Раздел «Слово и его значение»




Урок 89. Что рассказало слово

Основные задачи: 1) воспитывать ценностное отношение детей к слову; 2) расширять словарный запас учащихся словами разных тематических групп.

1) Вводная беседа: Послушайте, сколько хороших пословиц придумали люди о силе слова: Слово горы ворочает. Доброе слово человеку что дождь в засуху. Рука победит одного, а слово — тысячи. Вспомните такие стихотворные строчки: Всему название дано: и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. Как вы сами думаете, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов? Для чего?
Выслушиваются предположения детей. Чтение сообщения Самоварова, слов С. Маршака (с. 4).
2) Игра «Кто больше?» (упр. 1). Подобранные детьми слова записываются, отмечается, написание каких из них надо проверить по словарю.
3) Уточнение и расширение словарного запаса учащихся (упр. 2, 3). Подобранные детьми и предложенные учителем слова также записываются на доске по тематическим группам: а) в роще — названия деревьев и кустарников (осина, дуб, орешник), грибов (мухомор, сыроежка, боровик, подосиновик), цветов (Иван-да-Маръя, колокольчик, багульник, ромашка), действий детей (заблудились, аукаются, испугались); б) подводный мир — водоросли, медуза, мальки (лучше всего по рисунку); в) описание внешности человека — белокурый, каштановый, светло-каштановый, рыжеватый, русый, темно-русый, карий, серо-зеленый, ярко-голубой, янтарный, нежно-розовый, смуглый, оливковый. Необходимо толкование значения некоторых слов (лучше всего с помощью синонимов).
4) Работа со словами тематической группы «родство» (упр. 4) выполняется устно. Значение незнакомых детям слов учитель или поясняет сам, или предлагает ученикам узнать дома (в словаре, у взрослых).
5) Итог урока: Сколько слов должен знать человек? Для чего?
6) Домашнее задание. Упр. 112 из РТ.

Уроки 90—91. Что рассказало слово (продолжение)

Основные задачи: 1) формировать представление учащихся о понятийном (обобщающем) значении слова; 2) закрепить представление детей о слове как двусторонней языковой единице; 3) расширять словарный запас учащихся; 4) прививать навыки работы с толковым словарем.
Это важно! Одно из самых трудных понятий — представление об обобщающем, понятийном значении любого слова (кроме имен собственных). Каждое слово в реальности называет целый ряд чем-то похожих явлений: рябина (и маленькая, и большая, и засохшая, но обязательно с определенной формы листьями, стволом и ягодами), город (любой населенный пункт, но обязательно с определенным количеством жителей) и т. п.

Первый урок. 1) Формирование представления о понятийном (обобщающем) значении слова. Учитель показывает, например, несколько карандашей (обязательно разных по цвету, длине, толщине, в том числе и автоматический карандаш) и просит назвать все эти предметы одним словом. Обращает внимание, что предметы разные, а слово — одно: Чем похожи эти предметы? Аналогичная работа может быть проведена с группой других предметов, например пеналов.
2) Вспомнить о двусторонней сущности слова помогают модели слов и сообщение Самоварова (с. 8). После анализа моделей слов обязательно нужен вопрос: А можно для модели слова линейка нарисовать другую линейку, более длинную, старую?
3) Закрепление представления об обобщающем значении любого слова (упр. 6). Учитель должен направить внимание детей на поиск особенностей, которые присущи всем изображенным на рисунке столам: А какие еще бывают столы (например, у вас дома: в комнате, на кухне)? И лишь после такой работы можно прочитать толкование слова стол в словаре (упр. 7).
4) Работа с толковым словарем (учитель показывает разные толковые словари, поясняет значение слова толковый): Как расположены слова в словаре? Какие сведения о слове дает толковый словарь? (Значение слова, примеры его использования в речи, ударение, правописание.) Сколько значений слова может быть указано в словаре?
Чтение образцов словарных статей из толкового словаря (упр. 7).

Повысить интерес школьников к словарям поможет задание составить (индивидуально или коллективно) необычный толковый словарь, например толковый словарь названий игрушек, конфет, легковых автомобилей, цветов и т. п. Тип словаря может быть (после подсказки учителя) выбран или придуман самими учащимися. Такие словари могут содержать иллюстрации, сделанные или выбранные самими детьми. Работа над таким словарем не должна ограничиваться одним или двумя днями. Важно показать, как трудно составить толковый словарь, систематизировать материал для него, дать точное определение значения слова.

Второй урок. 5) Выполнение упр. 8 (письменно), чтение диалога Ани и Вани (с. 10). Дети должны убедиться, что описать предмет, указать значение слова — это сложная задача. Важно, чтобы ученики выявили те признаки животного, которые позволяют назвать его птицей (наличие крыльев, двух лапок). Круг приведенных детьми названий птиц может быть расширен учителем (связь с уроками естествознания). При этом может быть использована наглядность.
6) Игра «Объясни слово» (упр. 9).
7) Чтение сообщения Совенка (с. 11) о разном объеме значения слов. Эти сведения подкрепляются примерами упр. 10 (выполняется письменно) и наблюдением за схемой «Жизнь слов» (с. 12).
8) Работа с разделом «Для любознательных» (с. 13): Бывают ли слова «говорящими»? Можем ли мы сказать, как возникло слово?
При резерве времени можно провести игру «Почему так называется предмет?» со словами подорожник, подоконник, мясорубка, сладкоежка.
9) Итог уроков: Что нового узнали о слове?
10) Домашнее задание. Упр. 5; придумать разновидность толкового словаря (для желающих) или начать собирать материалы для выбранного классом типа словаря.

Уроки 92—93. Имена собственные и нарицательные

Основные задачи: 1) формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных; 2) ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»; 3) закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; 4) развивать речь учащихся при работе с текстом.
Это важно! Второклассники имеют понятие об именах собственных. Но основное внимание они обращали на употребление заглавной буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях и т. п. На этих уроках важно подчеркнуть особенность назначения (функции) имен собственных в речи: они призваны называть единичные предметы, а не группу однородных предметов, как имена нарицательные.

Первый урок. 1) Формирование представления о различии имен собственных и нарицательных (упр. 12): Чем различаются данные слова? О каком населенном пункте можно сказать город? Кого можно назвать учеником? Сколько рек можно назвать словом река? А сколько предметов называет каждое из слов правого столбика? Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Из слов левого и правого столбиков составляются предложения.
2) Уточнение выводов, сделанных детьми после выполнения упр. 12 — чтение сообщения Самоварова (с. 15). Вводятся термины «имена собственные», «имена нарицательные».
3) Данные термины обязательно должны быть использованы при выборе имен собственных и имен нарицательных в прибаутке (упр. 114 из РТ). Выбранные слова по группам записываются в РТ.
4) Достаточно трудное задание (упр. 13) по подбору имен собственных и имен нарицательных может быть проведено по-разному: или как игра «Кто быстрее?» (при устном назывании слов и последующей их записи), или как соревнование (дети сами письменно выполняют задание, и побеждает тот, кто все правильно сделает быстрее других). Верность ответов проверяется всем классом. Задание можно осложнить: вместе с именем собственным назвать имя нарицательное (Нева — река, Самара — город и т. п.).
5) Составление имен собственных по ребусам (упр. 14) осложнено заданием найти лишнее слово (вода). Имена записываются через запятую. Устно могут быть приведены уменьшительно-ласкательные варианты данных имен.
6) Запись каждым ребенком своего полного имени и отчества (упр. 15).
Второй урок. 7) Умение подбирать нужные имена нарицательные вырабатывается при работе с упр. 16: по аналогии с существительными, обозначающими лиц мужского пола, надо составить ряд слов со значением лиц женского пола (мальчик, ученик, школьник, сын, внук — девочка, ученица, школьница, дочь, внучка).
8) Работу с текстом (упр. 115 из РТ) можно провести в форме игры «Дай имя!».
9) Выполнение упр. 116 из РТ.
10) Итог уроков: Какая разница между словами кот и Пушок? Кот — имя нарицательное, может обозначать какого угодно кота. Слово кот пишется со строчной буквы. Пушок....
11) Домашнее задание. Упр. 113 из РТ; упр. 17.

Урок 94. Имена собственные и нарицательные (продолжение)

Основные задачи: 1) показать разную степень мотивированности кличек животных и имен людей; 2) развивать мышление детей при сопоставлении омонимичных имен собственных и нарицательных; 3) развивать речь и мышление учащихся при образовании имен и фамилий по заданному образцу; при составлении описания.
Это важно! Имена собственные — клички животных, а иногда и географические названия (Пятигорск, Минеральные Воды, Московское море) могут в какой-то мере характеризовать предмет. Личные имена в современном языке лишены такой функции. Однако раньше они тоже могли указывать на какие-то свойства лица. С историческим (вернее, этимологическим) значением имен собственных учитель может познакомить детей. Этот материал всегда вызывает интерес. В то же время надо указать, что современные фамилии, имена только указывают на человека, но не отражают его качеств. И даже если у человека некрасивая фамилия (Дураков, Уродов), это не должно стать поводом для насмешек. Только в литературном произведении писатели специально могут придумывать «говорящие» фамилии (унтер Пришибеев, полицейский Очумелов).

1) Проверка домашнего задания поможет перейти к теме урока: Вы придумывали клички животным. А как вы думаете, какого котенка назовут Угольком, а какогоРыжиком?
2) Выбор наиболее «говорящих» кличек животных, подобранных детьми в домашней работе. Ученики могут составить устное описание животного, определить, как кличка характеризует его (со стороны внешнего вида, характера, поведения, отношения к нему хозяина). Здесь же еще раз дети повторяют правило написания имен собственных с заглавной буквы.
Мотивированный выбор клички для животного осуществляется по рисунку (упр. 22): кот полосатый, поэтому Матроскин; теленок милый, добрый, беспомощный, поэтому Гаврюша. Приводятся варианты кличек, с ними составляются и записываются предложения.
3) Знаете ли вы, что означали имена собственные раньше? (Например: имена Александр, Алексей означали «защитник», Андрей — «мужественный», Владимир — «властелин мира», Игорь — «воинственный», Анна — «грациозная, миловидная», Галина — «спокойная, тихая», Дарья — «сильная, побеждающая», Ирина — «мирная», Марина — «морская», Наталия — «родная».)
А можно ли придумать необычные, веселые имена? Посмотрите, как это сделал А. Кушнер (упр. 20). Придумайте сами похожие имена.
4) А всегда ли легко отличить имя собственное от имени нарицательного? Можете привести примеры, когда они звучат одинаково? (Соня — соня, Надежда — надежда.) А какое из слов надо написать с заглавной буквы?
Читается скороговорка о М(м)аргаритке (упр. 117 из РТ), вставляются пропущенные буквы. Дополнительное задание — произнести скороговорку быстро (можно провести небольшой конкурс).
5) Более сложное задание — вставить одно из одинаково звучащих слов (имя собственное или имя нарицательное) в предложение (упр. 18). Свой выбор дети должны аргументировать.
6) Оказывая помощь Ктототаму (упр. 21), учащиеся закрепляют навыки распознавания и употребления на письме имен собственных и нарицательных.
7) Итог урока: Что нового узнали об именах людей, их истории? о кличках животных? Как надо писать имена собственные?
8) Домашнее задание. Упр. 19.

Уроки 95—96. Слова с несколькими значениями

Основные задачи: 1) обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; 2) научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении; 3) развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Это важно! Надо показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обязательно имеют что-то общее, чем-то похожи. Важно, чтобы школьники установили, в чем проявляется это сходство (в форме, цвете, звучании, действиях, ценности и т. п.). Сделать наглядной эту работу помогают рисунки.

Первый урок. 1) Как вы думаете, одно и то же слово может называть два разных предмета?
Выслушиваются варианты ответов. Затем называются предметы на рисунках к упр. 23. Важно подчеркнуть, что кисть — это соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое. Определяется, сколько значений у слова кисть. Составляются и записываются словосочетания со словом кисть в разных его значениях. Вывод: одним и тем же словом могут называться такие предметы, которые чем-то похожи.
2)Создание проблемной ситуации: Рассудите наш спор с Ктототамом. Он недавно был в картинной галерее, прочитал название картины — «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Что мы ответим Ктототаму? (Выслушиваются варианты объяснений. Надо подвести детей к выводу о сходстве цвета золотых изделий и осенней листвы.) А вы слышали выражение у него золотые руки? О ком так говорят? Почему? Сколько же значений мы нашли у слова золотой?
Составляются словосочетания с данным словом в трех разных его значениях — в прямом и переносных (упр. 25).
3) Определение значения слова золотой в тексте стихотворения Е. Серовой (упр. 26).
4) С опорой на свой языковой опыт дети определяют разные значения слова идет (идет — дождь, мальчик, идут часы), составляют с ним два-три предложения и записывают их в тетрадь (упр. 24).
Второй урок. 5) Знакомство с термином «многозначные слова» (сообщение Самоварова, с. 20).
6) Наблюдение за многозначными словами (упр. 27, упр. 28). Дети обязательно должны постараться сформулировать, что общего имеют предметы, названные одним и тем же словом (хвост — то, что расположено в конце, нос — то, что расположено впереди, молния — быстрое движение).
7) Игра «Кто больше?». Дети приводят примеры многозначных слов, составляют предложения с приведенным словом в прямом и переносном значении. Самые интересные примеры записываются с комментированием орфограмм.
8) Итог уроков: Сколько значений может иметь слово? Как называют слова, имеющие несколько значений?
9) Домашнее задание. Упр. 28 (составить и записать предложения со словами).

Урок 97. Слова с несколькими значениями (продолжение)

Основные задачи: 1) показать роль слов с переносным значением в речи; 2) повторить изученные орфограммы.
Это важно! При неверном употреблении многозначное слово может вызвать трудности в общении, если говорящий и слушающий понимают его в разных значениях. При умелом использовании многозначные слова позволяют создать яркие образы, основанные на сравнении.

1) Создание проблемной ситуации: Вчера на сцене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорил: «Вечер уже наступил». Второй спрашивал: «На кого?» Почему клоуны не поняли друг друга? Какие значения имеет слово наступить? (Настать; придавить кого-то или что-то ногой.) Важно научиться так использовать многозначное слово, чтобы было ясно, в каком значении мы его употребляем.
2) Выяснение значений слова игла и составление предложений с этим словом в разных его значениях: прямом и переносном (упр. 29).
3) Наблюдение за использованием многозначных слов в стихотворных текстах А. Пушкина, А. Толстого, И. Токмаковой (упр. 30, 31): Многозначные слова делают нашу речь более выразительной.
4) На материале упр. 31 проводится работа с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и в середине слова перед другими согласными» (окошко, глазком, картошка, горлышком), «Буквосочетание ЧК» (язычком, молочко).
5) Итог урока. Чтение «Узелков на память» (с. 23).
6) Домашнее задание. Составить по два предложения со словами острый, тонкий, употребив эти слова в разных значениях: прямом и переносном.

Урок 98. Слова похожие, но разные (омонимы)

Основные задачи: 1) углубить знания второклассников о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению, ввести термин «омонимы»; 2) показать роль омонимов в речи; 3) развивать речь детей при объяснении значений слов-омонимов, при составлении предложений с ними.
Это важно! Нужно выяснить, что омонимы, в отличие от многозначных слов, называют предметы и явления, ничем не связанные, разные.

1) Создание проблемной ситуации: Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться. Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»
Дети пытаются объяснить, что есть два разных слова: мешать — взбалтывать и мешать — создавать препятствия для работы.
2) Анализ моделей слов-омонимов (упр. 32): обращается внимание на тождество звуковой и графической формы слов и на разницу их значений.
3) Введение термина «омонимы» при чтении сообщения Совенка (с. 25).
4) Нахождение омонимов и определение их значений в стихотворных отрывках А. Шибаева: Кто вы? — Мы лисички, дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? — Мы лисички тоже. — Как, с одной-то лапкой? — Нет, еще со шляпкой.
На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет!
5) Самостоятельный подбор слов-омонимов (коса — коса, ключключ и т. п.). С подобранными словами устно или письменно (в зависимости от резерва времени) составляются предложения. Можно составить предложения со словом худой (нехороший — худощавый).
6) Работа с рисунками помогает наглядно увидеть разницу в значении омонимов овсянка — овсянка (упр. 33).
7) Итог урока: Какие слова называют омонимами?
8) Домашнее задание. Подобрать два слова-омонима, составить с ними и записать предложения.

Урок 99. Слова, близкие по значению (синонимы)

Основные задачи: 1) углубить знания детей о словах, близких по значению; ввести термин «синонимы»; 2) показать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности); 3) развивать речь учащихся при составлении предложений со словами-синонимами.
Это важно! Во 2 классе работа с синонимами усложняется: важно показать, что синонимы хотя и близки по значению, но обязательно имеют какие-то различия. Определение оттенков значения слов-синонимов — достаточно сложная работа. Поэтому при выполнении заданий учебника детям может понадобиться помощь учителя или обращение к словарю синонимов, к толковому словарю.

1) Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку «Почему поругались пес и кот»: Кот сказал псу: «Какой же ты толковый пес!» Пес стал спорить: «Нет, я не толковый, я умный!» Кот говорит: «Как ты, пес, любезно разговариваешь!» А пес знай себе не соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!» И началась у них ссора. Летела мимо сорока, сказала: «Глупые пес и кот, вам не из-за чего ругаться, потому что...» Что сказала сорока? (Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса в действительности не было причины, потому что слова умный — толковый, любезно — вежливо очень близки по значению.)
2) Работа со словами, близкими по значению (упр. 34, 35). Надо обязательно отметить, что слово убежать может быть употреблено везде, улизнуть — имеет шутливый оттенок, удрать — несколько грубоватый.
3) Введение термина «синонимы» (сообщение Самоварова, с. 27).
4) Подбор синонимов с тем же количеством букв к словам из упр. 118 в РТ.
5) Игра «Кто больше?». Надо назвать как можно больше синонимов к словам большой (большенный, большущий, крупный, немалый, немаленький, великий, огромный, громадный, гигантский, исполинский, колоссальный); маленький (крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, небольшой, мелкий, чуточный, малюсенький, малый); хороший (неплохой, недурной, славный, стоящий, мировой, замечательный, прекрасный, великолепный, отличный); плохой (дурной, дрянной, неудовлетворительный, скверный, паршивый, никудышный, аховый, нехороший, гадкий); пасмурный (хмурый, серый, непогожий, облачный, сумрачный, ненастный).
Синонимические ряды (из трех-пяти слов) записываются на доске и в тетрадях. Слова просторечные могут быть названы, однако записывать их не следует.
6) Итог урока: Какие слова называются синонимами? Чем различаются синонимы?
7) Домашнее задание. Упр. 119 из РТ.

Урок 100. Слова, близкие по значению (синонимы) (продолжение)

Основные задачи: 1) выработать навык коммуникативно оправданного использования синонимов в речи; 2) познакомить учащихся с синонимами — словами речевого этикета; 3) обогатить речь детей синонимами разных тематических групп.
Это важно! Ученики должны убедиться, что не всегда синонимы могут заменять друг друга в речи. При их употреблении надо учитывать ситуацию общения: с кем говоришь, где говоришь, для чего говоришь.

1) Что такое синонимы? Всегда ли они могут заменять друг друга? Давайте проверим. Подберите синонимы к словам здравствуйте (привет, приветик, здравия желаю, здорово, мое почтение, наше вам с кисточкой), до свидания (пока, всего хорошего, до встречи, честь имею кланяться). (Слова записываются на доске.) Какие слова вы можете употребить в разговоре с директором школы? со своим близким приятелем? Сделаем вывод: слова-синонимы не всегда могут заменять друг друга. Их выбор зависит от ситуации общения.
2) Наблюдение за возможностью замены одного синонима другим (упр. 36 выполняется устно, упр. 37 — письменно, с объяснением орфограмм).
3) Употребление синонимов, обозначающих степень родства (упр. 38). Следует использовать воспитательный потенциал задания, оценить слова синонимического ряда с точки зрения выражаемых ими эмоциональных оценок (папка, бабка — грубо, мамочка, папуля — ласково). Обязательно надо составить и разыграть диалоги с указанными словами.
4) Нахождение синонимов в стихотворных отрывках (упр. 40): буран, вьюга, метель; зябнуть, стынуть, мерзнуть. Важно показать ученикам, что синонимами могут быть слова разных частей речи. Сравнить варианты: осина — осинка. Придумать и записать предложение со словом из словаря осина (или осинка). Второе из четверостиший записать по памяти.
5) Резервное задание — подобрать синонимы к словам: смелый (бесстрашный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой, мужественный); добрый (добросердечный, сердечный, добродушный, душевный, доброжелательный). Составить и записать с ними два предложения.
6) Итог урока: Всегда ли синонимы могут заменять друг друга?
7) Домашнее задание. Упр. 39.

Урок 101. Слова, близкие по значению (синонимы) (продолжение)

Основные задачи: 1) показать детям, что синонимы помогают более точно выразить мысли или чувства, избежать повторения одного и того же слова; 2) обогащать речь учащихся синонимами, относящимися к разным частям речи.

1) Для чего в речи нужны синонимы?
Выслушиваются варианты ответов детей, затем ученики устно работают с текстом повести-сказки (упр. 42). Текст исправляется, подбираются синонимы из слов для выбора. Обязательно надо сопоставить исходный текст и текст отредактированный: Какой точнее и выразительнее?
2) Чтение сообщения Самоварова о роли синонимов в речи (с. 31).
3) Работа по устранению в тексте повторяющихся слов (упр. 43). Обязателен вопрос: Стал ли текст лучше?
4) Работа с орфограммами на материале упр. 41.
5) Итог урока: Для чего в нашей речи надо использовать синонимы?
6) Домашнее задание. Списать стихотворение из упр. 41.

Урок 102. Слова, противоположные по значению (антонимы)

Основные задачи: 1) расширить знания детей об антонимах; 2) обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи.
Это важно! В 1 классе дети в основном работали с антонимами — прилагательными, глаголами. Затруднения могут возникнуть при работе с антонимами — существительными, наречиями.

1) Игра «Разговор спорщиков»: Помогите мне рассказать сказку. Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» — а младший —... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший —... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!» Что должен был сказать младший брат? Догадайтесь, о каких словах мы сегодня будем говорить.
2) Нахождение слов с противоположным значением в пословицах (упр. 44).
3) Введение термина «антонимы» при чтении сообщения Самоварова (с. 33).
4) Работа со словарными статьями из «Словаря синонимов и антонимов» М. Р. Львова (упр. 46).
5) Нахождение антонимов в стихотворении Г. Сапгира (упр. 45).
6) Итог урока: Какие слова называют антонимами?
7) Домашнее задание. Упр. 120 из РТ.

Урок 103. Слова, противоположные по значению (антонимы) (продолжение)

Основные задачи: 1) закрепить знания учащихся об антонимах; 2) показать роль антонимов в речи; 3) систематизировать знания детей о синонимах, антонимах и омонимах.

1) Проблемный вопрос: Может ли замена антонимами некоторых слов в тексте резко изменить его смысл? Давайте посмотрим (упр. 47).
Активизируется словарный запас учащихся: А какие еще антонимы вы подобрали бы к каждому слову? — поскольку подчеркнутые в тексте упр. 47 слова могут иметь по несколько антонимов: теплый — холодный, прохладный, весело — грустно, печально. Дети должны прийти к выводу, что при замене выделенных слов антонимами они получили описание совсем другого дня: не солнечного, а пасмурного, ненастного. Измененный текст озаглавливается и записывается.
2) Помощь Ктототаму, неверно использовавшему антонимы, показывает, что такая ошибка не позволяет верно выразить мысль (упр. 121 из РТ).
3) Задание: найти антонимы к словам на доске: хороший, друг, бояться, радоваться. Задание может быть выполнено или по словарю антонимов, если есть такая возможность, или самостоятельно. С двумя-тремя словами составляются и записываются предложения.
4) Систематизация знаний детей о группах слов, выделяемых на основе общности/противоположности значения (синонимы, антонимы) или единства звучания (омонимы), в форме игры «Угадай-ка!». 1. Это слова, которые даже не хотят смотреть друг на друга, называют противоположные явления, понятия. О каких словах идет речь? 2. Есть слова-«обманки»: они звучат одинаково, а на самом деле совсем разные. О каких словах-«обманках» идет речь? 3. Эти слова близки по смыслу, часто могут заменять друг друга, чтобы в предложении не было повторения одного и того же слова. Это…
Вторая часть игры — указать, к какой группе (синонимы, антонимы или омонимы) относятся названные учителем слова: 1. Красный, алый, пурпурный, багряный. 2. Холодный — горячий, радостно — грустно. 3. На лугу паслись барашки. Пенятся, пенятся волны-кудряшки: на речке барашки, барашки, барашки!
5) Подбор к одному и тому же слову синонимов, антонимов и омонимов. Например: Мешать. Омонимы: мешать варенье в тазике; мешать маме готовить обед. Синонимы: мешать — взбалтывать, размешивать, смешивать; мешать — препятствовать, не давать. Антонимы: мешать — помогать. С некоторыми из слов можно составить и записать предложения.
6) Итог урока: На какие группы слова делятся по близости или противоположности значения? по единству звучания?
7) Домашнее задание. Составить и записать словосочетания со словами — синонимами, антонимами, омонимами.

Урок 104. Устойчивые сочетания слов

Основные задачи: 1) показать выразительные возможности фразеологических оборотов; 2) обогатить речь детей фразеологизмами.
Это важно! Знакомство с русской фразеологией во 2 классе преследует три цели. Во-первых, показать детям, что в языке существуют сочетания слов, значение которых не вытекает из семантики каждого отдельного слова, а присуще всему обороту в целом. Во-вторых, продемонстрировать выразительные возможности таких оборотов. В-третьих, обогатить речь школьников устойчивыми сочетаниями слов.

1) Наблюдение за особенностями значения фразеологического оборота (упр. 48). Сопоставление двух словосочетаний (кот живет — кот наплакал) поможет понять, что значение фразеологизма не складывается из значения входящих в него слов: Какое словосочетание надо понимать буквально? (Кот живет.) А что означает словосочетание кот наплакал? (Очень мало.)
2) Чтение определения фразеологизма (сообщение Самоварова, с. 37).
3) Проверка понимания данного термина: Аня сказала Ване: «Да, ты за словом в карман не лезешь!» Ктототам ничего не понял. Зачем за словом лезть в карман? Какие в кармане могут быть слова? Как мы поможем Ктототаму? (За словом в карман не лезет так говорят о человеке, который находчив в беседе, всегда знает, что надо сказать. Это фразеологический оборот.)
4) Определение значения фразеологических оборотов (упр. 49).
5) Обращение к этимологии устойчивых сочетаний слов (раздел «Для любознательных», с. 38) поможет заинтересовать детей причинами появления фразеологизмов: Подумайте, как могли возникнуть устойчивые сочетания работать спустя рукава, работать засучив рукава.
Важно акцентировать внимание на образности, выразительности фразеологизмов. С оборотами бить баклуши, работать спустя рукава, работать засучив рукава составляются и записываются предложения.
6) Игра «Когда так можно сказать?» («Творческая переменка», с. 38).
7) Итог урока: Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
8) Домашнее задание. Составить и записать два предложения с фразеологизмами из раздела «Творческая переменка» (с. 38).

Уроки 105—106. Тематические группы слов

Основные задачи: 1) развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; 2) активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных тематических групп; 3) осуществить пропедевтику изучения частей речи.

Первый урок. 1) Работа с рисунками на с. 39: Посмотрите, как много разных рисунков на этой странице! Сможете ли вы объединить названия предметов на рисунках в группы? В какие? (Машины, животные, птицы.)
Дети приводят примеры слов каждой группы. (Машиныавтобус, грузовик, пожарная машина и т. п.)
Чтение сообщения Самоварова о тематических группах слов (с. 39).
2) Распределение слов по заданным тематическим группам (упр. 50).
3) Подбор слова с обобщающим значением для каждой из тематических групп (упр. 51) и слова, общего для всех данных групп (растения).
Второй урок. 4) Составление (в паре) тематической группы слов (упр. 52). Задание может быть проведено в форме игры: каждая пара учеников читает подобранные для тематической группы слова; выигрывает та пара, которая подобрала больше слов.
5) Распределение слов по тематическим группам и наблюдение за грамматическими особенностями данных слов (упр. 122; упр. 123 из РТ).
6) Игра-соревнование «Кто больше и быстрее?». Надо подобрать слова одной из тематических групп (названия групп записаны на доске): игрушки, спортсмены, музыкальные инструменты, инструменты для письма.
7) Итог уроков: Как могут объединяться в группы слова на основе значения? Какие тематические группы слов вы можете назвать (с примерами)?
8) Домашнее задание. Устно ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 41.

Уроки 107—108. Повторение раздела «Слово и его значение». Контрольный тест

Основные задачи: 1) систематизировать полученные детьми знания по лексике; 2) проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение».

Первый урок. 1) Работа по вопросам раздела «Проверь себя» (с. 41) может быть проведена по-разному. Можно предложить задания раздела как контрольный письменный тест, который выполняется учениками самостоятельно. В задании 5 фразеологические обороты надо подчеркнуть, в скобках кратко записать их значение.
Можно выполнить все задания устно или же в виде письма с комментированием. При таком варианте раздел «Проверь себя» будет служить не для контроля знаний, а для обобщения изученного и подготовки к контрольному тестированию, которое дается на следующем уроке.
Второй урок. 2) Контрольное тестирование проводится по вариантам. Задания могут быть или написаны на доске, или (что более желательно) розданы каждому учащемуся на карточке. Примерные варианты заданий.

Вариант 1

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.
А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько букв.
2. Исправь ошибки Ктототама, запиши предложения без ошибок.
В москве много улиц. Мой друг Саша Иванов живет около Реки яуза.

3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов.
А) Хороший, замечательный — это

Б) Ключ (от двери) — ключ (источник) — это

В) Горячий — холодный — это

4. Соедини фразеологические обороты и их значения.

нога за ногу (идти) спустя рукава (работать) за тридевять земель далеко медленно плохо

Вариант 2

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.
А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько звуков.
2. Исправь ошибки Ктототама, запиши предложение без ошибок.
Моя Собака жучка живет у Ирины васильевны в деревне Сосновка.

3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов.
А) Грустный — веселый — это

Б) Морозный, студеный — это

В) Зайчик (зверек) — зайчик (солнечный) — это

4. Соедини фразеологические обороты и их значения.

сломя голову (бежать) засучив рукава (работать) куры не клюют много быстро хорошо

Способы выполнения теста. Если каждый ребенок получил распечатанный вариант теста, задания выполняются непосредственно на карточке. Если тест записан на доске, ученик может написать номер вопроса и нужную букву ответа (для задания 1), номер вопроса и верный вариант предложений (для задания 2), номер вопроса, букву строчки и нужный термин (для задания 3), фразеологизм и рядом его значение (для задания 4).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: