Стиль и методы руководства.




Понятие и характеристика стилей руководства. Власть, лидер, модели менеджмента.

 

Под стилем руководства понимается совокупность наиболее часто применяемых менеджером-руководителем принципов и методов управления. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая выражается в том, какими способами руководитель, выполняя свои функции, побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него задач; как контролирует руководитель деятельность подчиненных.

Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его.

Выделяют следующие виды стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный, бюрократический.

Авторитарный стиль управления. Руково­дитель является сторонником централизации управления, облада­ет достаточной властью, жестко диктует свою волю исполнителям и чаще всего обращается к потребностям низших уровней исходя из концепции, что люди по своей природе ленивы, избегают рабо­ты и ответственности и, чтобы заставить их трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу. Он принимает решения единолично, основываясь на личном опыте и интуиции. Манерами поведения и часто даже внешне автори­тарные руководители похожи друг на друга: угрюмый, неприветли­вый, всегда озабоченный, "сам не шучу и другим не позволю". Чаще такой стиль руководства предпочитают слабые и примитивные на­чальники, стремящиеся стать "незаменимыми".

Демократический (коллегиальный) стиль управления. Базиру­ется на человеческой сущности: труд — процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством. Руководитель сознательно консуль­тируется с подчиненными при выборе решений, передает им име­ющуюся информацию, апеллирует к более высокому уровню по­требностей человека, не навязывает свою волю, часто делегирует подчиненным свои полномочия. При этом стиле управления задей­ствованы каналы коммуникаций, инициатива всячески стимулиру­ется, что способствует двустороннему обмену мнениями для дос­тижения взаимопонимания. Подчиненные убеждены, что, выпол­няя требования руководителя, они получат вознаграждение, адек­ватное их усилиям, и заинтересованно воспринимают управляю­щие решения, в подготовке которых они сами зачастую принима­ли участие. При демократическом стиле управления основная фун­кция руководителя — координация и ненавязчивый контроль, дис­циплина базируется на сознательности работников, а не на страхе.

Либеральный (попустительский) стиль управления характе­ризуется минимальным участием руководителя в управлении, и коллектив имеет полную свободу принимать самостоятельные ре­шения по основным направлениям деятельности организации. Такой стиль управления оправдан в том случае, если коллектив выпол­няет творческую или индивидуальную работу и укомплектован спе­циалистами самой высокой квалификации с оправданно высокими амбициями. Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творчес­кую инициативу всех членов коллектива, хотя управлять таким коллективом — задача не из легких.

Бюрократический стиль управления предполагает управление коллективом только на основе бумажных документов.

Каждый руководитель наделен властью.

Власть - это способность заставить других выполнять волю руководителя.

Способы реализации власти менеджера возможно через: принуждение; авторитет; материальное стимулирование; вовлечение в процесс принятия решений; компетентность; творчество.

Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказать.

Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или помочь в каком-либо деле.

Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

Известны два типа руководителей: современный менеджер и хозяйственный руководитель.

Хозяйственный руководитель Современный менеджер
Ждет решений «сверху», скован, безынициативен, боится риска, пытается все взять под свой контроль или запретить. Активен, самостоятелен, предприимчив, предоставляет подчиненным максимальную свободу действий, идет на оправданный риск.
Выступает преимущественно в роли диспетчера, снабженца, инженера, ориентирован на «технические» аспекты работы, тактические решения и действия Разрабатывает прежде всего стратегию решения экономических и правовых проблем, воспитывает подчиненных, разрешает конфликты, ведет переговоры.
Благоговеет перед авторитетами, верит в могущество высшего руководства. Рационален, критичен, надеется в первую очередь на собственные силы.
Исповедует двойной стандарт мышления и поведения, формально реализуя задания сверху, а фактически работая на себя Лишен раздвоенности в сознании и поступках, стремясь в первую очередь к достижению общих целей
Единолично принимает все решения, нетерпим к чужим мнениям Создает команду единомышленников, нацеленных на выработку коллективного решения в процессе диалога и дискуссий
Имеет ограниченный кругозор и эрудицию, слабо ориентируется в окружающей действительности, не стремится к новым знаниям Динамичен, открыт для новых идей, знаний и информации, имеет широкий кругозор и широкий взгляд на жизнь
Не компетентен в вопросах управленческой психологии, человеческих отношений, не ориентирован на личность подчиненного Умеет работать с людьми, признает их как личности, хороший педагог

 

Каждый менеджер должен стараться быть лидером и обладать характерными чертами:

1. Инноватор, вдохновляет, работает по своим целям

2. Его видение – основа действий

3. Полагается на людей, использует эмоции, жесты

4. Доверяет, дает импульс движению

5. Энтузиаст, превращает решения в реальность

6. Делает правильное дело, обожаем

Основными моделями менеджмента являются: американская, японская и французская.

Японская модель менеджмента Американская модель менеджмента
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решений
Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
Нестандартная, гибкая структура управления Строго формализованная структура управления
Неформальная организация контроля Индивидуальный контроль руководителя
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива
Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность
Личные неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Деловая карьера обуславливается личными результатами
Подготовка руководителей универсального типа Подготовка узкоспециализированных
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Оплата труда по индивидуальным достижениям
Долгосрочная занятость руководителя в организации Найм на работу на короткий период

Французская модель менеджмента предполагает управление красотой.

В российском менеджменте присутствует смешанная модель менеджмента, в которой присутствуют показатели той и другой моделей. Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: