Курс «Путешествие в страну этики и этикета» ориентирован на специфику возрастных категорий школьников и призван донести до разума учащихся не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли и общечеловеческих норм морали, а также правил этикета.
Предмет «Путешествие в страну этики и этикета» выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий, овладение основами этикета. Он рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для 1 класса программе.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса «Путешествие в страну этики и этикета» в 1-м классе является формирование следующих умений:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения
в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
|
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
|
Ожидаемые предметные результаты:
1. обогащение личного опыта общения детей;
2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Формы проведения занятий:
· беседа;
· сюжетно-ролевая игра;
· игра-спор;
· подвижная игра;
· учебная игра;
· конкурс;
· праздник.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой
Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.
- применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
- овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
- овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
|
- овладеть культурой разговора, искусством спора;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
4. Содержание программы.
Содержание курса. Программа состоит из вводной части и четырех разделов, углубляющих и расширяющих знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся.
Основные разделы программы:
1. этика общения,
2. этикет;
3. этика отношений к окружающему;
4. этика отношений в коллективе.
Воспитательные идеи программы:
1. Старайся делать добро!
2. Бойся обидеть человека!
3. Люби и прощай людей!
4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
5. Познай мир и себя!
6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
5.Календарно – тематическое планирование по курсу
«Путешествие в страну этики и этикета»
для 1 класса
Классы 1 _____________________________________
Учитель: Педагог дополнительного образования Тарасова Елена Викторовна_____
Кол-во часов: всего:33 часа; в неделю 2 часа.