Школа Парижскай консерватории.




Первое высшее музыкальное заведение - Парижская кончервтория (п.а)-старейшее в Европе светское проф. муз. учебное заведение (в 1816-70 называлась Королевской школой музыки).

П.к-как детище французкой революции. Французская революция, изменившая уклад жизни, поставила новые задачи перед музыкальным образованием. Для организации провозглашенных революцией грандиозных народных празднеств потребовался большое количество певцов, актеров, танцоров, поэтов, художников-оформителей, музыкантов-инструменталистов. Законодательным актом, признанным помочь в формировании артистических сил новой Франции, был декрет Конвента от 3 августа 1795 года об учреждении Парижской Высшей национальной консерватории. Основана в Париже декретом Нац. конвента от 3 авг. 1795 на базе существовавшей с 1784 Королевской школы пения и декламации и Муз. школы Нац. гвардии. Основателем и первым руководителем П. к. был Б. Саррет. В первые же годы своей деятельности П. к. выросла в ведущее уч. заведение страны и уже в 1797 насчитывала 125 преподавателей и около 600 уч-ся;

Общественно культурные сдвиги:при П. к. существовали также типография и нотный магазин. В 19 в. происходило совершенствование структуры, методов преподавания, расширение круга дисциплин. В П. к. стали обучать игре на всех традиционных муз. инструментах, пению, драм. иск-ву, истории и теории музыки. В 1812 при П. к. был создан пансионат и учреждены стипендии для неимущих студентов.

П.К не только центр обучения, но и крупнейший исполнительский центр. В 1812г открылся консерваторский т-р, проводивший публичные репетиции спектаклей. Устраивались концерты студентов. В 1817 при консерватории была открыта Начальная школа пения. В 1828 было создано "Общество концертов Парижской консерватории", поныне играющее заметную роль в муз. жизни города (инициатор и руководитель его симф. собраний Ф. Хабенек). Концерты давались в здании консерватории, а также периодически в оперных т-рах. Особенности статуса П. к. - почти полное отсутствие возрастных границ для поступающих и своеобразная система конкурсных испытаний и премирования уч-ся при переходе с курса на курс и по окончании учёбы. С 1803 студенты, наиболее успешно окончившие курс композиции, отмечаются Римскими премиями. На протяжении 19-20 вв. во главе П. к. стояли мн. крупнейшие композиторы, в т.ч. Л. Керубини (1822-1842), Ф. Обер (1842-71), А. Тома (1871-96), Т. Дюбуа (1896-1905), Г. Форе (1905-19), позже - К. Дельвенкур, М. Дюпре, Р. Лушёр. Среди педагогов П. к. были такие видные музыканты, как Ф. Паэр, Ж. Ф. Лесюэр, А. Рейха, Ф. Ж. Фетис, Ф. Галеви, Т. Крейцер, А. Адан, М. Гарсиа, Ш. М. Видор, И. Филипп, А. Жедальж, П. Дюка, В. д'Энди, А. Корто, Д. Мийо и др. Уже в нач. 19 в. П. к. стала центром муз.-образовательной деятельности во Франции; в её ведение были переданы уч. заведения, открытые в Лилле (1810) и Тулузе (1826); под её наблюдением находятся муз. уч. заведения среднего типа (в Дижоне, Лионе, Нанси и др. городах); управление ими осуществляет генеральный инспектор из числа руководящих профессоров П. к. Важную роль играет П. к. и как исследовательский центр: в 1940-70-х гг. большое внимание уделяется курсам теории музыки, муз. анализа, муз. эстетики. Библиотека П. к. (осн. в 1801) обладает одним из крупнейших во Франции собраний нот (в т.ч. автографов соч., представленных в конкурсах на Римскую премию) и книг о музыке. Регулярно пополняется созданный в 1861 Музей музыкальных инструментов.

Период формирования скрипичных классов Парижской консерватории условно можно разделить на два этапа. Первый (1795-1800) связан с именем Пьера Гавинье, крупнейшего музыканта второй половины XVIII столетия, второй (1795-1842) - с деятельностью Родольфа Крейцера, Пьера Роде и Пьера Байо. Прославленный скрипач Пьер Гавинье (1728-1800), сыгравший важную роль в развитии скрипичного исполнительства XVIII столетия, был приглашен возглавить скрипичные классы только что открывшейся консерватории. Гавинье обучал своих учеников естественности и искренности выражения чувств в соответствии с композиторским замыслом, придавая особое значение искусству ансамблевой игры6. Он умел их поддержать, вселить веру в себя и свой успех, со многими из них занимался бесплатно, некоторых даже содержал на свои средства. Второй этап в развитии скрипичного исполнительства в стенах Парижской консерватории на рубеже XVIII-XIX веков связан с активной концертной и педагогической деятельностью ее ведущих профессоров по классу скрипки – Родольфа Крейцера, Пьера Байо и Пьера Роде.

Основоположники скрипичный классов:

Пьер Мари Франсуа де Саль (1 октября 1771, Пасси — 15 сентября 1842, Париж) — французский скрипач, композитор и музыкальный педагог. Детские годы провёл на Корсике, в 12 лет осиротел. Привлёк внимание королевского наместника Бертрана де Бушпорна, который направил талантливого мальчика учиться сперва в Рим, а затем в Париж. Байо учился у выдающегося педагога Джованни Баттиста Виотти и наряду с другим учеником Виотти Пьером Роде продолжил его школу. С 1791 г. играл в оркестре «Опера-Комик» — настолько успешно, что уже в 1795 г. был приглашён преподавать в Парижскую консерваторию. В 1805—1809 гг. выступал в России. Вместе с Роде и Родольфом Крейцером составил официальный консерваторский курс скрипичного мастерства, а в 1834 г. опубликовал и собственный курс «Искусство скрипки» (фр. L'Art du violon). Наследие Байо-композитора включает девять концертов для скрипки с оркестром (первый датирован 1801-м, последний — 1840 г.), концертную симфонию для двух скрипок с оркестром, сонату для скрипки и фортепиано, различные этюды и др.

Пьер Роде родился 16 февраля 1774 года в городе Бордо во Франции. С шести лет начал заниматься на скрипке у местного музыканта Андре Жозефа Фовеля (старшего). В возрасте 14 лет его семья переехала в Париж, где ему бесплатно давал уроки известный итальянский скрипач Джованни Баттиста Виотти, восхищённый талантом Роде. В 1790 году он впервые выступил на открытом концерте в Париже, где получил общественное признание. В том же году Роде начал работать в театре Фейдо в качестве концертмейстера вторых скрипок. В 1794 году музыкант впервые отправился на гастроли, выступив в Гамбурге и Берлине. Закончив турне, Роде отправился морем домой, в Бордо, но из-за плохой погоды корабль был вынужден взять курс на Англию. В Лондоне скрипач встретился со своим учителем, Виотти. Дать концерты, кроме одного благотворительного, музыканту не удалось, так как в лондонцы настороженно относились к французам, подозревая каждого вякобинских настроениях. Из британской столицы Роде отправился в Гамбург и через Нидерланды вернулся в 1795 году в Париж, где пробыл недолго, уехав впоследствии в Мадрид. На родину музыкант вернулся только в 1800 году[. Став солистом Парижской оперы, Роде также служил солистом инструментальной капеллы при дворе Наполеона I. В 1804—1809 годах вместе с французским композитором, автором многочисленных комических опер Франсуа Адриеном Буальдьё Пьер жил в Санкт-Петербурге, затем длительное время вМоскве, находясь на службе в качестве придворного скрипача. Но из-за тяжёлого климата Роде был вынужден переехать обратно в Париж, где его новые произведения были восприняты достаточно холодно. Некоторые критики даже посчитали, что «его талант совершенно закончился в своём развитии». Это отрицательно сказалось на настроениях Роде, и до 1811 года он выступал только в домашнем кругу. В 1811 году музыкант отправился в турне по Германии и Австрии, во время которого под его влиянием Людвиг ван Бетховен написал свою последнюю сонату для скрипки, Десятую скрипичную сонату. Тем не менее выступления Роде не имели прежнего успеха, из-за чего скрипач на пятнадцать лет порвал с искусством. Только в 1828 году музыкант дал концерт в Париже, который потерпел неудачу. Это привело к тяжёлой болезни, а затем к параличу Пьера Роде. Музыкант умер в Шато-де-Бурбоне в 1830 году. Роде унаследовал стиль своего известного учителя, придав ему больше мягкости и нежного чувства. Широко использовал портаменто. Вместе с Родольфом Крейцером и Пьером Байо Роде участвовал в написании знаменитой скрипичной «Школы Парижской консерватории», которая стала классическим пособием для обучения. Музыкант также исполнял камерную музыку, но основа его репертуара была сформирована концертами Джованни Баттиста Виотти, которые стали прообразом его собственных концертов. Всего Пьер Роде написал 13 концертов для скрипки и множество других произведений для этого инструмента. Несмотря на то, что композитор оказал большое влияние на развитие романтических концертов, его произведения в настоящее время исполняются достаточно редко. Творчество Роде наложило отпечаток на творчестве Луи Шпора, который полностью перенял и развил его стиль. Также известно, что Никколо Паганини написал свой Ре-мажорный концерт по схеме Первого концерта Роде

Родольф Крейцер (16 ноября 1766[8], Версаль — 6 января 1831, Женева) — французский скрипач, композитор и дирижёр, представитель так называемой парижской скрипичной школы. Родольф Крейцер родился 16 ноября 1766 года Версале. Немец по происхождению. Первые уроки музыки получил у отца, затем учился у Антона Стамица. С 1802 года Крейцер занимал должность камер-виртуоза при дворе Наполеона I, затем, с 1815, при Людовике XVIII. Со дня основания Парижской консерватории(1795) и до 1826 года Крейцер был профессором этого заведения. Вместе с Пьером Роде и Пьером Байо Крейцер создал классическую методику преподавания игры на скрипке[9]. Среди его многочисленных учеников был, в частности, Луи Шлёссер. Родольф Крейцер умер 6 января 1831 года в городе Женеве. Наследие Крейцера включает 19 скрипичных концертов, 40 опер и другие произведения, но наиболее известным оказался сборник этюдов (42 études ou caprices, 1796), до сих пор используемый в качестве учебного пособия. Крейцеру посвящена так называемая Крейцерова соната Бетховена, однако Крейцер её никогда не исполнял.

Скрипичные школы Байо, Роде, Крейцера в 1802г создали совместный труд " Методы игры на скрипке" школа-манифест). Авторы выдвигают принцип единовременности технического и музыкального развития ученика в овладении приёмами игры на инструменте. Главные эстетические критерии – хороший вкус и чувство меры, естественность, простота, правдивость. Основной вклад Байо-трактовки классических скрипичных произведений и квартетов. Вклад в школу привнесли педагогические сочинения, типа " Школы игры", " Этюды", " Упражнения", "Каприсы". Отстаивали передовые взгляды (для того времени): -необходимость сознательной работы, -роль гамм, позиций, штрихов. Идеалы школы: -законченный стиль, -умеренность, -графичность, -тонкость, -изящность штрихов. Значение школы: обобщение многовекового педагогического опыта. "Методы игры на скрипке" 1ч. " О механизме скрипки" (положение рук, интонация, самоконтроль, работа над трелями); 2ч. " О средствах выражения" (работа на звуком, тембром, стилем, вкусом, выдержкой) + приложение с аккомпанементом Керубини.

Классические идеалы школы- законченный стиль, совершенство формы, умеренность, графичность, тонкость штрихов, тщательность отделки, лежачий смычок. Некоторая статичность ограниченность тембрового диапазона. Вместе с тем, обобщение огромного пед.опыта- несомненная заслуга школы П.К.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: