Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (11 ч.)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь (8 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
|
Язык художественной литературы (10 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (9 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение (10 ч.)
2.2. Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов | Р/Р | Контрольные диктанты | Контрольное тестирование | Изложение |
Официально-деловой стиль речи | ||||||
Синтаксис и пунктуация | ||||||
Публицистический стиль речи | ||||||
Разговорная речь | ||||||
Язык художественной литературы | ||||||
Общие сведения о языке | ||||||
Повторение | ||||||
ИТОГО |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку в 11 класс (всего 68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы | Подготовка к ЕГЭ | ||
план. | факт. | |||||||
Официально-деловой стиль речи (9 ч.) | ||||||||
01.09 | Официально-деловой стиль речи . | урок-лекция | Знать: особенности официально-делового стиля речи, его назначение. Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | тестирование, | задания типа А14 | |||
04.09 | Сферы его использования, назначение. | урок-исследование | работа по карточкам | |||||
08.09 | Основные признаки официально-делового стиля. | повторительно-обобщающий | Знать: основные признаки официально-делового стиля. Уметь: сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей речи | тестирование, | задания типа А16 | |||
12.09. | Сопоставление официально-деловых текстов и текстов других стилей речи | урок-исследование | словарный диктант | |||||
15.09 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | урок-исследование | Знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Уметь: анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. | тестирование, работа по карточкам | задания типа В1 - В3 | |||
19.09. | Синтаксические особенности делового стиля. | урок-исследование | анализ текста | |||||
22.09 | Основные жанры официально-делового стиля. | комбинированный | Знать: основные жанры официально-делового стиля. Уметь: создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Тестирование, орфографический диктант, анализ текста | задания типа В4 - В7 | |||
25.09. | Создание официально-деловых текстов с учётом внеязыковых требований. | урок-исследование | ||||||
27.09. | Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием | урок проверки и оценки знаний | Знать: изученные орфографические правила. Уметь: применять полученные знания на практике | |||||
Синтаксис и пунктуация (11 ч.) | ||||||||
29.09 | Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение словосочетаний разных типов. | повторительно-обобщающий | Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов. Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. | тестирование, диктант, работа по карточкам | задания типа А9 | |||
03.10 | Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение предложений разных типов. | повторительно-обобщающий | работа по карточкам | |||||
06.10 | Р/р.1 Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева | урок развития речи | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | творческая работа | часть С | |||
10.10. | Р/р. 2Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева | урок развития речи | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | творческая работа | часть С | |||
13.10 | Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания. | урок-лекция | Знать: принципы и функции русской пунктуации, об авторских знаках препинания. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | тестирование, объяснительный диктант | задания типа А10, 16, 17 | |||
20.10 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | урок-семинар | Знать: понятие синтаксическая синонимия. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | тестирование, доклад | задания типа В8, А22, 23, | |||
25.10 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | |||||||
27.10 | Виды синтаксического разбора. | повторительно-обобщающий | Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. | тестирование, работа по карточкам, словарный диктант | задания типа А24, 25, 28 | |||
29.10 | Обособление обстоятельств и дополнений. | |||||||
08.11 | Диктант 1 с грамматическим заданием | урок проверки и оценки знаний | Знать: изученные орфографические правила. Уметь: применять полученные знания на практике | |||||
10.11 | Контрольное тестирование 1 по материалам ЕГЭ (части А и В) | урок контроля и оценки знаний | Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практика. | тестирование | части А и В | |||
Публицистический стиль речи (11 ч.) | ||||||||
17.11 | Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. | повторительно-обобщающий | Знать: основные признаки публицистического стиля. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | тестирование, словарный диктант | задания типа А30 | |||
20.11 | Распознавание текстов публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | повторительно-обобщающий | Знать: основные признаки публицистического стиля. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | анализ текста | задания типа А30 | |||
24.11 | Лексические особенности публицистического стиля речи. | урок-исследование | Знать: лексические особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в нём. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических средств. | тестирование, работа по карточкам, анализ текста | задания типа В8 | |||
28.10 | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | урок-исследование | ||||||
01.12 | Синтаксические особенности публицистического стиля речи. | урок-исследование | Знать: синтаксические особенности публицистического стиля речи. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств. | тестирование, объясни тельный диктант | задания типа В8 | |||
05.12 | Анализ публицистических текстов с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств. | анализ текста | ||||||
08.12 | Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. | урок-семинар | Знать: жанры публицистики, их особенности. Уметь: подбирать языковые средства для написания собственного очерка. | тестирование, творческая работа, работа по карточкам | задания типа А27, 29 | |||
15.12 | Р/р.3. Написание сочинения в жанре эссе. | урок развития речи | Знать: особенности жанра эссе. Уметь: создавать публицистический текст (сочинение в публицистическом стиле - эссе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к нему, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | творческая работа | часть С | |||
18.12 | Р/р.4. Написание сочинения в жанре эссе. | урок развития речи | Знать: особенности жанра эссе. Уметь: создавать публицистический текст (сочинение в публицистическом стиле - эссе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к нему, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | творческая работа | часть С | |||
22.12 | Устное выступление. Доклад. | урок-семинар | Знать: «правила» устного выступления; требования к докладам, деловой дискуссии, требования к её участникам, приёмы опровержения. Уметь: создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; уметь различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач. | доклады, творческая работа | задания типа А1 - А5 | |||
25.12 | Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. | урок-семинар | ||||||
Разговорная речь (8ч.) | ||||||||
12.01 | Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. | урок-семинар | Знать: особенности разговорной речи, её основные признаки, сферы её использования, назначение. Уметь: отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам. | тестирование, доклад, анализ текста | задания типа А6 - А10 | |||
16.01 | Основные признаки разговорной речи. | урок-семинар | ||||||
19.01 | Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | урок-лекция | Знать: фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Уметь: анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. | тестирование, анализ текста, работа по карточкам | задания типа А15 - А20 | |||
23.01 | Морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | урок-лекция | ||||||
26.01 | Невербальные средства общения. | комбинированный | Знать: понятие невербальные средства общения; что такое культура разговорной речи. Уметь: принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма. | тестирование, работа по карточкам, творческая работа | задания типа А21 - А25 | |||
29.01 | Культура разговорной речи. | |||||||
02.02 | Р/р.5. Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского. | урок развития речи | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | творческая работа | часть С | |||
06.02 | Р/р.6. Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского. | урок развития речи | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | творческая работа | часть С | |||
Язык художественной литературы (10ч.) | ||||||||
09.02 | Общая характеристика художественного стиля. | повторительно-обобщающий | Знать: особенности художественного стиля. Уметь: выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. | тестирование, работа по карточкам | задания типа А26 - А31 | |||
12.02 | Отличительные особенности языка художественной литературы | |||||||
16.02 | Язык как первоэлемент художественной литературы. | урок-практикум | Знать: язык является первоэлементом художественной литературы. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи. | тестирование, анализ текста | задания типа В1 - В4 | |||
20.02 | Анализ текстов художественного стиля с точки зрения темы, идеи. | |||||||
23.02 | Языковая личность автора в произведении. Подтекст. | урок-исследование | Знать: понятия: подтекст, языковая личность автора. Уметь: сопоставлять и сравнивать художественные тексты и тексты других стилей речи. | тестирование, изложение по тексту художественного стиля | задания типа В5 - В7 | |||
26.02 | Сопоставление художественных текстов и текстов других стилей речи. | |||||||
01.03 | Источники богатства и выразительности русской речи. | комбинированный | Знать: источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. | тестирование, сообщения учащихся, выборочный диктант, анализ текста | задания типа В8 | |||
04.03 | Основные виды тропов и стилистических фигур. | комбинированный | ||||||
08.03 | Р/р.7. Подготовка к сочинению на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» | урок развития речи | Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) | творческая работа | часть С | |||
15.03 | Р/р.8. Написание сочинения на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» | урок развития речи | Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) | творческая работа | часть С | |||
Общие сведения о языке (9 ч.) | ||||||||
22.03 | Язык как система. Основные уровни языка. | урок-семинар | Знать: об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Уметь: различать разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. | тестирование, доклад, работа по карточкам | задания типа А1,2, А7- А10 | |||
28.03 | Взаимодействие функциональных разновидностей современного русского литературного языка. | урок-практикум | ||||||
05.04 | Культура речи. Произносительные нормы современного русского литературного языка. | урок-практикум | Знать: нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. | тестирование, орфоэпический диктант | задания типа А3 - А 6 | |||
09.04 | Культура речи. Акцентологические нормы современного русского литературного языка. | урок-практикум | Знать: нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. | тестирование, орфоэпический диктант | задания типа А3 - А 6 | |||
12.04 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. | урок-лекция | Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники. | тестирование, работа по карточкам | задания типа В8 | |||
16.04 | Нормативные словари современного русского языка и справочники. | урок-практикум | Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники. | |||||
19.04 | Выдающиеся учёные-русисты. | урок-семинар | Знать: правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно. | доклады | задания типа А11 - А20 | |||
22.04 | Выдающиеся учёные-русисты. | урок-семинар | Знать: правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно. | доклады | задания типа А11 - А20 | |||
58,59 | 24.04 | Р/Р 9,10. Написание изложения с творческим заданием | урок проверки и оценки знаний | Знать: изученные орфографические правила. Уметь: применять полученные знания на практике | ||||
Повторение (10ч.) | ||||||||
26.04 | Повторение. Морфология и орфография. | повторительно-обобщающий | Знать: понятия «морфология» и «пунктуация». Уметь: определять части речи, выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; применять на практике изученные орфографические правила. | тестирование, работа по карточкам | задания типа А21 — А31, В2 | |||
01.05 | Повторение. Морфологический разбор самостоятельных частей речи. | |||||||
03.05 | Повторение. Морфологический разбор служебных частей речи. | повторительно-обобщающий | Знать: понятия «морфология» и «пунктуация». Уметь: определять части речи, выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; применять на практике изученные орфографические правила. | словарный диктант | задания типа А21 — А31, В2 | |||
07.05 | Повторение. Словообразование и орфография. | повторительно-обобщающий | Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу. | тестирование, работа по карточкам, предупредительный диктант | задания типа В1 - В7 | |||
10.05 | Повторение. Словообразовательный разбор слова | |||||||
13.05 | Повторение. Разбор слова по составу | урок-практикум | Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу. | тестирование, работа над ошибка ми, диктант | задания типа В1, В8 | |||
17.05 | Контрольное тестирование по теме «Повторение и обобщение изученного». | урок проверки и оценки знаний | Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практике | тестирование | части А и В | |||
20.05 | Анализ контрольного тестирования. | урок коррекции и систематизации знаний | Знать: правила работы над ошибками. Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. | тестирование, работа над ошибками | части А и В | |||
24.05 | Резервный час | урок проверки и оценки знаний | Знать: особенности работы с изложением. Уметь: применять полученные знания на практике | изложение с творческим заданием | ||||
|
3. Организационный раздел.
3.1.Требования к уровню подготовкивыпускников по русскому языку в МБОУ «Денисовская школа» с русским языком обучения.
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Согласно ФКГОС (2004) основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников по русскому языку являются основой разработки контрольно-измерительных материалов, определения видов и форм текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний, умений, ведущих компетенций обучающихся. Основными формами контроля на данном этапе обучения являются:изложения,сочинения, диктанты, тестирование