Где и когда происходит действие.




События повести разворачиваются в ближайшем Подмосковье с момента приезда на дачу Жени и ее сестры, которые обнаруживают на чердаке дома штаб некоей организации, руководителем которой является Тимур, возглавляющий команду, совершающую добрые поступки по отношению к местным жителям, не ждущую благодарностей, а считающей помощь окружающим своим человеческим долгом.

Однако мероприятия команды Тимура в виде приготовления дров, доставки воды, охраны территорий, не имеют одобрения со стороны взрослых родственников, которые считают их ерундой. Разрешение конфликтной ситуации, сталкивающей действительную реальность и подростковые идеалы, происходит путем постепенного понимания взрослыми истинных причин поступков детей.

Разница в действиях команды Тимура и шайки Квакина. Если команда Тимура помогает людям, то шайка Михаила наоборот – вносит разлад, разрушение, деструкцию, хаос. Местные жители страдают от действий шайки Квакина: хулиганы портят сады, огороды, хозяйство.

Темой повести является отношения группы советских подростков в пожилым людям, к семьям красноармейцев, к простой жизни обычных людей. Эта вот группа, лидером и организатором которой стал Тимур Гараев, как раз и оказывает помощь пожилым, следит за порядком и усиленно борется с другой группой, лидером которой является Михаил Квакин.

Вторая группа это мелкие садовые воришки, хулиганы, бездельники и конечно же в советское время и при коммунистической направленности внутренней политики, шайка это самое подходящее название для них. Поскольку они ещё всё таки не взрослые люди, да и серьёзных преступлений пока ещё не совершили.

Ну и как же тогда назвать группу героев, отважных и умных ребят? Так, чтобы чётко и явно прослеживались и пих ротивоположность хулиганам, и правильный образ мышления и жизни,- конечно же команда. В советское время слово команда как нельзя лучше характеризовала некие группы или сообщества, занимающиеся только положительными делами, приносящим пользу стране и людям.

Проблематика. Главная мысль повести «Тимур и его команда» заключается в бескорыстном и добром отношении друг к другу. А.П. Гайдар воспитывает в своих читателях ответственность, справедливость, милосердие, благородство. Именно эти нравственные качества становятся важными для автора, он учит детей тому, что доброта и ее компоненты нужнее, чем деньги. Делать добро другим людям – вот к чему призывает А.П. Гайдар. Только в этом случае можно победить злые начала. Учитывая, что в то время приближалась война, такие советы и назидания были важными для всего русского народа. Писатель поднимает тему патриотизма: любовью к Родине проникнуто все произведение.

Писатель поднимает проблемы неравнодушного и бережного отношения к другим. Команда Тимура помогает людям, защищает их от беды. А. П. Гайдар учит поддерживать тех, кто в этом нуждается, и никогда не быть эгоистом, а, наоборот, нужно быть неравнодушным ко всему окружающему.

Поднимается автором и проблема дружбы. Тимур имеет свою команду, они соединились в единое целое. Только вместе ребята сильны и храбры.

Проблема взаимоотношений поколений, которая относится к вечным проблемам, также рассматривается А.П. Гайдаров в повести «Тимур и его команда». Конфликт между взрослыми и детьми, построенный на непонимании деятельности ребят, сначала кажется невозможным для разрешения, однако в ходе повествования поколения понимают друг друга и строят новые, уже дружеские, отношения.На примере команды Тимура писатель демонстрирует взаимоотношения разных по возрасту поколений, которые в определенные жизненные моменты не могут найти точек соприкосновения, однако впоследствии преодолевают конфликтную ситуацию и начинают выстраивать новые, дружеские отношения.

Характеристика героев. Тимур — пионер с лидерскими задатками, собирающий вокруг себя единомышленников. Он смелый, решительный и честный, старается помочь старикам по хозяйству, следит за порядком. Борется с местной шайкой, которая нарушает покой местных жителей и ворует у них урожай.

Команда Тимура ставит на воротах метку в виде красной звезды. Эта звезда означает, что обитатели дома находятся под опекой Тимура и его команды. Если звезда обведена черной каймой, это значит, ушедший на фронт человек погиб:

"Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошел к воротам, где была нарисована звезда..."

"И здесь на заборе была начерчена звезда. Но прямые светлые лучи ее были обведены широкой черной каймой.

В команде Тимура состоит около 50 ребят.

Чтобы быть на связи, Тимур с товарищами разработали свою систему связи с самодельными телефонами:

Женя — тринадцатилетняя девочка, дочь командира, она в сопровождении старшей сестры приехала отдохнуть на дачу. Узнав о существовании отряда и поняв, какую важную миссию ребята выполняют, решается войти в команду.Евгения не позволяет никому собой командовать (кроме сестры и отца, которых она слушается).

Женя является боевой девочкой, которая не даст себя в обиду и может "поколотить" даже мальчиков:– Не лезь к ней, – поддразнил Гейка Колю, – а то она тебя поколотит. Женя является благодарной девочкой. Когда незнакомый мальчик Тимур помогает ей, она хочет отыскать его и отблагодарить:

"Тимур? Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека".

Главная страницаТимур и его команда

Женя в повести "Тимур и его команда": образ, характеристика, описание

zhenja-timur-i-ego-komanda

Женя Александрова

(актриса Инга Третьякова)

Женя Александрова является одной из центральных героинь знаменитой повести "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара.

 

В этой статье представлен цитатный образ Жени в повести "Тимур и его команда": характеристика, описание персонажа.

 

Смотрите:

- Краткое содержание повести

- Все материалы по повести

 

 

Женя в повести "Тимур и его команда": образ, характеристика, описание

 

Полное имя Жени - Евгения Александрова. Женя является дочерью военного - полковника Александрова:

"Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте."

"Ты отправил папе на фронт телеграмму..."

Возраст Жени - 13 лет:

"А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается." (Ольга о Жене)

У нее есть старшая сестра Ольга, которой 18 лет:

"В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче."

Семья Жени живет в Москве, а лето проводит на даче за городом:

"Теперь у нее не было ни ключа от московской квартиры, ни квитанции на телеграмму, ни самой телеграммы."

Судя по всему, мать Жени умерла некоторое время назад. Не так давно отец уехал на фронт, поэтому воспитанием Евгении занимается ее старшая сестра Ольга:

"Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра..."

О внешности Жени известно следующее:

"Вечно она в синяках, в царапинах."

"...глаза голубые вытаращит."

По мнению самой Евгении, она похожа на отца и внешностью, и характером. Девочка очень гордится этим сходством:

"Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер."

"– Это ты-то одинокая и беззащитная? – недоверчиво спросила Ольга. – Ох, Женька, не знаю я, что ты за человек и в кого только ты уродилась!

Тогда Женя опустила голову и, разглядывая свое лицо, отражавшееся в цилиндре никелированного чайника, гордо и не раздумывая ответила:

– В папу. Только. В него. Одного. И больше ни в кого на свете."

"Она и так заладила, что характер у нее такой же, как у тебя." (Ольга о Жене)

"Папа, ты не выдумывай, что у нее такой же, как у тебя, характер. Ей только об этом сказки! Она три дня на трубе плясать будет." (Ольга о Жене)

С виду Женя кажется "девочкой-цветком", но на деле, если ее тронуть, можно обжечься – по словам Ольги:

"А она, конечно, подойдет, губы бантиком сложит, глаза голубые вытаращит. Ну конечно, все думают – цветок, а не девочка. А пойди-ка. Ого! Цветок! Тронешь и обожжешься."

Ольга. Старший ребенок полковника Красной армии Александрова. Отец девушки, желая уберечь дочь, удержать подальше от ужасов и опасностей войны, отправляет Ольгу на дачу – под Москву. Туда же с девушкой едет и младшая сестра – Женя. Ольге 18 лет – не так уж много, но уже в этом возрасте Ольгу отличает строгость, серьезность, зрелость и желание казаться старше и самостоятельнее. Она воспитывает Женю.Вначале Ольга неприязненно воспринимает Тимура, но потом говорит Георгию, что была неправа. В Ольге соединяется мир взрослого и мир ребенка, которые не мирятся, но противостоят друг другу.Ольга - ответственная и серьезная девушка. Она страдает из-за того, что Женя ее не слушается.

Квакин. Миша, как и Тимур, тоже «атаман», но возглавляет не сплоченную команду, но разрозненную шайку (чувствуется разница в названиях этих групп) местных хулиганов. Если команда Тимура помогает людям, то шайка Михаила наоборот – вносит разлад, разрушение, деструкцию, хаос. Местные жители страдают от действий шайки Квакина: хулиганы портят сады, огороды, хозяйство… Однако сам Михаил – это умный юноша, которому не чужды высокие черты: например, понятие о справедливости и честности, у которого есть все шансы стать Настоящим человеком. Постепенно Михаил понимает неправильность, аморальность своих действий.Тимур и его команда называют шайку Квакина "позорной компанией" и "позорной шайкой". Главная страницаТимур и его команда

Квакин в повести "Тимур и его команда": образ, характеристика, описание

kvakin-timur-i-ego-komanda

Квакин

(актер В. Баранов, фильм 1976 г.)

Хулиган Квакин является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой повести "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара.

 

В этой статье представлен цитатный образ Квакина в повести "Тимур и его команда": характеристика, описание персонажа.

 

Смотрите:

- Краткое содержание повести

- Все материалы по повести

 

Квакин в повести "Тимур и его команда": образ, характеристика, описание

 

Полное имя героя - Михаил Квакин:

"Вас зовут Михаил Квакин. Не так ли?"

"...не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место..."

Квакин является подростком-хулиганом:

"Тут же к нему подошли два молодцеватых подростка..."

Михаил Квакин - главарь банды подростков, которая хулиганит в поселке недалеко от Москвы. Негодяи по ночам воруют яблоки в садах, ломают ветки, портят заборы и т.д.:

"...вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей..."

"– В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, – обиженно сообщил Коля Колокольчиков. – Они сломали две ветки и помяли клумбу.

<...>

– Это работал Мишка Квакин и его помощник, под названием "Фигура". Яблоня - мичуринка, сорт "золотой налив", и, конечно, взята на выбор.

– Опять и опять Квакин! – Тимур задумался."

"...я уже имел честь с вами познакомиться в парке, где вы трудолюбиво выламывали доску из нового забора." (о хулиганских выходках Квакина)

"Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину..."

О внешности Квакина известно следующее:

"Но их вид и голоса никак не понравились этому джентльмену..." (о Квакине и его товарище-хулигане)

"Плоское лицо его не показывало ни удивления, ни испуга."

У Квакина есть помощник и друг по прозвищу Фигура. При этом сам Квакин не стесняется называть Фигуру дураком и даже поднимает на него руку:

"...гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой..."

"Эк они завернули: "гнуснопрославленный"! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще..."

"Он... гордый,- хрипло повторил Квакин,- а ты... ты - сво**чь! - И, развернувшись, он ляпнул Фигуре кулаком по лбу."

Против банды Квакина выступает добрый мальчик Тимур и его товарищи. Тимур пытается убедить Квакина не хулиганить, но это не дает результатов:

"Тимку бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело." (Квакин о Тимуре, который "гнет дело против него")

"Никто со стороны и не подумал бы, что это разговаривают враги, а не два теплых друга." (Квакин и Тимур являются врагами)

Тимур и его команда называют шайку Квакина "позорной компанией" и "позорной шайкой":

"...а также ко всем членам этой позорной компании"

"...список всех членов вашей позорной шайки."

Михаил Квакин и его товарищи являются трусливыми негодяями, по мнению Тимура и его команды:

"...трусливым негодяям, мы приказываем..."

Квакин - упрямый юноша, по мнению Тимура:

"Ой, атаман, какой ты упрямый, – не повышая голоса, ответил Тимур."Судя по всему, Михаил Квакин является не очень образованным парнем. Так например, он не знает значения некоторых слов, которые известны его сверстникам (например, слова "ультиматум"). Несмотря на свои выходки, в глубине души Квакин еще сохраняет остатки совести. Например, однажды он ругает своего друга Фигуру за нападение на фруктовый сад, который принадлежит одной несчастной семье.

Гейка. Этот персонаж, вызывающий уважение товарищей, внутренне сильный – зеркало, через которое читатель видит, насколько слажена команда Тимура.Гейка является сыном матроса. Судя по всему, отец мальчика умер. Брат Гейки тоже матрос.Гейка не любит болтливых людей и ругает за болтливость своих приятелей Колю Колокольчикова и Симу Симакова. Гейка не любит долгие беседы, в том числе с хулиганами: он предпочитает решать вопросы с помощью силы. Однако такой подход не дает результатов. Гейка является спокойным и храбрым мальчиком. Попав в руки хулиганов, он сохраняет спокойствие и подбадривает приятеля Колю.

Коля Колокольчиков. Коля – самый маленький, юный участник команды. Как и положено младшему, мальчику свойственны робость и застенчивость. Коля – пример честности и доброты.оля является смешным мальчиком, по словам автора:

"Спят и его товарищи: веселый Симаков, молчаливый Ладыгин, смешной Коля."Коля является хвастливым мальчиком:

"Он часто бранит малыша и хвастунишку Колокольчикова..." (Гейка бранит Колю). Гейка часто ругает Колю за его недостатки, но при этом всегда заступается за него, если нужно.

Сима Симаков. Если Женя – лидер в области эмоций, то Сима – в области дел. Юноша – ответственный, самостоятельный, умный и находчивый. Когда читатель встречает этого персонажа на страницах книги, приписывает Симе расторопность и чувство юмора, веселый характер, сочетание юности и серьезности в подходе к делам.Судя по всему, Сима является трудолюбивым мальчиком и не боится физического труда. Так, выполняя очередное задание, он без передычши качает воду из колодца:

"Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу. Сима Симаков - неравнодушный парень. Однажды на улице он видит, как старуха бьет свою внучку, и решает заступиться за ребенка:

"Вскочил Сима Симаков и зачастил уверенно, без запинки:

– В доме номер пятьдесят четыре по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. "Я кричу: "Тетенька, бить не по закону!"..."

Василий Ладыгин. Это пожалуй, самый закрытый и таинственный участник команды. Герой любит молчать, но в вопросе отношения к делу проявляет серьезность и ответственность.

Нюрка. Наконец, последний участник команды, Нюрка, – пример энергичности. Девушка вдохновляет собственной активностью, соединяя эмоциональные черты (сопереживание, сочувствие) и деловые, организаторские.

Фигура

Безымянная фигура (это не случайность) – отражение деструктивных порывов шайки. Этот персонаж – синтез жестокости, цинизма, обособленности и озлобленности на людей и мир. Важно, что фигура не испытывает чувства юмора, которое в произведении «Тимур и его команда» выписано как одна из основных черт Настоящего человека.

Алеша

Возможно, в Алеше воплощается своеобразное понимание честности в контексте шайки Квакина: он, например, уважает Тимура, который его враг, оппонент.

Педагогическое значение. Обе работы помогали русскому народу, в частности детям, во времена приближения войны. Герои повести стали примерами для подражания советским детям.Образы героев повести, написанной в преддверии начала Великой Отечественной войны, становятся примером для подражания всем русским детям, воспитывая в них силу духа, патриотизм, мужество и чувство справедливости, необходимые моральные качества для настоящего гражданина своей страны.

Система образов. Центральным персонажем повести является Тимур, который оказывается олицетворением лучших качеств пионера, готового бескорыстно оказывать помощь другим людям.

Все его друзья – Женя, Гейка, Нюрка, Коля, Сима – настоящие патриоты, которые любят Родину, несмотря ни на что.

Этим образам противопоставлены ребята из шайки Квакина, которые являются настоящими хулиганами.

Писатель использует прием противопоставления, который видно на протяжении всего повествования в разных вариантах. Также А.П. Гайдар использует юмористические приемы, позволяющие вспомнить, что Тимур и его команда – все еще дети.

Смысл игры тимуровцев. Участников рассказа объединяет принадлежность в касте военных. Стояло время непрекращающихся войн, поэтому многие имели отношение к Красной Армии. Кто сам служил, кто проводил на войну сына или отца, кто уже потерял на войне близкого родственника.

Мощное руководство страны и мощнейшая армия создали культ бесстрашного героя, готового умереть за Родину. Дети, видя проезжающих в грузовиках красноармейцев, радуются, кричат ура, подражают им.

Заметим, в первую очередь они стараются помочь семьям военным.

Поэтому подростки не меньше взрослых чувствуют ответственность за происходящее вокруг.

Тимуру важно, чтобы вокруг был порядок. К жизни окружающих он относится как к вверенному ему участку, где порядок надо наводить и поддерживать. Такая твёрдая хозяйская точка зрения на всё и делает его лидером в среде ребят, с которыми он проводит лето.

С юных лет они учатся контролировать место, где живут. Мы бы Тимура назвали «смотрящим», но без намёка на принадлежность к преступному сообществу. А наоборот, смотрящим за справедливостью, когда страна живёт одной большой семьёй.

Тимур является образом идеального героя, который раскрывается в жизненных обстоятельствах. Ключевыми характеристиками этого образа являются человечность, душевная независимость и спокойное благородство. Его прямое влияние испытывают близкие к идеальному герою персонажи¸ в первую очередь, Женя Александрова и «тимуровцы», взрослые – Георгий и Ольга, а также враги и соперники – Мишка Квакин, Саша Максимов. Работа в команде и помощь семьям, ушедших на войну солдат доказывают стремление Тимура и его ребят к «гармонизации» мира. «Тимуровцы» работают сообща и совместно осуществлять свою благородную миссию. Труд и умение работать коллективно, которые, с точки зрения советской педагогической пропаганды должны были мотивироваться только преданностью партии, имеют в этих произведениях более глубокий смысл. А.П. Гайдар хотел дать понять детям именно то, о чём говорилось в его процитированном выше письме. Он призывал их как можно больше стараться помогать взрослым, для чего считал необходимым подать им именно такой пример, каким послужили герои его повестей. С одной стороны они – простые подростки, которые тоже совершают мелкие ошибки и сталкиваются порой с чужим непониманием. Однако, в то же время, они всем сердцем желают помочь близким и прикладывают к этому все свои силы и положительные способности. В благородной миссии помощи людям они проявляют свои лучшие качества, и это делает их идеальными героями насколько это возможно для них. Такими и хотел видеть А.П. Гайдар идеального и просто хорошего подростка.

 

2. "Комендант снежной крепости" анализ

несколько знакомых встретим мы здесь - Колю Колокольчикова, Женю, Ольгу, фрагментарно дядю. Да и той незабвенной атмосферы лета и предчувствия грядущей большой беды больше нет. Как нет и крестового похода против зла и хулиганов. Есть снежная крепость, построенная Тимуром в одном московском дворе. Есть его соратники и противники - мальчишки, которые день за днём пытаются эту крепость взять штурмом, но им не везёт, потому что их предводитель Саша болен, а Тимур дьявольски упрям и умеет убеждать. Команда Тимура по очереди дежурит в крепости у костра и готовит завоевателям сюрприз, а Саша тоскует у окна и ждёт вестей от отца с границы. Интрига не слишком замысловатая: Тимур снова совершает проступок-преступление во имя добра, а потом обманывает во имя того же добра.

В киноповести А.П. Гайдара «Комендант снежной крепости» мы встречаемся как со старыми, так и с новыми героями. Меняются место и время действия, но меняются ли приоритеты героев?

Пространство каждой из снежных крепостей, и для Тимура и для Саши является авторским, сотворённым собственным трудом. Однако второму коменданту труднее контролировать свою территорию, так как сам он болен, к тому же его воины озабочены больше захватом чужой крепости, чем преобразованием и совершенствованием своей.

Труд Тимура предстаёт перед нами с первых страниц, именно статность, величие и красота его крепости, а также забота о крепком гарнизоне отражают, насколько собственная работа и труд его товарищей важны для коменданта.

Караулы сменяются по графику, комендант наравне со всеми проверяет и обходит крепость, это поддерживается даже в самый трескучий мороз, хотя у солдат деревянное оружие.

По сравнению с Тимуром у Саши другие цели: первый хочет сохранить свою крепость, второй – захватить чужую. Тот факт, что цель Тимура человечнее и благороднее цели Саши обозначен с первых глав.

«Товарищ командир дивизии, вы генерал, я же только капитан. Но я осмелюсь напомнить, что неоднократно предупреждал: дисциплина в ваших войсках хромает на обе ноги <...>

— Генерал, я высоко ценю ваше личное мужество и вашу храбрость, но одного этого в современной войне для победы — увы! — никак не достаточно... Прошу извинить за прямоту...»[97]

Но и Саша ценит достоинства своих бойцов, хотя они не проявляются так положительно, как у «тимуровцев». И в этом командире можно отметить человечные и благородные черты. Более того, противники при всей разнице присвоенных себе званий говорят на равных, когда того требует ситуация. Это значит, что сохранить своё равноправие для них не малозначимо.

А.П. Гайдар даёт в помощь Саше волшебных солдатиков. А, если автор считает и этого героя достойным обладания чем-то чудесным, помогающим другим людям, значит, и в этом мальчике могут проявляться черты идеального героя. Чудесный гарнизон охраняет своего генерала, и оберегает от чужих глаз письмо для Нины. Одного солдатика Саша дарит как талисман шофёру Коле. Даже взрослые герои вынуждены признать и подыграть чудесным качествам Сашиных солдатиков, как это делает Коля Башмаков. Когда шофёр проделывает фокус с солдатиком и сахаром, то вызывает умиление и добрую улыбку башкира. Двое взрослых верят в чудесную силу детского солдатика, несмотря на то, что самого ребёнка, который бы мог эту веру оценить, нет рядом с ними. Взрослые герои А.П. Гайдара признают детей, входят в их мир, пускают их в свой. Между ними царит равновесие.

Когда Коля находится в лазарете, именно Сашин солдатик, да ещё и картина Нины (что может объединить мальчика-подростка и взрослую девушку-студентку) вызывают в нём светлые чувства.

Солдатики, славно выполнившие свой долг, выдвигаются маленьким генералом вперёд на караул, перед всем игрушечным гарнизоном в финале повести. Они служат не просто игрушкой, но неким инструментом маленького генерала для помощи своим близким, их поддержки на войне.

Приятие и признание Нины как достойного человека отражают снова человечность и благородство генерала «Дикой дивизии». Необходимо также отметить, что данные качества не тускнеют в нём, даже при его физической слабости во время их проявления. Саша признаёт Нину и любит её. Саша сочувствует ей как взрослый, понимает, насколько девушке важно, как и детям получить какую-либо весточку о капитане.

Между отцом и сыном тоже есть взаимопонимание. Они оба – командиры, хотя сражения у них разные, но тот факт, что оба они проявляют благородные качества, сближает их.

Что характерно именно для произведений А.П. Гайдара – здесь взрослые подыгрывают детям, подпускают к себе как уже взрослеющих людей. Из этого можно сделать вывод о том, что взрослые чувствуют и поддерживают стремление детей в сохранении равновесия с окружающими. Подобную черту мы могли проследить ранее, когда полковник Александров признал Тимура, теперь же, можем видеть как доктор пусть даже шутливо, но признаёт в Саше генерала.

Ярче всего гармония детского и взрослого мира проявляется в конце повести, когда сквозь ёлку для раненых виднеется большая чёрная лесная ель на месте военных действий:

«И вот через эту блестящую ёлку под нарастающий гул проступает другая — большая чёрная ель на снежной поляне. На нижних ветвях её висят два котелка, три винтовки, белый халат, сигнальный флаг».

Эта сцена переселяет нас из детского мира во взрослый, как будто, природное пространство объединяет оба эти мира. Таким образом, мы наблюдаем гармонию во всём, в объединении детей, взрослых и природы.

Дети проявляют признание друг друга, даже притом, что Тимур идёт навстречу Саше, сталкиваясь с его ожесточением, он вынужден ему отвечать на равных тем же. Он признаёт его достойным соперничества, но предлагает ему перемирие, так как Саша болен и «Дикая дивизия» не может достойно сражаться без него. Даже перед врагами Тимур проявляет себя человечно, входя в их положение как друг. Однако гордость мешает Саше понять благородство Тимура. Женя Максимова проявляет себя достойно, так как равноправно проявляет понимание и к своему брату, и к своему другу.

Удивительно, какое понимание присутствует между всеми героями повести. Коля, Саша и капитан Максимов понимают друг друга как военные и мужчины, Нина и Женя – как женщины, сердечно любящие одного человека, хотя их любовь имеет не одинаковый характер. Даже няня объясняет девушке своё к ней отношение, между ними тоже может быть взаимопонимание, так как у них общие беды – болезнь Саши и уход из дома на фронт капитана Максимова.

Герои-подростки между собой проявляют гуманное понимание, они считают себя вправе поучать и обличать товарища, если он что-то сделал не так. Женя Максимова дразнит и осуждает Вовку, потому что он расстраивает её брата, когда тот болен. Тимур указывает ему же на гнев в своих глазах, вызванный нечестным боем и стремлением неблагородными методами захватить крепость.

В решении ребят устроить ёлку для раненых проявляется гуманизм. При этом слово «человек» имеет для них важное значение, они называют себя так, когда хотят доказать свою надёжность, благородство или любое другое положительное качество.

«– Я, братцы, никому... Я человек-камень... Человек-могила!»[102]

Если говорить о проявлении в данном произведении душевной независимости у героев-подростков, то она проявляется в их трезвом принятии решений в требующих того ситуациях. Главные герои делают это умно, достойно, как взрослые люди. Душевная независимость детей проявляется и в том, что их советам следуют взрослые, взрослые принимают их точку зрения, как это делает Коля Башмаков, прославляя Сашиного солдатика. Чтобы показать, как действия обоих главных героев выражаются в сюжете, нам необходимо выделить два главных поступка, отражающих благородство и человечность. Для Тимура — это его подмена телеграмм при обнаружении тревожного письма Коли Башмакова Нине[103]. Для Саши – то, что он больной ринулся в бой[104]. Так он способствует своей победе, если умолчать о том, что Тимур сам сдаёт крепость. Но разве не смелость Саши при болезни последнего побуждает коменданта к этому.

Тимур, Саша и их товарищи объединяются вместе в финале повести, так как имеют общие цели: сохранение человеческих качеств, ощущения равенства с миром и душевной независимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: