Организация мероприятий.




2.1. Организация дискуссий.

 

Описание основных этапов дискуссии.

Первый этап – знакомство. Необходимо для создания благоприятной и раскованной психологической атмосферы во время проведения дискуссии.

Второй этап - «разогрев» слушателей.

«Разогрев» - это групповое действо, направленное на повышение энергии и заинтересованности участников и их активное включение в происходящее. Для разогрева можно использовать просмотр короткого фильма (художественного или документального) или отрывка из него, сообщение результатов анонимного анкетирования учащихся (учителей, родителей) с их согласия, знакомство с отрывками из детских сочинений (тоже с их согласия), какое-либо подвижное упражнение, в котором участвуют все присутствующие.

Одним из вариантов разогрева для дискуссии на тему межличностных отношений или конфликтов в отношениях может быть обсуждение результатов диагностики отношения учителей к разным группам учеников – «хорошистам», «середнячкам» и «двоечникам». Методика для диагностики этих отношений приведена в приложении 8. Данная методика может быть несколько видоизменена и адаптирована для диагностики отношения родителей к своим детям (и наоборот), отношения учителей друг к другу или межличностных отношений в классе. Другим вариантом разогрева может быть обсуждение результатов проведения еще одной методики – для диагностики воспитательных реакций и установок педагогов в отношениях с учениками (методика ВУП). Особенно уместен такой вариант разогрева при проведении дискуссии на тему: «Что такое личностно-ориентированный подход к обучению?» Методика ВУП приведена в приложении 9.

Третий этап - введение правил.

Правила вводятся для того, чтобы во время дискуссии кто-либо из участников не узурпировал время на высказывание своей точки зрения в ущерб всем остальным, чтобы избежать длительных и непродуктивных пауз, чтобы придать дискуссии более динамичный и последовательный характер. В целях экономии времени правила обычно предлагает ведущий. Наиболее распространенными являются следующие правила:

q Проявлять активность.

q Не перебивать.

q Соблюдать относительную очередность в высказываниях.

q Уважать чужую точку зрения.

q Избегать оскорбительных личностных высказываний.

q Говорить четко и конкретно.

q Вести себя конструктивно.

Четвертый этап – распределение ролей (см. таблицу «Описание ролей...»). Данный этап в некоторых случаях (обучение) является необязательным. В обучающих целях можно предложить наблюдателям, не участвующим в дискуссии, определить, кто из участников чаще находился в той или иной роли и как это влияло на ход дискуссии. Если дискуссия направлена на поиск решения конкретной проблемы, то для ее эффективного проведения, распределение ролей является необходимой процедурой. Когда роли распределяются спонтанно, это может приводить к тому, что одних ролей будет больше, а других меньше. Это создает дисбаланс активности участников во время обсуждения. Например, может быть несколько «генераторов идей» и ни одного «критика» или наоборот. В таком случае идей много, но они не проверяются с точки зрения слабых мест или пригодности для решения обсуждаемой проблемы.

Пятый этап - фокусировка на проблеме.

Для того, чтобы найти какое-либо решение обсуждаемого вопроса, необходимо определиться с предметом дискуссии. Для этого участникам предлагается ответить на вопросы: «Что именно мы обсуждаем?», «Как определить этот феномен?» (например, «самостоятельность»), «Какой результат мы хотим получить в конце дискуссии?», «Как достичь этого результата?»

Отвечая на данные вопросы, участники дискуссии четче формулируют свои цели, определяются со своими запросами и очерчивают рамки обсуждаемого вопроса. Все это позволяет им «не растекаться мыслью по древу», говорить конкретно и по существу, не уходя в далеко в сторону от заявленной проблемы, что экономит время и силы дискутирующих. На этом этапе полезно использовать листы ватмана или доску для того, чтобы зафиксировать намеченные направления дискуссии и обозначить таким образом ее рамки. Конечно, ведущему дискуссии нужно запастись необходимыми принадлежностями заранее. Яркие надписи и картинки, сделанные самими участниками дискуссии, фокусируют их внимание и увеличивают их активность.

Шестой этап - поиск решения.

На данном этапе участники обмениваются мнениями о том, как можно разрешить проблему. Ведущему-студенту очень важно на этом этапе соблюдать баланс между собственной активностью и активностью участников дискуссии. Метафорой поведения ведущего может служить выражение: «Важно оставить двери открытыми и пригласить в них войти и тогда те, кто захотят войти, сделают это сами». Ведущий поддерживает активность участников. Формой поддержки, в зависимости от аудитории, могут быть как слова благодарности за проявленную активность, так и аплодисменты группы каждому автору очередного решения. Для того, чтобы не пропустить подходящее решение, тщательно фиксируются все предлагаемые решения, а затем оцениваются с точки зрения их реалистичности, практичности, гуманности и т.д. Затем выбирается три наиболее конструктивных решения, исходя из их рейтинга, составленного участниками дискуссии.

Седьмой этап – обобщение, или подведение итогов.

Итоги дискуссии подводит ведущий, в роли которого выступает студент-практикант. Он отмечает наиболее важные моменты дискуссии и вклад ее участников в нахождение решения, сравнивает полученный результат с ожидавшимся и фиксирует его в качестве итога дискуссии. Особое внимание необходимо уделить изменениям настроения участников в ходе дискуссии, увязав их с ключевыми моментами в обсуждении. Задача данного этапа –повысить чувство собственной компетентности у участников дискуссии и закончить ее на позитивной эмоциональной ноте.

 

2.2. Организация семинара.

Основные этапы семинара-практикума.

1. Знакомство.

Необходимо для создания благоприятной и раскованной психологической атмосферы во время проведения семинара, а также для сокращения дистанции между его участниками. Формы знакомства могут быть самые разные. Найти подходящие упражнения можно в книгах Петрусинского В.В. и Макшанова С.И. и Хрящевой Н.Ю.

2. Уточнение цели семинара.

На данном этапе участники уточняют свои потребности, связанные с участием в данном семинаре, и приводят их в соответствие с темой семинара-практикума. Иногда участники семинара не очень отдают себе отчет в том, чего они хотят от своего участия в нем и для чего они пришли. Профессиональное мастерство ведущего заключается в умении помочь участникам узнать и понять свои желания, связанные с семинаром, и способности создать у них установку на активную работу во время мероприятия.

3. Выяснение ожиданий и опасений участников.

Выяснение ожиданий необходимо для отфильтровывания нереалистических ожиданий и подтверждения готовности участников к работе в рамках заявленной темы. Высказываемые опасения позволяют откорректировать программу семинара и стиль его ведения таким образом, чтобы не активизировались механизмы психологической защиты у его участников.

4. Разогрев.

Аналогичен разогреву при проведении дискуссии. Отличие в том, что он больше ориентирован на активизацию взаимодействия между участниками семинара. Для этого особенно хорошо подходят различные двигательные упражнения в парах.

5. Описание методики (техники).

Представляет собой короткое описание техники и обозначение тех областей, или сфер, где она может эффективно использоваться.

6. Отработка техники в реальном взаимодействии.

Включает в себя подробный инструктаж по ее отработке с указанием того, чем должен заниматься каждый при выполнении тренировочного упражнения. Как правило, работа организуется в тройках, где каждый по очереди находится в роли Тренирующегося; Того, на ком тренируются, и Наблюдателя.

7. Рефлексия полученного опыта.

Проводится сначала в рабочих тройках. Основное внимание – успехам и затруднениям при выполнении тренировочного упражнения по отработке новой техники., а также своим эмоциональным и личностным реакциям в процессе тренировки.

8. Подведение итогов.

Проводится в общем круге и представляет собой, по сути, сбор устной обратной связи от участников семинара. Ведущий опрашивает всех присутствующих, интересуясь их впечатлениями. Основной акцент делается на том, чему научились участники во время семинара, и на том, что было для них самым важным, включая и эмоциональные реакции.

 

2.3. Распределение ролей между участниками дискуссии.

Описание ролей участников,

необходимых для эффективной дискуссии.

 

Условные функции Обязанности Возможные варианты ролей
Генератор идей Продуцирует оригинальные идеи и предложения, фантазирует и мечтает вслух, сравнивает и проводит аналогии. Карлсон
Презентатор, или организатор Имеет сильное желание решить проблему, подхватывает идеи Генератора или других участников группы, развивает их, расцвечивает деталями, побуждает других к действию. Барон Мюнхаузен
Комментатор, или трудоголик Предлагает варианты реализации идеи, уточняет детали, проявляет методичность и последовательность, заботится о необходимых ресурсах. Мудрая Сова
Критик, или контролер Критикует, придирается, указывает на слабые места и препятствия, скрупулезно анализирует идеи. Старуха Шапокляк
Защитник, или координатор Преодолевает критику, всех поддерживает и выслушивает, сплачивает участников, вникает во все, стремится к согласию и взаимопониманию. Робин Гуд
  Фасилитатор, или председатель Следит за очередностью выступлений, за соблюдением правил (например, не перебивать), направляет обсуждение в конструктивное или новое русло, активно слушает, стремится понять потребности каждого. Кот Леопольд
Секретарь, или детерминатор Записывает все ценные идеи, предложения, подробности, проверяет детали, напоминает о времени, фиксирует результаты. Доктор Ватсон

Литература

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, 1999.
  2. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М. «ИНФРА-М», 1997.

3. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? – М., 200...

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

  1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
  2. Игры - обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.
  3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.
  4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М., 1992.
  5. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. /Пер с лит. - М, 2000.
  6. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. - М., 1995.
  7. Максимова А.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании. Ростов-на-Дону, 2000.
  8. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть I. - СПб., 1993.
  9. Невис Э. Организационное консультирование. Гештальт-подход. – Спб., 2002.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.
  11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 199...
  12. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. - М., Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000.
  13. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
  14. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999.
  15. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб. научн. трудов. - М, 1993.
  16. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.
  17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. /Пер с англ. - М., 1994.
  18. Руководство практического психолога. - М., 1997.
  19. Умеете ли вы общаться? И.Н. Горелов, В.Ф. Житников и др. – М., 1991.
  20. Фридман. Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  21. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб., 2002.
  22. Что такое Workshop? Пособие для организаторов практических семинаров. Сост. и авт. О.Б Чикуров.- Псков, 2001.

 

 

Приложения

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: