Святые Отцы ранней Церкви о молитвенном призывании святых Угодников Божиих и Ангелов




 

Святой Дионисий Ареопагит в книге «О церковном чиноначалии» в главе 7 говорит следующее: «Если бы кто-либо, желая стать причастником солнечного света, закрыл свои глаза от солнца, посылающего свои лучи здоровым векам, так суетна и надежда того, кто молит святых о ходатайстве, но отвергает их святые дела, соответствующие их сущности».

 

Святой Афанасий в Слове на Евангелие о Богородичном Благовещении, ближе к концу, говорит так: «Преклони ухо Твое, о Мария, к молениям нашим, и не забудь людей Твоих». И ниже: «Моли о нас, о Госпоже Владычице и Матерь Бога Вышнего».

 

Василий Великий в Слове на сорок мучеников говорит: «Если кто попал в беду, пускай прибегнет к ним. Также, если кто в радости, пускай также молится, чтобы избежать зла и оставаться пребывать в радости».

 

Святой Ефрем, современник Василия Великого, свои искусные беседы часто оканчивает, возлагая надежду на молитву Пречистой Девы Богоматери и всех святых, так оканчивает свое Первое Слово об умилении и спасении души: «Поэтому, святой Владыка, молимся бесконечному Твоему человеколюбию ко всем людям: подай нам время покаяния и отпущение грехов, чтобы мы потрудились для Тебя с чистым сердцем во все дни жизни нашей, чтобы мы удостоились, угодив Тебе добрыми делами, достичь вечного покоя, который Ты приготовил святым, во всех поколениях благоугодивших Тебе, молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих».

 

Такое же окончание обнаружите и в других Словах святого Ефрема.

 

А в Похвале, которую он написал о святом Василии Великом, в Слове 110, богореченный святой Отец Ефрем так оканчивает Похвальное Слово: «Добрый Василий! Как Авель, был принят, как Енох, перенесен и как Ной, спасен, как Авраам, назван другом Божиим, как Исаак, был принесен Богу, как чистая жертва, как Иаков, превозмог себя, как Иов, стойко терпел напасти, как Иосиф, прославился целомудрием, как Моисей, второго фараона Уалента поразил жезлом Креста», и прочее. И ниже: «Моли обо мне с большим сокрушением и огради меня твоими молитвами, преподобный Отче, крепкий – слабого, быстрый – ленивого, сильный – немощного, богатый – убогого, приобретший себе богатство небесное – меня, не приобретшего никакого добра», и прочее. Смотри Книгу святого Ефрема, лист 299.

 

Подобно тому, как святой Ефрем почтил похвалами Василия Великого, так и святой Григорий, Епископ Нисский, Похвальным Словом ублажил святого Ефрема, смотри в Книге святого Ефрема, лист 504, ближе к концу. Он упоминает и о чуде, как некто одним только призыванием, сказав: «Святой Ефрем, помоги мне», безо всякого ущерба спасся от надвигающейся напасти. Также святой Григорий, оканчивая похвалу о святом Ефреме, говорит в конце: «Ты же, Божественному предстоя жертвеннику и служительствуя с Ангелами Живоначальной и Пресвятой Троице, помяни всех нас, прося об оставлении нам грехов и обретении Небесного Царствия во Христе Иисусе, Господе нашем», и прочее. Смотри в Книге святого Ефрема, лист 518.

 

Святой Златоуст в Беседе 1 на 1 Послание к Фессалоникийцам, на главу 1, учит, что всячески должно искать молитв святых, и живых, и исшедших, но и самим делать добро. Хорошо, говорит он, наслаждаться молитвами святых, но когда и сами мы действуем. Смотри о том же во всей этой Беседе, и в 5 Беседе на Евангелие от Матфея. Желающий пускай обратится к ней.

 

И снова святой Златоуст в «Маргарите», в Слове 6 против Иудеев, желая верных отвратить от врагов Иудейских, говорит: «И ты, когда видишь, что Бог разгневался на тебя, обращайся не к врагам его, Иудеям, чтобы не раздражить Его еще больше, но к Его друзьям, святым мученикам, к благоугодившим Ему и имеющим большое дерзновение». Остальное смотри на листе 135 в «Маргарите».

 

Подобные этим высказывания найдете и в Слове 4 против Иудеев, в котором Златоуст говорит о празднестве мучеников и о том, как сильно радуются мученики, слыша произносящиеся слова о Славе Божией. Смотри лист 100, на обороте, и лист 101 в «Маргарите».

 

Кроме того, если святые мученики, по свидетельству Златоуста, слышат произносящиеся слова о Славе Божией, то почему не могут услышать наши молитвы?

 

Также можете обнаружить подобные высказывания в Беседе 26 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 12, святого Златоуста, который говорит: «Сам облеченный в багряницу приходит лобызать эти гробы, и, отложивши гордость, стоит пред ними, и молит святых, чтобы предстательствовали за него пред Богом. В предстательстве умерших скинотворца и рыбаря имеет нужду облеченный в диадему. Итак, скажи мне, ужели дерзнешь называть мертвым их Владыку, когда рабы Его и по смерти предстательствуют за царей вселенной»?

 

Но и сам Августин, которым вы, противники, очень хвалитесь, как будто он на вашей стороне, так же мудрствует вместе с нами и в Книге своих богомыслий, в главе 24, пишет следующее: «Блаженны все святые Божии, которые перешли море той смерти и удостоились достичь пристанища вечного успокоения, беспечальности и мира, и там водворяетесь в безмятежности, в радости и праздновании. Молю вас вашей любовью, безмятежные по отношению к себе, позаботьтесь о нас, безмятежно относящиеся к своей неувядаемой славе, позаботьтесь о наших многочисленных бедах. Молю вас Тем Самым, Который избрал вас, и таковыми вас сотворил, Его добротой насыщающихся, Его бессмертием бессмертных, Его блаженным видением всегда радующихся. Помните о нас, будьте милостивы к нам, бедным, обуреваемым на море сего жития окружающими нас волнами. И ниже: «Ходатайствуйте и молитесь непрестанно о нас, бедных и во многом небрежении пребывающих грешниках».

 

И снова в той же Книге, в главе 40, говорит следующее: «Пресвятая и Пренепорочная Дева, Богородица Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, будь обо мне Ходатаица у Того, Чьим Ты удостоилась быть храмом. Святой Михаил, святой Гавриил, святой Рафаил, святые лики Ангелов и Архангелов, Патриархов и Пророков, Апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников, священников, левитов, монахов, дев и всех праведных, дерзаю просить вас молится Тому, Который избрал вас, и, когда радуетесь, видя Его, помолитесь Богу обо мне, грешном», и прочее.

 

И снова в 22 Книге труда «О граде Божием», в главе 8, он пишет о многих чудесах, которыми сопровождается призывание святых.

 

Святой Дамаскин в Книге 4 о Православной вере в главе 16 говорит: Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит Евангелист Иоанн Богослов: А тем, которые приняли Его, (...) дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Почему они уже не рабы, но сыны. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, (Рим. 8, 17). И Господь в святом Евангелии говорит Апостолам: Вы друзья Мои (...) Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его (Ин. 15, 14–15)».

 

И ниже: «Действительно, что может быть честнее, как быть в руце Божией? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся в руце Божией пребывают в жизни и свете». И ниже: «Те, кто живет так, с дерзновением предстоят Богу». И ниже: «Сколь много нужно было бы тебе потрудиться, чтобы найти покровителя, который представил бы тебя смертному царю и замолвил бы пред ним слово за тебя? Поэтому ужели не должно почитать предстателей всего рода человеческого, которые приносят Богу свои молитвы за нас? Конечно, должно почитать, воздвигая Богу храмы во имя их, принося дары, почитая дни памяти их и веселясь тогда духовно, чтобы веселье это было соответственно тем, которые созывают нас». Смотри ту же главу 16.

 

Но что искать свидетельства и продолжать доказывать предмет, который ясен. Изучите книги, которые составили святые Отцы, и оставили и передали Святой Восточной Православно-Кафолической Церкви, такие как Октоих, Триодь постная, Триодь цветная, двенадцать Миней, Трифология, Минея общая и другие благочестивые и душеполезные книги, в которых содержатся во множестве стихиры на вечернях, на всенощных. каноны на утренях, на повечериях, и к пресвятей Богородице, и к Ангелам, и к Предтече Иоанну, и к Апостолам, и к мученикам, и ко всем святым. Все эти и другие душеспасительные молитвы святые Отцы сложили, написали и общим благоволением всей Святой Церкви передали Правоверным. И как сами они спаслись Божией благодатью, молитвами горячих предстоятелей, святых Божиих, так помогут и другим, идущим тем же путем, стать причастниками трудов и Небесного мздовоздаяния.

 

Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов о призывании Святых

Митрополит Стефан (Яворский)

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: