ВИДЫЭСКИЗОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Любой дизайн-проект начинается с графического изображения, которое может быть условным, реалистичным, в виде схемы или чертежа. Дизайнер, проектируя тот или иной объект, проходит ряд последовательных этапов. На каждом этапе выполняются определенные виды графических работ. Рассмотрим же виды эскизов.
Эскиз
Эскиз – это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз зачастую является быстро выполненным свободным рисунок, не предполагаемым как готовая работа.
Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска, может также считаться эскизом в более широком значении слова. Художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге. В работе над эскизом может использоваться стирательная резинка: ластик применяется для удаления линий построения или для смягчения слишком резких линий.
Линейное изображение, или линейная графика, в дизайнерском проектировании имеет очень широкое применение. Линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в рисунке, и в наброске, и в эскизах.
Фор-эскиз
Фор-эскизом называют предварительный набросок перед тем, как утверждается окончательная идея, детально прорабатываемая в окончательном эскизе. Зачастую выполняется во время беседы с заказчиком. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной организации элементов изображения на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом. Обычно фор-эскиз не предусматривает цветового решения.
|
При разработке первичных эскизов (фор-эскизов) дизайнеру необходимо быстро и выразительно наметить форму и пропорции объекта. Лучше всего для этого подходит техника наброска. Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная лаконичность и условность. Без предварительного карандашного рисунка любым инструментом (пером, кистью) необходимо нарисовать объект, обращая основное внимание на выразительность, форму и пластику.
Выразительность эскиза во многом зависит от техники исполнения. Линеарное решение эскиза можно осуществить карандашом, пером, палочкой, кистью, фломастером.
Рабочий эскиз
Рабочий эскиз – это графический документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля. Рабочие чертежи деталей выполняют в определенном масштабе с помощью чертежных инструментов или разнообразных технических средств.
Сведения, необходимые для изготовления и контроля объекта, представляются на эскизе в виде графической и текстовой информации. Общие требования к содержанию этой информации заключаются в следующем:
а) на эскизе объект должен быть изображен в минимально достаточном для уяснения формы количества изображений, с применением условностей, установленных стандартами;
|
б) на эскизе должны быть нанесены геометрически полно и конструктивно правильно все необходимые размеры;
в) на эскизе должны содержаться необходимые технические требования, отражающие особенности: материал, покрытие, предельные отклонения размеров, допуски формы и расположения поверхностей и др.
Таким образом, первое основное требование относится к форме детали, второе связано с простановкой и нанесением размеров, третье относится к техническим требованиям.
Технический эскиз
Технический эскиз – это эскиз, который создаётся в случае, если возникает необходимость показать определенные технологические моменты и решения. Технический рисунок дизайнеры используют в своем творчестве для передачи визуальной и смысловой информации о проектируемом объекте. Это может быть технический рисунок крепления вывески к стене или рисунок на котором будет показана схема электропроводки в изделии. В таком случае изображаются все ключевые элементы конструкции, дается необходимое объяснение. Все это делается для полного понимания заказчиком интересующих его моментов.
Технический эскиз предмета одежды – это рабочий рисунок изделия спереди, сзади и если необходимо сбоку. Такой эскиз эффектным образом передает аспекты детального процесса производства, сообщает информацию о пропорциях, конструкции, швах и украшениях дизайнерской одежды, так чтобы при его передаче закройщику или рабочему мастерской была уверенность в том, что идеи будут воссозданы правильно. Технический эскиз, как правило, создается для конструктора, закройщика, технолога и швеи.
|
Технический эскиз не несет в себе утрирования и стилизации, он отражает пропорции объекта наиболее четким образом; тени не накладываются во избежание недопонимания в процессе производства. Рисунок создается в холодной, сдержанной, контурной, конкретной манере.
Презентационный эскиз
Презентационный или экспозиционный эскиз – это завершающий этап эскизного проектирования. В дизайне одежды, как правило, он выполняется при разработке коллекций и предназначен для обсуждения специалистами. Такой эскиз может содержать цвет, тени и все то, что позволяет сделать проект более привлекательным для клиента.
Презентационные эскизы завершают работу над эскизным проектом и необходимы для демонстрации готового объекта. Ограничений по графике нет никаких, главное – выразительность эскиза.
Выбор графических приемов и средств зависит от темы и концепции проектируемого объекта. Все это требует тщательного подхода, использования законов композиции (ритма, соподчинения элементов и т.п.), поэтому, чтобы перейти к этапу презентации объекта, требуется пройти весь этап эскизирования, начиная с фор-эскизов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫИ СПОСОБЫИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Огромное значение в дизайне и в изобразительном искусстве имеет система средств и способов передачи зрительных образов всех объектов реального мира. Под техникой рисунка понимается система графических средств и технических способов (приёмов), которую рисующий использует в своей работе по созданию специфических изображений, выполняемых с учебными, либо творческими целями. Широкая линия, проведенная углем, бархатистость соуса, многообразие глубоких оттенков в тушевке карандашом дадут неповторимые качества фактуры, недоступные жесткому графиту или перовому рисунку. Различные техники фактурирования включают в себя графические приемы, которые позволяют создавать разнообразные поверхности и фактуры.
Ручные эскизы
Линейный, или, как еще говорят, контурный, рисунок имеет свои отличительные качества. Линия подвижна, пластична, передает все особенности формы; может быть тонкой и толстой, прерывистой и дрожащей, с утолщениями. Линейное изображение условно, передает простоту, лаконизм, четкость изображения и относится к быстрым графическим приемам. Линией можно не только пользоваться для плоскостного изображения, но и создавать иллюзию объема, пространства. Дизайнер должен виртуозно владеть линейной графикой, уметь работать пером, карандашом и другими графическими материалами.
Реальный мир можно представить не только в виде линейных, но и в виде пятновых силуэтных изображений. Пятно имеет огромное значение в набросках и зарисовках, в работе над эскизом костюма. Пятно имеет свою форму, пластику, массу. Силуэтная пятновая графика бывает очень выразительна. При помощи пятна можно выделить акцент композиции, подчеркнуть остроту силуэта, особенно это касается новых перспективных форм, творческих предложений. Пятно должно быть четким, должно быть не заштриховано, а выполнено кистью. Для заполнения пятна рекомендуется пользоваться кистью больших размеров, чтобы не получить неаккуратных разводов. Форма, размер пятна, его контуры зависят от концепции проекта, замысла автора и т.п.
Рассмотрим несколько видов выполнения художественных работ.
Отмывка
Отмывка – это послойное нанесение слабо разведенной акварели или туши с целью создания плавного градиента либо «прозрачной» заливки. Картины, получившиеся при помощи использования такой технологии, выглядят порой как настоящие фотографии.
В современных условиях компьютеризации деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения, с их законами, правилами, методами и приемам работы, выполняя следующие задачи:
· Воспитание культуры освоения и воспроизведения цвета.
Многоразовая практика получения сложносоставного цвета средствами отмывки наглядно-эмоциональным примером формирует цветовой вкус и учит добиваться сдержанных, сложных, приятных цветов и иными средствами, и материалами. Полученный при отмывке цвет можно описать прилагательными глубокий, светящийся, сложный и даже интеллигентный. Дело в том, что для выполнения техники из акварели или туши готовится колер, разбавляя краситель водой в отдельной емкости. От этого каждый лессированный слой колера обладает прозрачностью и позволяет видеть сквозь себя нижние слои. При послойном нанесении каждый верхний слой обогащается нижними слоями, а суммарный цвет делается более глубоким, однако бумага с каждым новым слоем просвечивает меньше. Функцию белил выполняет бумага. Просвечивающая из-под слоев краски, она вносит качество светимости цвета. При отмывке цветовой тон, светлота и насыщенность складываются из слоев и зависят от их количества. Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки.
· Развитие художественного мышления
Благодаря прозрачности колера и многослойному письму отмывка в обучении изобразительной грамотности неминуемо подводит рисующего к необходимости изучения, глубокого вникания и абсолютного понимания базовых принципов и законов реалистичного рисования, а также развивает навыки их обдуманного применения в практической деятельности методом мышления при рисовании, которое можно назвать «аналитическим».
Для выполнения работы отмывкой используются круглые мягкие беличьи кисти различной толщины. Возможно использование колонковых кистей. Бумага для работы может выбираться опытным путем, лучше натянутая на планшет для предотвращения изгибания от воды. Работать в технике можно акварелью, тушью и, как не странно, чаем. Также понадобится большая емкость с чистой водой для промывания кисти и смачивания бумаги, одна или несколько емкостей меньше, ванночек палитры для различного цвета колеров. Белая тарелка или блюдце заменит при работе с водной краской пластмассовую палитру. Тряпка послужит для отжима кисти и вытирания рук.
Монотипия
Слово «монотипия» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «монос» – один, единственный и «типос» – след, отпечаток. Монотипия – это вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607-1665). Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.
Многоцветная (полихромная монотипия) обычно выполняется акварельными или специально обезжиренными масляными красками. Для монотипии акварельными красками сначала нужно выполнить на бумаге контурный рисунок карандашом. Работа карандашом – вспомогательная, но мы должны выполнять ее на бумаге такого размера, которого и задумана композиция.
Бумага для оттиска должна быть больше подготовительного рисунка. Законченный черновик кладем под стекло. Берем акварельные краски, кисть, воду и детское мыло. Разводим краску мыльной водой. Для работы над монотипией краска должна быть густая, а не прозрачная, как в акварельной живописи. Ею рисуем на стекле, сквозь которое должно быть хорошо виден рисунок карандашом. Надо только следить, чтобы стекло (или пленка) не передвигались.
Помимо многоцветной монотипии есть еще и так называемая монохромная. Чаще всего ее выполняют черным или коричневым цветом. Такой вид монотипии выполняют печатной или масляной красками, но последние нужно соответственно подготовить, т.е. обезжирить. Для этого из тюбика выдавливают масляную краску на газетную или промокательную бумагу. Когда бумага впитает в себя жир – краска готова к употреблению. Монохромную монотипию можно выполнять и необезжиренной краской, но тогда есть угроза, что нарушится четкость изображения, а кроме этого, работа будет долго сохнуть.
Художники очень редко используют монотипию в чистом виде. Как правило, она применяется как часть смешанной техники. В отпечатанном на листе бумаги сочетании форм и красок художник угадывает близкие ему образы и дорисовывает то, что видит, уже на бумаге с помощью кисти.
Трафарет
Трафарет – приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления.
Трафарет в значении приспособления представляет собой лист из плёнки, бумаги, или другого материала в котором вырезаны несколько сквозных отверстий различной формы, или сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался, а изображение оставалось читаемым.
Трафареты можно разделить на группы по разным критериям:
1. По количеству слоёв – однослойный и многослойный трафареты.
2. По длительности использования: одноразовый и многоразовый.
3. По материалу: бумажный, картонный, пленочный, металлический и другие.
4. По месту использования: на производстве, в искусстве, в дизайне, в кулинарии и т.д.
В граффити трафареты используются для увеличения чёткости рисунка или быстрого воспроизведения картинки много раз. Иначе говоря, райтеры (граффити-художники) применяют его, например, когда нужно добавить много однотипных мелких, но четко прорисованных элементов. Наносится аэрозольным баллончиком с краской.
Коллаж
Коллаж – это прием создания изображения на бумаге посредством монтажа кусочков различных материалов. Прием напоминает мозаику. В графике коллаж обычно трактуется как сочетание в одном изображении бумажных вклеек. Можно также использовать ткань и другие материалы.
В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п.
Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.
Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения – аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур – тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.
Техника коллажа позволяет достичь максимальной выразительности графических эскизов.
Коллаж используется в эскизах как в чистой, так и смешанной технике. В смешанной технике к коллажу добавляют различные краски, прорабатывают форму линиями. Для удобства работы с коллажем можно предварительно нарисовать схему расположения фрагментов.
Фотоколлаж – это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.
В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей, не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью программы Photoshop).
Аппликация
Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Цифровые эскизы
Цифровая живопись – создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга (визуализации) компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.
Компьютер в цифровой живописи – это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (законы перспективы, цветоведение, блики, рефлексы и т.д.). В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции инструментов и возможностей: например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; различные фильтры и коррекции, и многое другое.
Рассмотрим самые популярные графические программы для создания цифровых эскизов.
Adobe Photoshop
Adobe Photoshop – многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В основном работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop.
Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в веб-дизайне.
Расширенная версия программы Adobe Photoshop Extended предназначена для более профессионального использования, а именно – при создании фильмов, видео, мультимедийных проектов, трехмерного графического дизайна и веб-дизайна, для работы в областях производства, медицины, архитектуры, при проведении научных исследований.
Adobe Illustrator
Adobe Illustrator – векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.
Программа была задумана как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в разных целях. Программа обладает широким набором инструментов для рисования и возможностями управления цветом и текстом.
Благодаря Adobe Illustartor можно создавать векторные изображения любого уровня сложности, быстро и точно превращать нарисованные вручную отсканированные эскизы, фотографии, или другие растровые изображения в редактируемые векторные контуры, а интуитивно понятный интерфейс и легкий доступ ко всем функциям приложения обеспечат профессиональный уровень контроля всего процесса создания графики.
Можно создавать динамичный дизайн для любых проектов. Благодаря точности и функциональности инструментов программное обеспечение Adobe Illustrator CS6 используется специалистами в области дизайна по всему миру.
Autodesk 3ds Max
Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX) — полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа.
3ds Max располагает обширными средствами для создания разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей, реальных или фантастических объектов окружающего мира, с использованием разнообразных техник и механизмов.
Моделирование на основе стандартных объектов, как правило, является основным методом моделирования и служит отправной точкой для создания объектов сложной структуры, что связано с использованием примитивов в сочетании друг с другом как элементарных частей составных объектов.
Adobe After Effects
Adobe After Effects – программное обеспечение компании Adobe Systems для редактирования видео и динамических изображений, разработки композиций (композитинг), анимации и создания различных эффектов. Широко применяется в обработке отснятого видеоматериала (цветокоррекция, пост-продакшн), при создании рекламных роликов, музыкальных клипов, в производстве анимации (для телевидения и web), титров для художественных и телевизионных фильмов, а также для целого ряда других задач, в которых требуется использование цифровых видеоэффектов.
Название происходит от эффекта, известного как «стойкость (инертность) зрительного ощущения», этот механизм использует сенсорную память сетчатки глаза, которая позволяет сохранять зрительную информацию в течение короткого промежутка времени.
Благодаря обширной библиотеке плагинов, разработанных сторонними компаниями, After Effects также используется в полиграфии и графическом дизайне для редактирования статичных графических изображений (фотографий, изображений, сгенерированных на компьютере и т. д.).
Paint Tool Sai
Paint Tool Sai – программа, разработанная японской компанией и предназначенная для цифрового рисования.
Paint Tool Sai является одним из лучших программных средств для рисования. SAI предлагает достаточное разнообразие инструментов, которые могут быть в большой степени настроены. Есть немного важных фильтров и эффектов, которые делают работу с программой полноценной. Программа предлагает, как растровые, так и векторные инструменты для рисования.
Пользовательский интерфейс Sai позволяет держать открытыми больше одного документа одновременно. Холст рисунка может и масштабироваться, и поворачиваться, благодаря использованию ползунков на навигаторе или горячим клавишам, сконфигурированных на клавиатуре. Также возможно держать открытыми разные области одного и того же документа. Панель смешивания цвета может сохраняться между сеансами. Цвета могут быть сохранены в панели образцов.
Различные растровые инструменты для рисования реализованы, такие как Распылитель, Акварель, Перо, и Маркер (Airbrush, Watercolor, Pen, and Marker), который может все быть легко настроен, и сохранен в слотах в пользовательском интерфейсе приложения. Есть также ряд векторных инструментов для рисования, предназначенных для того, чтобы обвести чернилами, который, как растровые инструменты, может быть сконфигурирован, чтобы быть чувствительным к давлению (например, на планшетах для рисования).
Некоторые типичные функции, которые присущи программам для работы с графикой, не реализованы. Это текст, градиенты, и фигуры. SAI сосредотачивается на том, чтобы рисовать и закрашивать, в то время как заключительный этап создания картины отдается на откуп другим приложениям.
AutoCAD
AutoCAD – это трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk. Первая версия системы была выпущена в 1982 году. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. Программа выпускается на 18 языках. Уровень локализации варьируется от полной адаптации до перевода только справочной документации. Русскоязычная версия локализована полностью, включая интерфейс командной строки и всю документацию, кроме руководства по программированию.
Широкое распространение AutoCAD в мире обусловлено не в последнюю очередь развитыми средствами разработки и адаптации, которые позволяют настроить систему под нужды конкретных пользователей и значительно расширить функционал базовой системы. Большой набор инструментальных средств для разработки приложений делает базовую версию AutoCAD универсальной платформой для разработки приложений.
ArchiCAD
ArchiCAD – графический программный пакет САПР для архитекторов и ландшафтных дизайнеров, созданный фирмой Graphisoft. Предназначен для проектирования архитектурно-строительных конструкций и решений, а также элементов ландшафта, мебели и т. п.
При работе в пакете используется концепция Виртуального Здания. Суть её состоит в том, что проект ARCHICAD представляет виртуальную модель реального здания, существующую в памяти компьютера. Для её выполнения проектировщик на начальных этапах работы с проектом фактически «строит» здание, используя при этом инструменты, имеющие свои полные аналоги в реальности: стены, перекрытия, окна, лестницы, разнообразные объекты и т. д. Завершив этап моделирования, пользователь может извлечь из "виртуального здания" все необходимые данные для создания проектной документации: планы этажей, фасады, разрезы, экспликации, спецификации, визуализации и прочее.