СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………………. 1
Введение…………………………………………………………………………. 2
Анализ………………………………………………………………………… 3-11
Заключение…………..…………………………………………………………. 12
ВВЕДЕНИЕ
Франц Антон Хоффмайстер (нем. Franz Anton Hoffmeister) — немецкий композитор и музыкальный издатель, родился 12 мая 1754 года в Роттенбурге (Баден-Вюртемберг), Германия. В возрасте четырнадцати лет он отправляется в Вену для изучения права. После окончания обучения, он, однако, принимает решение о музыкальной карьере и в 1780 становится одним из самых популярных композиторов города, с большим количеством собственных произведений.
Вначале деятельность Хоффмайстера была почти полностью связана с музыкальным издательством. В 1785 он совместно с органистом А. Кюнелем основал издательство «Bureaudemusique» (в дальнейшем, после смены владельцев, Edition Peters). Хоффмайстер опубликовал свои собственные произведения, а также многие важные произведения композиторов того времени, в том числе Гайдна, Моцарта, Бетховена, Клементи и других.
Многие известные композиторы являлись друзьями Хоффмайстера: Моцарт посвятил ему свой струнный квартет D-dur (K.499), Бетховен называл его в своем письме «самым любимым братом». Пик издательской деятельности Хоффмайстера, пришелся на 1791 год, но затем композитор стал больше внимания уделять композиции.
В 1798 году совершил концертный тур по Германии вместе с флейтистом Ф. Турнером. В 1805 году Хоффмайстер оставил руководство фирмой и вернулся в Вену. В 1807 году Хоффмайстер полностью покончил с коммерческой деятельностью. Последние годы жизни посвятил музыкальному творчеству. Скончался он 9 февраля 1812 года в Вене.
Произведения Хоффмайстера для альта всегда пользуются большой популярностью среди альтистов всех стран. Этот концерт для альта — известнейшее сочинение, которое, наряду с концертом Стамица, часто требуется на различных конкурсах, прослушиваниях в оркестры и обязательно входит в программу подготовки любого альтиста в консерваториях. Существуют разные редакции этого концерта, все заслуживающие внимания.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Концерт в традициях концерта классицизма начинается с оркестрового tutti. В оркестре проводится главная тема, построенная на тоническом трезвучии. Движение мелкими длительностями (восьмыми) и синкопы создают ощущение порыва, стремления вперёд.
Побочная партия лирическая, принадлежит доминантовой сфере. Остинато у группы альтов на ноте ля подчёркивает это. Позже у солирующего альта тема будет обыгрываться украшениями и иметь несколько другие интонации, но настроение и образ будут неизменным.
Связующая партия, располагающаяся между главной и побочной, строится на движении шестнадцатыми средних голосов оркестра: вторых скрипок и альтов. Гармония меняется раз в полтакта. Вместе с контрабасами и виолончелями они создают гармоническую опору для мелодии первых скрипок.
Заключительная самая объемная тема в оркестровой экспозиции. Она, как и связующая, строится на движении шестнадцатых и модулирует из D в T.
Солирующий альт вступает после проведения всех тем в оркестре. Главная партия, по сравнению с оркестровой версией, более витиеватая, что подчеркивает принцип концертности, дух соревнования оркестра и солиста.
После этого солист начинает показывать своё мастерство владения инструментом, в его партии много шестнадцатых в разных группировках, которые требуют ловкости как левой, так и правой руки.
Побочная партия, как упоминалось выше, обыгрывается украшениями (группетто), ритмическими средствами выразительности (триоли). Ниспадающие интонации, которые мы слышали в оркестровом проведении, появляются только в третьем такте, больше напоминая вздохи из-за наличия пауз, и сопровождаются отдельными восьмыми в струнной группе, как было в первой экспозиции.
Далее перед разработкой оркестр дважды проводит tutti, «отбирая» инициативу у солиста, но тот продолжает борьбу с оркестром, показывая своё искусство владения альтом. Первое tutti:
В конце концов, происходит модуляция в A-dur, доминанту D-dur, и начинается разработка, которая сначала проходит в оркестре, а только потом — у солиста.
В оркестровой разработке проводятся те же темы, что и в экспозиции, в тех же соотношениях тональностей (A-dur — E-dur). В партии альта после оркестрового проведения тем происходят изменения в ритмическом плане, главная партия становится ещё виртуознее.
Но, в конце концов, альт приводит действие к h-moll, который в конце модулирует в параллельную тональность — D-dur. Здесь и наступает настоящая реприза у солиста.
Главная партия в репризе практически не отличается от ГП в экспозиции. Связующая изменена:
Побочная партия проводится не в доминанте, а в тонике, как и положено в репризе сонатной формы. Появляется больше мелких длительностей. Мягкость темы оттеняется ими, становится более утончённой.
После идёт эпизод, где, предположительно, могла быть импровизация солиста, в котором он показывал своё умение.
И, в конце концов, солист подводит к изменённой заключительной партии, которая подготавливает каденцию солиста.
Заканчивается первая часть праздничным звучанием тоники в tutti. Торжественность сливается с изяществом, и темы приходят к окончательному компромиссу.
CХЕМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ КОНЦЕРТА
Экспозиция (оркестровая) | Экспозиция (соло) | Разработка | Реприза | Каденция | Кода | ||||||
гп | сп | пп | зп | гп | сп | пп | зп | ≈18 | |||
7,5 | 7,5 | ||||||||||
D | D→A | A | A→D | D | D | D | D→A | ||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концерт Хоффмайстера — один из основных в репертуаре любого альтиста. Помимо его художественной ценности стоит отметить его техническую сложность: в этом концерте прорабатываются штрихи, ощущение формы, стиля XVIII века, а также импровизационная составляющая музыки того времени. Ведь все незначительные изменения в партиях первоначально были удачными находками на сцене во время исполнения перед публикой.
Для меня это концерт, на котором происходит становление технической базы альтиста, концерт, в котором музыкант развивает способность использовать различные краски в практически одинаковых условиях, когда нельзя сыграть на эмоциях слушателя только за счёт красивой модуляции или введения новой темы. Концерт D-dur требователен к солисту, но при поисках решений его задач он даёт своему исполнителю небывалый рост в профессиональном плане.