Социальный аспект рыночной экономики России




 

Особое значение для современной России имеет разработка модели социальной политики. Европейские страны сталкивались в переходный период с решением данной проблемы и поэтому целесообразно обратиться к анализу теории и практическому инструментарию решения социальных проблем.

В основе социальной политики лежит процесс формирования такой экономической среды, которая способствует активной самореализации каждого члена общества в сфере экономики и гарантирует ему достаточный уровень жизни и уверенность в завтрашнем дне. Очень часто о достижениях в социальной политике судят по доле расходов на социальный бюджет в валовом национальном продукте. В одних странах решение социальных проблем в основном принадлежит рынку, а на долю государства остается выполнение тех функций, которые не в состоянии должным образом решить рынок. Такой подход характерен для германской и американской социальной политики. В других странах социальная политика государства играет решающую роль в обеспечении доходов и социальных услуг всех слоев населения. Это характерно для Швеции. Однако за последние годы осуществлением указанной социальной политики были подорваны стимулы частного предпринимательства и социально-экономическая политика этой страны переживает серьезный кризис.

Страны ЕС (Европейского союза) и США единодушны в оценке основ рыночной экономики. Вместе с тем, по обеим сторонам Атлантики существуют различные воззрения на роль государства в социально-экономической политике. Если США ориентирует свой рынок на потребителя ради получения прибыли, то страны ЕС следуют доктрине социального рынка. Здесь роль государства определяется тем, как оно обеспечивает выравнивание результатов деятельности различных отраслей экономики, используя субсидии. Поэтому основные споры США и стран ЕС возникают в отношении тех отраслей, которые являются объектом пристального государственного внимания и субсидий.

В Германии принимаются меры по сохранению баланса развития рыночных начал, экономической свободы и социальной справедливости. И все же немецкие эксперты считают, что в 1998 году имело место подавление рыночных начал из-за высоких расходов в социальной сфере, снижение темпов экономического роста и уменьшение уровня занятости. Однако немецкая модель всегда проявляла способность выбора приоритетов на различных стадиях развития экономики общества. Очевидно, что и сегодня будет проводиться ее перестройка с учетом происшедших изменений.

Для продвижения в деле создания социальной рыночной экономики целесообразно использовать опыт различных зарубежных стран и выбирать из этого опыта то, что возможно использовать в России. Вряд ли можно согласиться, что полное следование, например, американской модели, принесет успех. Это объясняется существенными различиями социальных, культурных, природных, экономических и других условий жизни стран.

В 80-х годах законы о кооперации, аренде, малых предприятиях, фермерстве и другие способствовали созданию широкого слоя мелких собственников. Это был шаг по формированию среднего слоя, который своим участием в экономике мог обеспечить нормальный уровень жизни. Однако эти люди не обрели реальную власть в стране и формирование среднего, базового слоя не получилось. Между тем в Германии политика зарплаты дополняется политикой, стимулирующей формирование собственности, причем у лиц с относительно низким и средним доходами от трудовой деятельности. Здесь ликвидируют правовые, административные и экономические барьеры по реализации каждым человеком его способностей и только в виде дополнительной меры осуществляют минимально необходимое перераспределение доходов и собственности.

Очень полезен опыт Швеции, где решающая роль для структурной модернизации экономики и поддержания высокого уровня занятости рабочей силы отводится прогнозированию потребностей экономики в квалифицированных кадрах, планированию потребности и их подготовке. Подготовка этих кадров предваряет структурную перестройку экономики.

Указанный опыт и многие другие подходы к решению вопросов социально-экономического развития может облегчить проведение преобразований в нашей стране. Этот опыт должен быть достоянием политических сил.


Заключение

 

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.

2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.

3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Современное постиндустриальное общество стремится к созданию и утверждению современной социально-ориентируемой рыночной экономики, которая основывается на принципах рынка, а социальные компоненты гарантируются законодательством.


Список использованной литературы:

1. Аврашков Л. Я., Адамчук В. В., Антонова О. В. Экономика предприятия. М., 1998

2. Булатов А. С. Экономика. М., 1999



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: