Демократический режим
Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.1
Антидемократические режимы
Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократических принципов управления, политического плюрализма.
В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.
Вопрос 32
Демократический политический режим
Демократический политический режим — это режим, основанный на власти народа, признании его права на участие в управлении делами государства и общества в качестве источника власти, наделении граждан широкими правами и свободами. Демократический режим базируется на принципах равноправия, свободы граждан, народовластия.
Вопрос 33
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство осуществляет полный контроль над всеми аспектами жизни населения (общественной и частной).
Вопрос 34
Авторитарный политический режим.
Авторитарный политический режим – один из видов политического режима, при котором политическая власть сосредоточена в руках конкретного лица или узкого круга лиц – правящей элиты и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.
Вопрос 35
Механизм государства.
Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Вопрос 36
Государственный аппарат
Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
Признаки:
1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.
2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.
3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.
4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.
Вопрос 37
Понятие и виды органов государства
Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.
Виды государственных органов:
1) в зависимости от порядка формирования:
а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);
б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);
2) в зависимости от объема полномочий:
а) высшие – правительство, парламент и др.;
б) центральные – министерства;
в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;
3) в зависимости от широты компетенции:
а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;
б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;
4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:
а) коллегиальные – правительство;
б) единоличные – президент;
5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные;
г) контрольно—надзорные органы;
6) в зависимости от действия в пространстве:
а) федеральные государственные органы;
б) органы государственной власти субъектов федерации;
7) в зависимости от длительности действия:
а) постоянные;
б) временные;
8) в зависимости от правовых форм деятельности:
а) правотворческие;
б) правоприменительные;
в) правоохранительные.
Вопрос 38
Общество и государство.
Общество и государство
В государственном управлении важную роль играют два социальных института – общество и государство. В политико–правовой литературе понятие «общество» и «государство» длительное время не разграничивались и употреблялись как синонимы. Вплоть до XVIII века большинство мыслителей отождествляет понятия «общество», «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов. Обособление общества и государства в понятийно–терминологическом выражении происходит в Новое время и находит свое выражение в различении частной и политической социальной жизни в виде гражданского общества и политического государства. Под гражданским обществом стали понимать систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Вопрос 39
Теория разделения властей
Принцип разделения властей это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти через так называемую "систему сдержек и противовесов". Основоположники классического варианта разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Французский мыслитель Шарль Монтескье (1689-1775). Локк разделял государственную власть на три ветви:
– законодательную;
– исполнительную;
– и союзную (федеративную) власть, которая заключалась в налаживании международных отношений, а также решений войны и мира. Локк не выделял судебную власть
Вопрос 40
Соотношение права и государства.
Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).
Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.
Модели соотношения государства и права:
1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.
2) Либеральная модель, когда право выше государства
3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.