Третья фаза: РАСТВОРЕНИЕ




7. 8 - угольная чакра растворение-творение двойственность

8. Первичный треугольник растворение-сохранение двойственность

9. Бинду -растворение-растворение единство

В мировом цикле не существует «фаз в себе», но каж­дая является синтезом противоположных принципов, где явное нарушение равновесия контролируется принципом единства. В первой фазе, например, творение видится как бурная космическая деятельность, в которой проявляются одни формы жизни, другие исчезают, а третьи остаются не­изменными (сохраняются). На второй и третьей фазах ут­верждаются те же принципы, однако с доминированием сохранения или растворения. Определенные формы жизни одновременно появляются, исчезают и сохраняются. Итак, каждая фаза мирового цикла есть динамическое целое, и в то время, как целое содержит все части, каждая из частей, в свою очередь, подобна целому.

Таинственная природа этих разделений не должна удивлять нас. Они демонстрируют ядро философии Шакта, которая рассматривает каждое проявление жизни как совокупность парадоксов и их разрешений. Не существует такого элемента природы, такого жизненного процесса, ко­торый бы мог быть совершенным в себе. Он должен заклю­чать внутри себя оппозицию, чтобы проявляться. Снятие напряжения и разрешение противоречий происходит при помощи третьего принципа - единства. Только в таком изме- рении каждая фаза мирового цикла совершенна в себе и сохраняет свою циклическую длительность.

Соединение числа 9 с тройкой оказывается неизбеж­ной необходимостью в индийской мысли, поскольку оно ос­новано на символическом соединении структур мирового времени. Целое, состоящее из трех фаз мирового цикла, троично. Оно определяет две противоречивости и их раз­решение, нейтральность. Каждая часть творения должна, соответственно, иметь природу целого, т.е. быть троичной. Поэтому каждая из трех частей целого (творение, сохране­ние и растворение) необходимо разделяется на триады, образующие числовой порядок 9. Это понятие целого воплощается в 9 потоках Шри янтры и в 9 треугольниках Шивы-Шакти, которые суть расширения трех первичных треуголь­ников.

Ткань Майи

Концепция иерархических планов существования за­нимает центральное место в тантрической мысли. Миро­вые категории и принципы вселенной, которые расширяют­ся, творя мир, организованы в пирамиду, где вершиной явля­ется Шива-Шакти. Начинаясь от чистого единства (Шива), мир постоянно распускается, и чем ниже мы следуем по лестнице творения, тем более различными и более много­численными становятся мировые категории - пока не дос­тигается состояние, когда, по теории Шайва-Шакта, процесс должен поворачиваться и возвращаться обратно, к самому началу. Иными словами, группы категорий, создаваемых в процессе эволюции, прекращают свое движение вниз и на­чинают движение вверх, чтобы стать сущностью, которая дала бы Рождение - множественность должна снова стать един­ством. Это духовное нисхождение и восхождение, которое охватывает все существующее, изображено на Шри янтре.

Видение человека, обнаруживаемое в Тантрах, соот­ветствует тантрическому видению космоса. Тантрическая схема вселенной разделяется на три уровня или вида таттв: духовные или чистые, психические и физические. Эти три категории упоминаются в Шайва и Шакта Тантрах как со­ставляющие поток жизни и как представляющие целостное бытие человека как материи в духе:

Как первичное космическое единство разделяется на два, так и наше сознание, появляющееся из состояния пос­ле рождения и до творения, разделяется на две части: того, кто наблюдает в тишине и отрешенности (Атман), и другого, кто, как явленное эго, участвует в творческой игре жизни. Эти два уровня сознания косвенным образом различаются, но сосуществуют. Атман, вечный аспект сознания (точка веч­ности в сознании), в котором мужской и женский принципы (Шива-Шакти) встречаются как равные, есть чистое един­ство. Явленное эго, первая форма, которую обретает созна­ние, когда первичное единство расщепляется, состоит из органов ума, чувств и действий, подверженных постоянным изменениям и импульсам.

Атман ничем не связан, не имеет ограничений. Он со­храняет свою целостность и чистоту в вечности. Он «тота­лен». Под оболочкой верховной энергии (Майя Шакти) человек ошибочно принимает явленное эго за реальность и идентифицирует его с Атманом. Проявленное «я» нарушает наше восприятие внутренней полноты и заставляет нас видеть жизнь как набор отдельных образов. Истинная сущ­ность сокрыта, затемнена ограничивающими факторами (кан­чуками), которые, подобно навозу, скрывают блеск Атмана и прячут от нас внутреннее единство с космосом. Задача тантрических поисков, цель ритуала и медитации (см. соот­ветствующие главы) - постепенная реализация истиной сущности, такая, чтобы игра проявленного «я» приводила к внутренней полноте Атмана, по мере того как садхака на­правляет свои шаги от внешнего мира множественности к внутренней точке единства.

Возвращение к центру

Инволюция есть духовное принуждение. Оно предпо­лагает движение против потока жизни. В личностных тер- минах это значит жажду более высокого состояния созна­ния, подавление «низших» состояний, подъем по лестнице множественности к единому, духовный маршрут, который принимает форму возвращения к космической нераздельности, априорному состоянию, предшествующему началу всякого опыта. Такое возвращение переносит центр лично­сти от фрагментарных состояний пробужден ности эгоцент­рического сознания к космоцентрической полноте, и приво­дит к образованию союза индивидуального и космического сознания (Шива-Шакти). Это означает смерть профанной сущности, изменчивого проявленного «я» и возвращение, возрождение бессмертного, вечного состояния бытия. И ритуал янтры, и медитация направлены к одной цели - воз­вращение к верховному центру. Янтра делает процесс ин­волюции осознанным для адепта.

Планы космической иерархии изображаются в янтре как концентрические фигуры, «сходящиеся» от периферии к центру, или, в пирамидальных янтрах, от низших уровней к более высоким, а от них - к вершине. Путешествие от пери­ферии к центру известно как способ инволюции или путь «растворения» (лайя-крама). Напротив, интерпретация янтр как космогонических символов с движением от бинду нару­жу, известна как способ эволюции (шришти-крама).

Так, янтра представляет собой карту пути вечного воз­вращения и дороги к внутренней целостности. Избегая по­кровов Майи, адепт постепенно раскрывает свою вечную сущ­ность с помощью символов янтры. Когда адепт полностью интерпретирует все символы космоса, и его тело «станет ян-трой», он перестанет быть отделенным от истины, которую иллюстрируют символы, и сам становится этой истиной.

Вернуться к содержанию книги



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: