Содержание практики
Недели | Содержание | Форма отчета |
Ознакомление с учебно-методическим комплексом практики. Анализ учебно-воспитательной работы в учебном заведении, определение существующих проблем в обучении и воспитании. Сбор и уточнение запросов администрации школы и классных руководителей на проведение просветительских и профилактических мероприятий. | Список заявок от администрации и кл. руководителей. Список тем запла-нированных лекций и семинаров. | |
Подготовка и проведение лекции для учащихся средних и старших классов. Анализ обратной связи (ОС) от учащихся по поводу данных мероприятий. *Присутствие на аналогичном мероприятии, проводимом другим практикантом, и его анализ. | Подробный план и конспект лекций. Таблица ОС. | |
Подготовка и проведение дискуссии для учащихся или учителей средних и старших классов. | Протоколы или стенограммы дискуссий Список вопросов. | |
**Подготовка и проведение психологического лектория для учителей или родителей в форме семинара-практикума. | Подробный план и конспект семинара |
Примечания:
пункты с * включаются как обязательные в содержание практики со второй по четвертую недели.
** - возможна замена мероприятий для учителей и родителей коррекционными занятиями для учащихся.
*** - вместо семинаров и коррекционных занятий можно провести один целостный тренинг с одной группой учащихся определенной тематики (по запросу школы).
Организация и руководство практикой
Базами прохождения практики являются школы и учебные заведения среднего профессионального образования. Руководство практикой преподавателями психологических кафедр осуществляется на базе института или школы.
|
Руководители практикой представляют график консультационных часов и наблюдают за этапами прохождения практики. Обязательными являются еженедельные консультации студентов руководителями практики. Консультации могут быть как индивидуальными, так и групповыми (не более 6-ти человек). Групповые консультации позволяют сделать процесс обмена опытом между студентами более интенсивным и избежать повторения типичных ошибок.
Руководители практики выполняют по отношению к своим подопечным функции супервизора, т.е. человека, помогающего другому человеку (студенту) более эффективно оказывать психологическую, в том числе профилактическую помощь другим людям. Супервизия, по мнению Кадушина, включает в себя три главных функции - образовательную, или формирующую, поддерживающую и направляющую.
Образовательная, или формирующая функция подразумевает развитие умений, понимания и способностей студентов самостоятельно организовывать свою практическую деятельность. Достигается это посредством совместного с руководителем анализа их самостоятельной деятельности во время практики. Руководитель в ходе такого анализа помогает студенту:
Ø лучше понимать тех, с кем он проводит мероприятие;
Ø лучше осознавать собственные реакции на учащихся, учителей и родителей во время этих мероприятий;
Ø исследовать свои способы работы;
Ø понимать динамику своих отношений с участниками дискуссий и семинаров.
Осуществляя образовательную функцию, руководитель практики не столько передает студентам свой опыт, сколько заботится о том, чтобы они могли реализовать собственный личностный и творческий потенциал в самостоятельной, пусть и не очень совершенной деятельности. Образовательная функция руководителя заключается в том, чтобы дать студентам ясную, конкретную и сбалансированную обратную связь о том, как они работают в качестве преподавателей психологии или психологов, ведущих просветительскую деятельность. Еще одна форма реализации образовательной функции руководителем практики – это совместное со студентами планирование мероприятий и их анализ.
|
Поддерживающая, или тонизирующая функция руководителя заключается в оказании психологической поддержки студентам в осознавании и принятии собственных эмоций, возникающих в процессе проведения дискуссий и семинаров. Эти эмоции могут быть реакциями на участников мероприятий или являться результатом эмпатии, или могут возникать вследствие эмоционального резонанса студентов на обсуждаемые проблемы. Непринятие студентами этих эмоций ведет к стрессу и эмоциональному выгоранию. Поэтому задачей преподавателя является обучение студентов тому, как справляться со своими разнообразными эмоциональными реакциями, возникающими в процессе практической деятельности.
Особенно сильные эмоции возникают у студентов во время проведения мероприятий с учителями и родителями учащихся. Типичными негативными переживаниями являются чувства тревоги, волнения, неуверенности в собственных силах, возникающие из-за актуализации «синдрома публичного выступления» или «школьного синдрома». Эти чувства возникают вследствие ожидания студентами оценок со стороны более старших по возрасту людей, перед которыми они выступают. Как правило, подобные реакции представляют собой либо вид переносных реакций, либо являются отголосками «незавершенных отношений» с авторитетными фигурами в прошлом, либо указывают на собственные проекции студентов.
|
Поддерживающая функция преподавателя может быть реализована во время предварительного обсуждений как накануне мероприятий тех опасений и тревог, которые имеются у студентов, так и после них. Помогая студентам осознать, выразить и принять свои чувства, возникающие в процессе взаимодействия со значимыми другими, преподаватель тем самым оказывает им психологическую поддержку.
Направляющая, или нормативная функция руководителя обеспечивает контроль за тем, насколько проводимая студентами работа отвечает профессиональным стандартам деятельности психолога и соответствует этическим требованиям. Например, одно из наиболее важных этических правил в работе психолога – правило «Не навреди» нередко игнорируется студентами из-за недостаточной осознанности собственных потребностей и мотивов своих поступков во время проведения практических мероприятий. Задача руководителя практики – постоянно напоминать студентам о соблюдении этой профессиональной нормы, особенно в тех случаях, когда у них запрашивают информацию о поведении участников проводимых мероприятий третьи лица. Осуществление направляющей функции преподавателем помогает студентам лучше спланировать свою деятельность и эффективнее использовать собственные личностные и профессиональные ресурсы.
Студентам рекомендуется проводить просветительские и профилактические мероприятия парами. Такая организация практической деятельности дает им возможность развивать навыки совместной работы в паре, улучшает качество подготовки и проведения лекций, дискуссий и семинаров, повышает уровень личностной и профессиональной рефлексии и обеспечивает необходимую психологическую поддержку со стороны одногруппников. Работа в паре также предполагает осуществление анализа проведенного мероприятия тем студентом, который находится в роли наблюдателя. Идеальным вариантом совместной работы является так называемая проектная деятельность. Для этого две пары студентов объединяются и реализуют не отдельные, разрозненные мероприятия, а логически стройную систему мероприятий, сфокусированных на какой-то одной проблеме, актуальной и для учащихся, и для взрослых – учителей и родителей.
Для повышения эффективности студенческой практики методистам и руководителям рекомендуется провести некоторую предварительную подготовительную работу с администрацией тех учебных заведений, которые выбраны в качестве базовых. Такая предварительная работа предполагает осуществление своеобразной рекламы планируемых студентами мероприятий. Формы рекламных акций могут быть самые разные – от обычных объявлений, развешиваемых в учебном заведении, до презентаций программ лекториев и семинаров для учащихся, родителей и учителей. Подходящей формой рекламы может быть изготовление и распространение студентами среди учителей несложных коротких буклетов, содержащих анонс предполагаемых просветительских и профилактических мероприятий.
Каждый этап прохождения практики оценивается руководителем и на основе среднего балла выставляется оценка по педагогической практике. Оценка каждого этапа фиксируется в журнале прохождения практики.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется при соблюдении следующих условий