для студентов группы СР-34




Вопросы к экзамену по дисциплине «Методы исследования в социальной работе»

для студентов группы СР-34

1. Социальная работа как сфера практической и исследовательской деятельности. Научные перспективы практики социальной работы.

2. Общее понятие о методологии. Методологические требования к научному знанию. Функции научного знания.

3. Понятие о научном исследовании. Классификация научных исследований

4. Специфика исследования в социальной работе. Классификация видов исследования в социальной работе.

5. Этические аспекты организации и проведения исследования в социальной работе

6. Номотетический и идеографический подходы в социальных исследованиях, их отличительные особенности. Связь подходов с методами и стратегиями исследования (описание, объяснение) в социальной работе

7. Классификация методов социальных исследований: количественные и качественные методы исследования, их отличительные особенности.

8. Понятие и сущность процедуры измерения. Типы шкал в социальных исследованиях.

9. Концептуализация предмета исследования и операционализация понятий.

10. Научное описание как тип и процедура исследования: понятие, цель, задачи, приемы.

11. Научное объяснение: понятие, приемы. Связь научного объяснения с пониманием. Понятие о корреляции.

12. Метод эксперимента: понятие, особенности, общая структура. Виды эксперимента. Значение эксперимента для социальной работы.

13. Общая характеристика пилотажного, полевого и лабораторного исследований.

14. Общее понятие о выборочном исследовании. Генеральная и выборочная совокупности. Требования к организации выборочного исследования. Оценка репрезентативности выборки.

15. Оценочные исследования в социальной работе: особенности, область применения. Дизайн оценочного исследования.

16. Использование биографического метода в социальной работе.

17. Исследовательская стратегия метода кейс-стади в социальной работе. Традиционный и идиографический подходы к изучению случаев. Достоинства и недостатки кейс метода в исследовании практики социальной работы.

18. Нарративное интервью: понятие, назначение, фазы и сферы применения. Возможности и ограничения нарративного интервью в исследовании практики социальной работы. Анализ нарративов.

19. Социологическое исследование в социальной работе: структура, этапы, виды (пилотажное, описательное, аналитическое).

20. Классификация видов социологического исследования.

21. Программа социологического исследования: понятие, функции, структура. Назначение методологической и методической части программы исследования. Этапы и процедуры разработки программы исследования.

22. Содержание методологической части программы исследования.

23. Проблемная ситуация как начальный этап процесса социального исследования. Формулирование и описание проблемной ситуации. Классификация социальных проблем.

24. Понятие цель, задачи социологического исследования. Порядок постановки задач исследования.

25. Особенности определения объекта и предмета социологического исследования.

26. Интерпретация основных понятий в социологическом исследовании. Виды интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная. Этапы и процедуры интерпретации.

27. Гипотеза в социологическом исследовании: понятие, виды.

28. Характеристика содержания методической части программы социологического исследования.

29. Способы формирования обследуемой совокупности и виды выборки.

30. Требования к описанию используемых методов сбора первичной социологической информации в программе исследования.

31. Планирование социологического исследования. Общий план и рабочий план социологического исследования: назначение и содержание.

32. Метод анализа документов: понятие, классификация, особенности применения в социальных исследованиях. Выбор необходимых документов для проведения исследования.

33. Традиционный анализ документов: понятие, назначение, приемы, этапы.

34. Контент-анализ документов: понятие, сущностные характеристики, назначение, требования к проведению.

35. Этапы проведения контент анализа: характеристика, содержание деятельности исследователя.

36. Преимущества и недостатки анализа документов в исследовании практики социальной работы. Типичные ошибки при проведении анализа документов.

37. Вербальные и статистические документы в социальных исследованиях: понятие, характеристики, возможности и ограничения.

38. Официальные документы: понятие, назначение, типология, предмет анализа в социальных исследованиях. Преимущества официальных документов перед неофициальными.

39. Преимущества и ограничения личных и безличных документов в социальном исследовании.

40. Применение метода тестирования в социальных исследованиях: понятие, назначение, достоинства и ограничения.

41. Этапы разработки тестов. Структура теста. Понятие о валидности теста. Виды и типы тестов, применяемых в социальных исследованиях.

42. Сферы применения тестов в исследовании практики социальной работы. Особенности сочетания тестирования с анкетированием. Понятие о социометрическом методе.

43. Наблюдение как метод научного исследования в социальных науках: понятие, характеристики, отличие научного наблюдения от обыденного.

44. Сравнительная характеристика структурированного и неструктурированного наблюдения.

45. Включенное наблюдение: понятие, характеристики, особенности проведения, отличие от невключенного наблюдения.

46. Общая характеристика видов наблюдения: по условиям организации, по регулярности и частоте проведения.

47. Этапы проведения наблюдения: содержание, инструменты. Проблема надёжности данных наблюдения.

48. Программа наблюдения: структура, содержание. Типичные ошибки при проведении наблюдения.

49. Достоинства и недостатки метода наблюдения в исследовании практики социальной работы. Требования к подготовке наблюдателя.

50. Беседа как форма опроса в исследовании по социальной работе: понятие, особенности. Отличие беседы от других форм опроса.

51. Проблемы проведения беседы в социальных исследованиях. Достоинства и ограничения беседы в исследовании практики социальной работы.

52. Разновидности беседы как исследовательского метода и особенности их проведения.

53. Интервьюирование в социальной работе. Понятие «интервью». Основания для классификации.

54. Общая характеристика видов интервью по процедуре проведения.

55. Методика создания бланка интервью. Структура опросного листа. Типы и композиция вопросов.

56. Организация проведения интервью. Правила процедуры интервью.

57. Этапы проведения интервью: назначение, содержание, формулировка вопросов.

58. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Основные правила действия интервьюера. Типичные ошибки проведения интервью.

59. Опрос и его разновидности в исследованиях по социальной работе. Достоинства и недостатки.

60. Анкетирование как разновидность опроса: понятие, специфика, основания для классификации анкетного опроса.

61. Структура анкеты: вводная часть, основная часть, «паспортичка». Требования к типологии вопросов с учетом назначения структурных элементов анкеты. Правила проверки составления анкеты.

62. Характеристика вопросов анкеты по форме и конструкции ответов. Выбор форм вопросов.

63. Характеристика вопросов анкеты по цели опроса и содержанию опроса.

64. Экспертный опрос: понятие, назначение, функции, область применения, особенности. Инструментарий экспертного опроса. Достоинства и недостатки экспертного опроса.

65. Этапы проведения экспертного опроса. Программа экспертного опроса. Обработка материалов экспертного опроса.

66. Критерии и методы отбора экспертов. Способы проведения экспертного опроса.

67. Экспертное оценивание. Методы экспертных оценок.

68. Метод фокус-группы: понятие, сущность, особенности. Классификация и принципы построения эффективных вопросов. Достоинства и недостатки фокус-группового исследования в практике социальной работы.

69. Методика и стратегия проведения фокус группы. Сценарий фокус группы: структура, процедура разработки.

70. Требования, предъявляемые к модератору фокус-группы.

71. Верификация первичной информации: понятие, способы.

72. Этапы обработки первичной информации.

73. Количественные и качественные методы анализа данных

74. Формы представления результатов исследования: научный отчет, научный доклад, тезисы доклада, научная статья и др.

75. Научные публикации: этика, условия и правила.

76. Требование к выполнению, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: