Антидемократические режимы




Демократический режим

 

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.1

 

Антидемократические режимы

 

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

 

 

Вопрос 32

Демократический политический режим

 

 

Демократический политический режим — это режим, основанный на власти народа, признании его права на участие в управлении делами государства и общества в качестве источника власти, наделении граждан широкими правами и свободами. Демократический режим базируется на принципах равноправия, свободы граждан, народовластия.

 

Вопрос 33

Тоталитарный политический режим

 

Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство осуществляет полный контроль над всеми аспектами жизни населения (общественной и частной).

 

Вопрос 34

Авторитарный политический режим.

 

Авторитарный политический режим – один из видов политического режима, при котором политическая власть сосредоточена в руках конкретного лица или узкого круга лиц – правящей элиты и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

 

Вопрос 35

Механизм государства.

 

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Вопрос 36

Государственный аппарат

 

Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

 

Признаки:

1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.

 

Вопрос 37

Понятие и виды органов государства

 

Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

 

 

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

а) коллегиальные – правительство;

б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные.

 

Вопрос 38

Общество и государство.

 

Общество и государство

В государственном управлении важную роль играют два социальных института – общество и государство. В политико–правовой литературе понятие «общество» и «государство» длительное время не разграничивались и употреблялись как синонимы. Вплоть до XVIII века большинство мыслителей отождествляет понятия «общество», «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов. Обособление общества и государства в понятийно–терминологическом выражении происходит в Новое время и находит свое выражение в различении частной и политической социальной жизни в виде гражданского общества и политического государства. Под гражданским обществом стали понимать систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

 

Вопрос 39

Теория разделения властей

 

Принцип разделения властей это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти через так называемую "систему сдержек и противовесов". Основоположники классического варианта разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Французский мыслитель Шарль Монтескье (1689-1775). Локк разделял государственную власть на три ветви:

– законодательную;

– исполнительную;

– и союзную (федеративную) власть, которая заключалась в налаживании международных отношений, а также решений войны и мира. Локк не выделял судебную власть

 

Вопрос 40

Соотношение права и государства.

 

Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс).

Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется.

Модели соотношения государства и права:

1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право.

2) Либеральная модель, когда право выше государства

3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: