Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.




Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа составлена для обучающихся 1-3 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития КГБОУ «Красноярская школа № 5», проживающих в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко» определяется содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ФГОС, 2 вариант), содержанием специальной индивидуальной программы развития (по рекомендации ПМПК), а также разработана на основе следующих документов:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.;

-Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014г.

 

Цель программы: формирование и развитие коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации.

Основные задачи:

1. Помочь ребенку освоить доступные средства невербальной коммуникации: взгляд, мимику, жест, предмет.

2. Помочь ребенку научиться применять освоенное невербальное средство коммуникации.

3. Помочь ребенку узнать новую информацию об окружающем его мире с помощью средств альтернативной коммуникации

 

Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Дети с тяжелой умственной отсталостью отличаются нарушением базовых психических функций, памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, частично воспринимают обращённую речь, не понимают инструкцию.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

«Альтернативная коммуникация» это – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Зрительная и слуховая коммуникация

2. Жестовая коммуникация

3. Графическая коммуникация

Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на умение реагировать на свое имя, воспринимать обращенную речь и понимать смысл простых инструкций. В дальнейшем формируются умение распознавать и использовать средства альтернативной коммуникации. Ребенок учится не только отвечать на вопросы и выполнять задания с использованием специальных средств, но и первым вступать в контакт, что в будущем поможет ему коммуницировать с окружающим миром.

 

Программа "Речь и альтернативная коммуникация" рассчитана на обучающихся 1 – 3 класса. Курс рассчитан на индивидуальное обучение в течение 3 недель обучения. Этот курс является элементом коррекционно-развивающей области и проводится в форме специально организованных индивидуальных занятий.

Тематическое планирование составлено с учетом регулярности занятий 2 часа в неделю. Час целесообразно делить на 2 занятия длительностью 20 минут, что составляет 12 занятий за курс.

Оборудование.

· графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради);

· специально подобранные предметы (соответствующие теме);

· аудио и видеоматериалы.

Ведущие методы и приемы работы:

1. Словесный метод

2. Деятельность по подражанию

3. Деятельность по образцу

4. Совместные действия с педагогом

5. Иллюстрирование, показ

6. Работа по инструкции

7. Развивающие игры

8. Рассматривание и работа с картинками, фотографиями

9. Адаптированная речь

Перечисленные методы применяются на занятиях в различных сочетаниях, которые применяются в различных видах деятельности.

 

Примерная структура занятия:

Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:

Приветствие: 3 мин. Цель: установление контакта между учащимися и психологом, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.

Содержательный этап: 15 мин. Цель: решение основных задач по теме занятия.

Подведение итогов: 2 мин. Цель: позитивное завершение занятия, которое предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.

 

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты освоения программы могут включать:

1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) овладение начальными навыками коммуникации;

3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях.

Возможные предметные результаты должны отражать

1) Развитие речи, как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами и др.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

ü использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

ü пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

 

Система оценки достижений планируемых результатов

Эффективность работы отслеживается:

1. по данным психологической диагностики, проводимой в начале и в конце учебного года;

2. по результатам наблюдений психолога за ребёнком на каждом занятии.

Цель: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка, выявление динамики.

Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.


 

Список литературы

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

2. Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008

3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006. – 147с.

4. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007. – 112с.

5. Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.

6. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011

7. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2004.


Календарно тематическое планирование коррекционно-развивающего курса

«Речь и альтернативная коммуникация»

Тема Содержание Результаты Дата Часы
Предметные Личностные
  Мое имя Формирование умения реагировать на свое имя 1.Научить ребенка реагировать на собственное имя 2.Дать возможность научиться реагировать на собственное имя -осознание себя     0.5
  «Здравствуйте/До свидания»   Формирование умения понимать и использовать жесты по назначению 1.Научить понимать жесты «Здравствуйте/До свидания» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жесты «Здравствуйте/До свидания» -осознание себя -эмоциональное участие в процессе деятельности   0.5
1. Простая инструкция Формирование умения слышать и выполнять простую инструкцию 1.Научить слушать и выполнять простую инструкцию «Дай», «На», «Положи» и т.д. 2.Дать возможность научиться слышать и выполнять простую инструкцию -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога   0.5
4. «Как Я» Формирование подражательной деятельности 1.Научить подражать действиям педагога 2.Дать возможность научиться повторять действия педагога -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога   0.5
5. Указательный жест Формирование умения понимать и использовать указательный жест   1.Научить понимать и использовать указательный жест 2.Дать возможность научиться понимать и использовать указательный жест -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию   0.5
6. «Покажи» Формирование умения понимать и использовать жесты   1.Научить понимать указательный жест и жест просьбы 2.Дать возможность научиться просить предмет с помощью жеста и использовать указательный жест -развитие навыков сотрудничества   0.5
7. «Да/Нет» Формирование умения понимать и использовать жесты, карточки «Да/Нет»   1.Научить понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов   0.5
8. «Дай» Формирование умения понимать и использовать жесты 1.Научить понимать и использовать жест «Дай» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жест «Дай» -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем   0.5
9. Карточки предметов и действий Формирование умения понимать изображение карточек знакомых предметов, простых действий 1.Научить понимать изображение карточек окружающих бытовых предметов 2.Дать возможность научиться понимать значение карточек окружающих бытовых предметов и простых действий -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем   0.5
10. Соотнесение Формирование умения соотносить карточки с реальным объектом   1.Научить находить и соотносить изображения с реальным объектом 2.Дать возможность научиться находить и соотносить изображения с реальным объектом -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем -понимание реального и визуального   0.5
11. «Что тебе дать?»   Формирование умения отвечать на вопрос «Что тебе дать?»   1.Научить отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки 2. Дать возможность научиться отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -своевременная ответ на вопрос -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем   0.5
12. Обобщение Формирование умения использовать все доступные средства коммуникации 1.Научить использовать все средства коммуникации вместе 2.Дать возможность научиться использовать все доступные средства коммуникации -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -своевременная ответ на вопрос -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем   0.5
Итого: 6 часов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: