«Лицей № 24 имени героя Советского Союза А.В. Корявина»
Рабочая программа по курсу "Этики и этикета"
для 1 класса
Педагог дополнительного образования | |
Тарасова Елена Викторовна |
2010 – 2011 г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика курса.
3. Планируемые результаты.
4. Содержание программы.
5. Учебно-тематический план.
6. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
7. Перечень документов использованной литературы.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.И.Шемшуриной. "Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов" в помощь учителю. Москва 2006.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну этики и этикета» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.
Как же добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни.
Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.
Материал по курсу «Путешествие в страну этики и этикета» в 1 классе строится таким образом, чтобы вызвать интерес у первоклассников к самому себе, как к личности.
Этот курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.
Актуальность курса.
Включение в педагогическую систему образования предмета «Путешествие в страну этики и этикета» как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью.
Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх.
Закономерно, что в нарушении морали – предпосылки дальнейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом.
Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.
Целью образовательной программы «Путешествие в страну этики и этикета» является привитие учащимся первых классов элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.
Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач, а именно:
1. Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.
2. Рассмотреть различные категории этики.
3 Привить им умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома.
4. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию.
5. Научить детей уважать себя.
6. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались разными народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.
Основными методами реализации программы являются приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.