Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Виды придаточных предложений», закрепить пунктуационные навыки, развивать речевые навыки при редактировании текста, учить бесконфликтному общению с другими людьми, взаимопомощи, самостоятельности, рефлексии.
Оборудование: карта, ромашка с заданиями, фишки, На столе у каждой пары в группе – текст для редактирования, упражнение для определения видов придаточных, материал для самопроверки: нормы оценок цифрового диктанта, учебники с орфографическим словариком.
Ход урока.
1.Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Синтаксис)
-Что изучает синтаксис?
-Какие предложения мы изучаем? (СПП)
Мы изучили все виды придаточных предложений в СПП, сегодня приведем знания в систему, повторим все, что знаем об СПП, закрепим умения в расстановке знаков препинания в СПП и продолжим работу по употреблению СПП в речи. Запишем тему урока.
Чтобы интересней нам было работать, поиграем.
Перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по стране Синтаксис.
У нас две группы – два ряда – готовы к путешествию.
-Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами.
Начало маршрута –штат Пунктуация, в конце путешествия окажемся в штате Хорошее Настроение.
Кто дойдет до финиша быстрее? За правильное выполнение заданий получаем зеленый сфетофорик - путь свободен, если будут затруднения, желтый, за невыполненное задание – красный (стоп!) Я надеюсь, что красные нам сегодня не понадобятся.
2 мин.
|
1. Итак, путешествие начинается со штата Пунктуация: на доске записано предложение
К берегу причаливал катер, на борту кото рого суетились люди и моторная лодка.
-Почему смысл предложения абсурден? (Нужно придаточное определительное отделить второй запятой перед союзом и)
Первое препятствие преодолено, и мы еще раз убедились, как важно правильно расставлять знаки препинания (Правильно ответившая команда получает зеленую фишку).
2 мин.
3. Мы в районе Больших Синтаксических гор. На нашем пути расцвела большая ромашка, погадаем на ней. По два человека от каждой команды подходят, берут по лепестку, на каждом задание.Цель: повторить теоретические знания по теме, развитие монологической речи на лингвистическую тему.
1) Какие предложения называются СПП? Расскажите об их строении, пунктуации и связи в нем.
2) Расскажите о СПП с придаточными определительными
3) Расскажите об СПП с придаточными изъяснительными.
4) Расскажите об СПП с придаточными обстоятельственными.
(Рецензирование ответов. В зависимости от качества ответа получают фишки зеленого цвета – отлично, путь свободен, открыт, желтый – хорошо, но: внимание, красный – путь закрыт, плохо; цвета соответствуют светофору. 8 мин
4. Итак, мы в океане Знаний. Задания у вас на столе: определите вид придаточного.
Задание. Сравните предложения, определите вид придаточных (устно)
Я был там, где он родился. (обст. места - где?)
Я был в том городе, где он родился. (определит. – каком?).
Я не знаю, где он родился. (изъяснительное – чего?)
(Проверка задания, раздача фишек)
|
2 мин
2. Впереди у нас море Грамотеев. Чтобы преодолеть его, нужно выполнить задание - Словарный диктант с последующей самопроверкой. По лексическому значению определите слово и запишите его.У доски работают сам-но по одному человеку от каждой команды.
1) То, что переходит от одного поколения к другому. (традиция).
2) Воздавать почести кому-нибудь. (чествовать)ю
3) Продолжительная частая стрельба из многих орудий (канонада).
4) Искусство театрального танца (балет).
5) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре (опера).
6) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде (экология).
7) Запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы (резерв).
8) Запасы, источники чего-то (ресурсы).
9. Внедрение электрической энергии в хозяйственную жизнь (электрификация).
10. Публичное сообщение на какую-нибудь тему (доклад).
11. Предстоящий (будущий).
(Самопроверка по словарю, выставление оценок. Нормы оценок даются детям: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки. Оценки фиксируются в маршрутном листе).
6 мин
6. Итак, река Чернильная. Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя, отредактировать отрывок из сочинения ученика.
1 вариант. Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.
Возможный вариант редакции. Летом я с большим интересом прочитал книгу, которая учит нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
|
2 вариант.Наша малая родина –Урал. Уральские горы невысоки, которые красиво называют каменным поясом. Каменный пояс суров, так как кругом скалы, которые покрыты лесами, среди гор – глубокие озера, глубокие реки. Край наш богат полезными ископаемыми, красивыми самоцветами невиданной красы.
(Проверка всех вариантов редактирования, найдите СПП, назовите виды придаточных, объясните знаки препинания, раздача фишек в зависимости от качества выполнения работы).
5. Станция Компьютерная. Расставить знаки препинания в программе «Фраза». (Тема №2 СПП, варианты с 515 по 518 на выбор) Полученные оценки поставьте в тетрадь на полях. (7 и 8 задания выполняются по очереди: 1 ряд у компьютера, 2 – редактирование текста, потом 2 ряд у компьютера, 1 – редактирует текст.
4. Океан знаний
Цифровой диктант. Слушая афоризмы, определить вид придаточного, оформляя его цифрой. 1 – определительное
2 - изъяснительное
3 - обстоятельственное, рядом указать его вид.
1) Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново.
3) Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле.
4) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
5) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
6) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
(Взаимопроверка по шифру 1-1, 2-1, 3-2, 4-3 времени, 5-3 цели, 6-3 времени. Нормы оценок: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ош., «3» - 3 ош. Фиксирование оценок в маршрутном листе. Работа над ошибками: дети, допустившие ошибку, называют номер предложения, учитель вновь его зачитывает, называется придаточное, определяется его вид).
4 мин.
10. Впереди – штат Хорошее Настроение. Мы войдем в него, если справимся с последним заданием.
Составить памятку из четырех СПП, используя советы Карнеги:
Если вы хотите понравиться людям,
-чаще улыбайтесь;
-искренне интересуйтесь жизнью других людей;
-умейте выслушать до конца говорящего с вами;
-говорите об интересующем вашего собеседника.
(Памятка. Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь. Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди. Умейте выслушать до конца того, с кем говорите. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.) (Устно)
Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поделитесь им со своими близкими, поздравив их с Новым годом этими открытками.
Итоги урока.
Путешествие подходит к концу, подсчитаем кол-во зеленых светофориков, проанализируйте свою работу на уроке, учитывая тестовую работу и работу на компьютере, поставьте оценку на полях.