения по видам тяги.
4. Процент локомотивов, находящихся в ремонте, определяют отдельно для поездных и маневровых локомотивов и в целом по депо:
где
- количество локомотивов, находящихся в ремонте,
- количество локомотивов, приписанных к депо.
где - эксплуатируемый парк поездных и маневровых локомотивов;
- количество локомотивов, находящихся в резерве депо (в курс. проекте принять как 10% от
);
- определяется на основании программы ремонта и норм простоя в соответствующих видах ремонта, отдельного для грузового и маневрового движения.
Расчёт выполняется по формуле:
где N - количество ремонтов по их видам; T - время простоя в ремонте, берётся по нормам в сутках; - количество рабочих дней в планируемом периоде (для ТО-3, ТО-2, ТР-1 - 365; для ТР-2, ТР-3 - 262 дня).
Таблица 2.1 Нормы простоя локомотивов в ремонте
5.Средняя масса поезда брутто определяется отношением суммы тонно-км брутто к сумме локомотиво-км в границах обращения локомотивных бригад. В курсовом проекте эта величина задается исходными данными. Результаты расчетов показателей работы и использования локомотивов сводятся в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Объемные и качественные показатели работы локомотивного депо за год
Расчет контингента работников депо
Основными группами работников локомотивного депо являются рабочие локомотивных бригад, рабочие по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов, экипировке локомотивов, цеховой персонал и штат аппарата управления депо. Численность работников рассчитывается отдельно по каждой группе. Определяется явочный и списочный контингент. Наибольшую часть составляют локомотивные бригады и рабочие, занятые на различных видах ремонта.
Расчет численности локомотивных бригад
Численность рабочих локомотивных бригад зависит от объема работы, нормы выработки бригады и технических норм использования локомотивов. Основной формой обслуживания локомотивов является сменное обслуживание, так как при нем достигается лучшее их использование. В грузовом движении численность рабочих локомотивных бригад определяется по формуле:
где С - состав бригады: машинист и его помощники.
- рассчитанный ранее линейный пробег локомотивов в границах обращения локомотивных бригад.
- месячная норма пробега одной бригады, км.
,
где - участок обращения локомотивной бригады, км (туда и обратно);
- количество поездок бригады в месяц.
,
где - среднемесячная норма рабочих часов, примерно равна 167 часов;
- норма времени работы бригады за поездку, ч.
,
где - скорость участковая.
- время на прием и сдачу локомотива, принять 30 минут.
Численность списочную определяют с учетом коэффициентов на замещение работников, находящихся в отпуске, выполняющих государственные обязанности и по болезни:
,
Численность рабочих локомотивных бригад на маневровой работе рассчитывается исходя из количества локомотивов, занятых этой работой и числа бригад, обслуживающих локомотивы:
где, М - количество локомотивов. - число бригад, обслуживающих локомотив при круглосуточном режиме работы и двенадцатичасовой смене.
,
с - состав бригады в маневровом движении локомотивов обслуживается без помощника одним машинистом. Численность списочная рассчитывается таким же образом, как и в грузовом движении.
Расчет численности рабочих по ремонту локомотивов
Численность рабочих определяется по рабочим местам или количеству оборудования, нормам обслуживания и нормам численности. Первый способ - по рабочим местам или количеству оборудования, применяется для расчета численности по ремонту подвижного состава, оборудования и других технических средств. Среднесписочная численность рабочих, занятых на текущем ремонте подвижного состава в депо:
,
где Т - трудоемкость выполнения текущих ремонтов и обслуживания подвижного состава соответственно ТР-3, ТР-2, ТР-1, ТО-3; ЭФ - эффективный фонд рабочего времени одного рабочего, рассчитанный ранее. Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта устанавливаются дифференцированно по железным дорогам.
Таблица 1.2 Трудоемкость текущего ремонта и обслуживания подвижного состава в локомотивном депо, чел-ч
Тип и серия подвижного состава | ТО-3 | ТР-1 | ТР-2 | ТР-3 |
Электровозы: грузовые ВЛ-8 | ||||
ВЛ-10, ВЛ-11 | ||||
ВЛ-23, ВЛ-15 | ||||
ВЛ-80, ВЛ-85 | - | |||
Маневровые | ||||
Тепловозы: грузовые ТЭ-3, ТЭ-7,3ТЭ-3 | ||||
2ТЭ-10 | ||||
2ТЭ-116 | ||||
Маневровые ТЭМ-1, ТЭМ-2 | ||||
ЧМЭ-2 |
Сетевые нормы трудоемкости обязательны для внедрения во всех локомотивных депо. В тех случаях, когда в депо фактическая трудоемкость ниже установленной, нормативы не могут служить основанием для увеличения численности рабочих. Снижение трудоемкости может происходить в результате совершенствования производственных процессов, механизации трудоемких процессов, улучшения организации и нормирования труда. Второй способ – по нормам обслуживания применяется для расчета численности рабочих, занятых обслуживанием и содержанием технических объектов. Нормы обслуживания одного объекта установлены в зависимости от интенсивности работы, технического оснащения, размера оборудования и условий труда. Численность вспомогательных рабочих определяется по трудоемкости работы также как у основных рабочих. Численность младшего обслуживающего персонала определяют по числу рабочих мест или укрупненным нормам обслуживания. Третий способ – по нормам численности применяется для расчета численности специалистов и служащих. Потребности в них устанавливаются по штатному расписанию.