Рабочая программа по предметно-практическим действиям
для учащихся, обучающихся по программе обучения детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для 10 классов
Согласовано:
заместитель директора по УВР
……………………………..
(Кропачева Н.В.)
«……»…………………..2017 г.
Составитель:
Колочкова Д.А.
Учитель: ПКВ
Екатеринбург – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Условное деление обучающихся данного класса на группы, а также определение примерных планируемых результатов (личностные, предметные, БУД) для каждой из этих групп осуществляется в рамках обсуждения на школьном ПМПк. При этом консилиум опирается на примерные формулировки планируемых результатов для соответствующего года обучения, представленные в АООП учреждения. В консилиум включаются все педагоги, работающие с данным классом. В случае несоответствия предложенных АООП учреждения планируемых результатов уровню актуального развития некоторых обучающихся класса, они пересматриваются (в сторону усложнения либо упрощения) в зависимости от возможностей конкретного ребенка. В связи со значительной неоднородностью данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания определяются результаты коррекционной работы для каждого ученика с учетом его индивидуальных потребностей. Все разработанные планируемые результаты (выходящие за рамки АООП учреждения) фиксируются в решениях (заключении) соответствующего протокола ПМПк.
В связи со значительной неоднородность данных классов по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 3 группы, по степени обучаемости:
1 группа: Иншакова А., Марценкевич К., Тяпкин С., Мишина М., Шарафутдинов В., — характеризуется связной речью, способна к восприятию знакомых предметов и объектов, при запоминании необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и д.р. опоры. Долгосрочная память нарушена.
3 группа: Зверев Д., — не пользуется фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, грубые нарушения моторной сферы, нет обобщения, не развиты сенсорные процессы, все виды памяти грубо нарушены, внимание неустойчивое, восприятие нарушено.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
Предметные планируемые результаты:
— выполняет простую и сложную шнуровку, застегивает-растягивает разъемные молнии, ремни, липкие ленты, петли прорезные и навесные;
— выполняет декоративную лепку, используя все изученные способы и техники, игрушки из природного материала;
— выполняет конструирование из различных видов конструктора по образцу-картинке;
— выполняет плоскостные и объемные аппликации, владеет техникой «оригами», папье-маше;
— делает коллективные поделки;
— изготавливает игрушки из помпонов;
Личностные планируемые результаты:
1, 2 группа:
— определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.).
— определяет состояние своего здоровья.
— определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
— сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
— определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша).
— проявляет уважение к людям старшего возраста.
— осознает свои предпочтения.
— вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе.
— задает тему беседы.
— охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
— вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления.
— способен оказать помощь и принять ее от другого.
— испытывает потребность в новых знаниях.
— проявляет интерес к действиям другого человека.
— проявляет зачатки творческих способностей.
3 группа:
— фиксирует взгляд на лице собеседника.
— привлекает к себе внимание любыми доступными средствами,
— стремится помогать окружающим.
— сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.).
— понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.).
— проявляет собственные чувства.
Планируемые результаты совместной коррекционной работы:
— выполняет пальчиковые гимнастики, самомассаж;
— выполняет сложную шнуровку (крестообразную, горизонтальную, завязывает узлы, банты);
— знает способы лепки посуды, лепит из пластилина цифры 1,2,3,4,5, буквы А, О, У, И, Э, Ы, наклеивает их на картонку, умеет лепить объемные геометрические фигуры, предметы из трех-пяти частей, нанесение узора на пластилиновую основу, наносит на форму рисунок пальцем, разными инструментами;
— знает правила пользования при работе с пластмассовым конструктором (соединения с помощью гаек и отвертки);
— создает поделки из бросового материала (катушек, скорлупы орехов, яиц,перышек, мочалки);
— создает коллективные декорации на темы, связанные с временами года, используя основные цвета: осень – желтый, красный, немного зеленого; зима – белый, голубой;
— выполняет аппликации из природного материала, поздравительные открытки, аппликации с элементами оригами, аппликации путем обрывания бумаги;
— выполняет серии надрезов, по намеченным линиям, геометрический узор, разрезает по линии сгиба, вырезает по контуру, по трафарету или шаблону;
— наматывает нитки на ладонь, завязывает узлы, выдергивает нитки по краю ткани;
— знает правила пользования работы с иглой, отмеряет нить для шитья, вдевает в иглу, шьет простые строчки по проколам на картоне.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Формирование учебного поведения.
«умение выполнять инструкции педагога»:
- понимает жестовую инструкцию.
Создать предпосылки для понимания и формирования умения повторять вслед за учителем жестов:
- указательного.
- «да», «нет».
- «дай», «на».
- «привет», «пока».
- «хорошо», «плохо».
- понимает инструкцию по инструкционным картам.
Создать предпосылки для понимания инструкций по инструкционным картам.
- понимает инструкцию по пиктограммам.
Создать предпосылки для понимания инструкций по пиктограммам.
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
Создать предпосылки для выполнения стереотипной инструкции поэтапно.
- выполняет одноступенчатую инструкцию.
Будет иметь возможность для выполнения одноступенчатых инструкций.
«использование по назначению учебных материалов»:
Будет иметь возможность использовать в учебной деятельности материалы:
- Бумага.
- Цветная бумага.
- Пластилин.
- Бытовые и природные материалы (крупа, семена, шишки и др.).
- Картон.
- Ткань.
«умение выполнять действия по образцу и по подражанию»:
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Предоставить возможность выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.