Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа составлена для обучающихся 1-3 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития КГБОУ «Красноярская школа № 5», проживающих в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко» определяется содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ФГОС, 2 вариант), содержанием специальной индивидуальной программы развития (по рекомендации ПМПК), а также разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.;
-Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014г.
Цель программы: формирование и развитие коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации.
Основные задачи:
1. Помочь ребенку освоить доступные средства невербальной коммуникации: взгляд, мимику, жест, предмет.
2. Помочь ребенку научиться применять освоенное невербальное средство коммуникации.
3. Помочь ребенку узнать новую информацию об окружающем его мире с помощью средств альтернативной коммуникации
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Дети с тяжелой умственной отсталостью отличаются нарушением базовых психических функций, памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, частично воспринимают обращённую речь, не понимают инструкцию.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.
«Альтернативная коммуникация» это – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Зрительная и слуховая коммуникация
2. Жестовая коммуникация
3. Графическая коммуникация
Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на умение реагировать на свое имя, воспринимать обращенную речь и понимать смысл простых инструкций. В дальнейшем формируются умение распознавать и использовать средства альтернативной коммуникации. Ребенок учится не только отвечать на вопросы и выполнять задания с использованием специальных средств, но и первым вступать в контакт, что в будущем поможет ему коммуницировать с окружающим миром.
Программа "Речь и альтернативная коммуникация" рассчитана на обучающихся 1 – 3 класса. Курс рассчитан на индивидуальное обучение в течение 3 недель обучения. Этот курс является элементом коррекционно-развивающей области и проводится в форме специально организованных индивидуальных занятий.
Тематическое планирование составлено с учетом регулярности занятий 2 часа в неделю. Час целесообразно делить на 2 занятия длительностью 20 минут, что составляет 12 занятий за курс.
Оборудование.
· графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради);
· специально подобранные предметы (соответствующие теме);
· аудио и видеоматериалы.
Ведущие методы и приемы работы:
1. Словесный метод
2. Деятельность по подражанию
3. Деятельность по образцу
4. Совместные действия с педагогом
5. Иллюстрирование, показ
6. Работа по инструкции
7. Развивающие игры
8. Рассматривание и работа с картинками, фотографиями
9. Адаптированная речь
Перечисленные методы применяются на занятиях в различных сочетаниях, которые применяются в различных видах деятельности.
Примерная структура занятия:
Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:
• Приветствие: 3 мин. Цель: установление контакта между учащимися и психологом, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.
• Содержательный этап: 15 мин. Цель: решение основных задач по теме занятия.
• Подведение итогов: 2 мин. Цель: позитивное завершение занятия, которое предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) овладение начальными навыками коммуникации;
3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.
Возможные предметные результаты должны отражать
1) Развитие речи, как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами и др.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
ü использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
ü пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
Система оценки достижений планируемых результатов
Эффективность работы отслеживается:
1. по данным психологической диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года;
2. по результатам наблюдений психолога за ребёнком на каждом занятии.
Цель: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка, выявление динамики.
Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.
Список литературы
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
2. Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008
3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006. – 147с.
4. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007. – 112с.
5. Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.
6. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011
7. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2004.
Календарно тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема | Содержание | Результаты | Дата | Часы | |
Предметные | Личностные | |||||
Мое имя | Формирование умения реагировать на свое имя | 1.Научить ребенка реагировать на собственное имя 2.Дать возможность научиться реагировать на собственное имя | -осознание себя | 0.5 | ||
«Здравствуйте/До свидания» | Формирование умения понимать и использовать жесты по назначению | 1.Научить понимать жесты «Здравствуйте/До свидания» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жесты «Здравствуйте/До свидания» | -осознание себя -эмоциональное участие в процессе деятельности | 0.5 | ||
1. | Простая инструкция | Формирование умения слышать и выполнять простую инструкцию | 1.Научить слушать и выполнять простую инструкцию «Дай», «На», «Положи» и т.д. 2.Дать возможность научиться слышать и выполнять простую инструкцию | -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога | 0.5 | |
4. | «Как Я» | Формирование подражательной деятельности | 1.Научить подражать действиям педагога 2.Дать возможность научиться повторять действия педагога | -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога | 0.5 | |
5. | Указательный жест | Формирование умения понимать и использовать указательный жест | 1.Научить понимать и использовать указательный жест 2.Дать возможность научиться понимать и использовать указательный жест | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию | 0.5 | |
6. | «Покажи» | Формирование умения понимать и использовать жесты | 1.Научить понимать указательный жест и жест просьбы 2.Дать возможность научиться просить предмет с помощью жеста и использовать указательный жест | -развитие навыков сотрудничества | 0.5 | |
7. | «Да/Нет» | Формирование умения понимать и использовать жесты, карточки «Да/Нет» | 1.Научить понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов | 0.5 | |
8. | «Дай» | Формирование умения понимать и использовать жесты | 1.Научить понимать и использовать жест «Дай» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жест «Дай» | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем | 0.5 | |
9. | Карточки предметов и действий | Формирование умения понимать изображение карточек знакомых предметов, простых действий | 1.Научить понимать изображение карточек окружающих бытовых предметов 2.Дать возможность научиться понимать значение карточек окружающих бытовых предметов и простых действий | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем | 0.5 | |
10. | Соотнесение | Формирование умения соотносить карточки с реальным объектом | 1.Научить находить и соотносить изображения с реальным объектом 2.Дать возможность научиться находить и соотносить изображения с реальным объектом | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем -понимание реального и визуального | 0.5 | |
11. | «Что тебе дать?» | Формирование умения отвечать на вопрос «Что тебе дать?» | 1.Научить отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки 2. Дать возможность научиться отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки | -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -своевременная ответ на вопрос -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем | 0.5 | |
12. | Обобщение | Формирование умения использовать все доступные средства коммуникации | 1.Научить использовать все средства коммуникации вместе 2.Дать возможность научиться использовать все доступные средства коммуникации | -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -своевременная ответ на вопрос -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем | 0.5 | |
Итого: 6 часов |