Общая цель образования, определена обществом и отражена в государственных документах и учебных программах, конкретизируется в целях обучения при изучении каждого учебного предмета. Целевые установки обучения способствуют пониманию учащимися поставленных перед ними учебных задач, существенно влияют на активизацию учебно-познавательной деятельности.
Традиционно в отечественной педагогической науке и практике выделяют три основные группы взаимосвязанных образовательных целей:
1) учебных
2) развивающих
3) воспитательных
Прежде всего их учитывает учитель, готовясь к учебному занятию, и обязательно отмечает в конспекте уроку.
Учебные цели отражают:
а) каким объемом знаний, умений и навыков учащийся должен овладеть на уроке
б) на любом уровне: репродуктивном, конструктивном или творческом
в) каким образом они применяются.
Учебная цель может определяться на один урок, а иногда - на несколько, связанных одной темой. Например, для достижения цели при изучении темы:"Усвоение навыков правописания приставок пре-, при- можно поставить задачу усвоения правил правописания приставок пре-, при-, а на следующем уроке - формирование навыков применения полученных знаний и использования в нестандартных и измененных условиях.
Развивающие цели предполагают развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой сферы личности. Развитие человека, как предсказывал академик Костюк, - это"целостный процесс, в котором в заимосвязаны различные его стороны и качества: физические, умственные, трудовые, эстетические, моральные".
Развивающее обучение направляется на развитие и саморазвитие личности школьника. Требует переориентации процесса обучения с предметного на процессуальные и мотивационные аспекты образования. Развивающее обучение-это такое обучение, следствием которого являются качественные изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферах ученика. Развития различных психических функций и качеств личности служат различные методы обучения и особенности содержания образованности.
|
Структурные компоненты процесса обучения.
1. Целевой компонент.
Реализуя цели обучения, учитель определяет цель и задачи учебно-познавательной деятельности учащихся, учащийся осознает цель и задачи учения.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
2. Потребностно-мотивационный компонент.
Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося – в развитии и углублении потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:
- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях.
- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью.
|
- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.
3. Содержательный компонент.
В процессе обучения учитель, в соответствии с основными нормативными документами, определяет содержание материала, подлежащего усвоению учащимися. Им выделяются главные теоретические положения и те мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которые заключены в изучаемом материале. Продумываются вопросы, связывающие новый материал с ранее изученным, определяются умения и навыки, которые необходимо выработать в процессе обучения.
Учеником осмысливается тема нового материала и основные вопросы, подлежащие усвоению.
4. Деятельностный компонент.
Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся по овладению изучаемым материалом.
Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.
Заключение
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние.Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.
|
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. В ходе выполнения работы было выявлено, что к основным принципам педагогического процесса относятся следующие: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.
Основными функциями процесса обучения являются образовательная, обучающая, воспитательная, а также по мнению некоторых авторов еще и побудительная и организующая.
Изучение данных характеристик позволяется находить различные подходы в ходе процесса обучения.
Список литературы
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.
3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.
5. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.