Вопросы к экзамену по дисциплине «Методы исследования в социальной работе»
для студентов группы СР-34
1. Социальная работа как сфера практической и исследовательской деятельности. Научные перспективы практики социальной работы.
2. Общее понятие о методологии. Методологические требования к научному знанию. Функции научного знания.
3. Понятие о научном исследовании. Классификация научных исследований
4. Специфика исследования в социальной работе. Классификация видов исследования в социальной работе.
5. Этические аспекты организации и проведения исследования в социальной работе
6. Номотетический и идеографический подходы в социальных исследованиях, их отличительные особенности. Связь подходов с методами и стратегиями исследования (описание, объяснение) в социальной работе
7. Классификация методов социальных исследований: количественные и качественные методы исследования, их отличительные особенности.
8. Понятие и сущность процедуры измерения. Типы шкал в социальных исследованиях.
9. Концептуализация предмета исследования и операционализация понятий.
10. Научное описание как тип и процедура исследования: понятие, цель, задачи, приемы.
11. Научное объяснение: понятие, приемы. Связь научного объяснения с пониманием. Понятие о корреляции.
12. Метод эксперимента: понятие, особенности, общая структура. Виды эксперимента. Значение эксперимента для социальной работы.
13. Общая характеристика пилотажного, полевого и лабораторного исследований.
14. Общее понятие о выборочном исследовании. Генеральная и выборочная совокупности. Требования к организации выборочного исследования. Оценка репрезентативности выборки.
|
15. Оценочные исследования в социальной работе: особенности, область применения. Дизайн оценочного исследования.
16. Использование биографического метода в социальной работе.
17. Исследовательская стратегия метода кейс-стади в социальной работе. Традиционный и идиографический подходы к изучению случаев. Достоинства и недостатки кейс метода в исследовании практики социальной работы.
18. Нарративное интервью: понятие, назначение, фазы и сферы применения. Возможности и ограничения нарративного интервью в исследовании практики социальной работы. Анализ нарративов.
19. Социологическое исследование в социальной работе: структура, этапы, виды (пилотажное, описательное, аналитическое).
20. Классификация видов социологического исследования.
21. Программа социологического исследования: понятие, функции, структура. Назначение методологической и методической части программы исследования. Этапы и процедуры разработки программы исследования.
22. Содержание методологической части программы исследования.
23. Проблемная ситуация как начальный этап процесса социального исследования. Формулирование и описание проблемной ситуации. Классификация социальных проблем.
24. Понятие цель, задачи социологического исследования. Порядок постановки задач исследования.
25. Особенности определения объекта и предмета социологического исследования.
26. Интерпретация основных понятий в социологическом исследовании. Виды интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная. Этапы и процедуры интерпретации.
27. Гипотеза в социологическом исследовании: понятие, виды.
|
28. Характеристика содержания методической части программы социологического исследования.
29. Способы формирования обследуемой совокупности и виды выборки.
30. Требования к описанию используемых методов сбора первичной социологической информации в программе исследования.
31. Планирование социологического исследования. Общий план и рабочий план социологического исследования: назначение и содержание.
32. Метод анализа документов: понятие, классификация, особенности применения в социальных исследованиях. Выбор необходимых документов для проведения исследования.
33. Традиционный анализ документов: понятие, назначение, приемы, этапы.
34. Контент-анализ документов: понятие, сущностные характеристики, назначение, требования к проведению.
35. Этапы проведения контент анализа: характеристика, содержание деятельности исследователя.
36. Преимущества и недостатки анализа документов в исследовании практики социальной работы. Типичные ошибки при проведении анализа документов.
37. Вербальные и статистические документы в социальных исследованиях: понятие, характеристики, возможности и ограничения.
38. Официальные документы: понятие, назначение, типология, предмет анализа в социальных исследованиях. Преимущества официальных документов перед неофициальными.
39. Преимущества и ограничения личных и безличных документов в социальном исследовании.
40. Применение метода тестирования в социальных исследованиях: понятие, назначение, достоинства и ограничения.
41. Этапы разработки тестов. Структура теста. Понятие о валидности теста. Виды и типы тестов, применяемых в социальных исследованиях.
|
42. Сферы применения тестов в исследовании практики социальной работы. Особенности сочетания тестирования с анкетированием. Понятие о социометрическом методе.
43. Наблюдение как метод научного исследования в социальных науках: понятие, характеристики, отличие научного наблюдения от обыденного.
44. Сравнительная характеристика структурированного и неструктурированного наблюдения.
45. Включенное наблюдение: понятие, характеристики, особенности проведения, отличие от невключенного наблюдения.
46. Общая характеристика видов наблюдения: по условиям организации, по регулярности и частоте проведения.
47. Этапы проведения наблюдения: содержание, инструменты. Проблема надёжности данных наблюдения.
48. Программа наблюдения: структура, содержание. Типичные ошибки при проведении наблюдения.
49. Достоинства и недостатки метода наблюдения в исследовании практики социальной работы. Требования к подготовке наблюдателя.
50. Беседа как форма опроса в исследовании по социальной работе: понятие, особенности. Отличие беседы от других форм опроса.
51. Проблемы проведения беседы в социальных исследованиях. Достоинства и ограничения беседы в исследовании практики социальной работы.
52. Разновидности беседы как исследовательского метода и особенности их проведения.
53. Интервьюирование в социальной работе. Понятие «интервью». Основания для классификации.
54. Общая характеристика видов интервью по процедуре проведения.
55. Методика создания бланка интервью. Структура опросного листа. Типы и композиция вопросов.
56. Организация проведения интервью. Правила процедуры интервью.
57. Этапы проведения интервью: назначение, содержание, формулировка вопросов.
58. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Основные правила действия интервьюера. Типичные ошибки проведения интервью.
59. Опрос и его разновидности в исследованиях по социальной работе. Достоинства и недостатки.
60. Анкетирование как разновидность опроса: понятие, специфика, основания для классификации анкетного опроса.
61. Структура анкеты: вводная часть, основная часть, «паспортичка». Требования к типологии вопросов с учетом назначения структурных элементов анкеты. Правила проверки составления анкеты.
62. Характеристика вопросов анкеты по форме и конструкции ответов. Выбор форм вопросов.
63. Характеристика вопросов анкеты по цели опроса и содержанию опроса.
64. Экспертный опрос: понятие, назначение, функции, область применения, особенности. Инструментарий экспертного опроса. Достоинства и недостатки экспертного опроса.
65. Этапы проведения экспертного опроса. Программа экспертного опроса. Обработка материалов экспертного опроса.
66. Критерии и методы отбора экспертов. Способы проведения экспертного опроса.
67. Экспертное оценивание. Методы экспертных оценок.
68. Метод фокус-группы: понятие, сущность, особенности. Классификация и принципы построения эффективных вопросов. Достоинства и недостатки фокус-группового исследования в практике социальной работы.
69. Методика и стратегия проведения фокус группы. Сценарий фокус группы: структура, процедура разработки.
70. Требования, предъявляемые к модератору фокус-группы.
71. Верификация первичной информации: понятие, способы.
72. Этапы обработки первичной информации.
73. Количественные и качественные методы анализа данных
74. Формы представления результатов исследования: научный отчет, научный доклад, тезисы доклада, научная статья и др.
75. Научные публикации: этика, условия и правила.
76. Требование к выполнению, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы