Синтаксис и пунктуация (11 ч.)




Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (11 ч.)

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Разговорная речь (8 ч.)

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Язык художественной литературы (10 ч.)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке (9 ч.)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающие учёные-русисты.

Повторение (10 ч.)

2.2. Учебно-тематический план

 

Содержание Количество часов Р/Р   Контрольные диктанты   Контрольное тестирование Изложение  
  Официально-деловой стиль речи            
  Синтаксис и пунктуация            
  Публицистический стиль речи            
  Разговорная речь            
  Язык художественной литературы            
  Общие сведения о языке            
  Повторение            
    ИТОГО          

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку в 11 класс (всего 68 часов, 2 часа в неделю)

 

№ п/п   Календарные сроки Тема учебного занятия Тип урока Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Вид контроля, самостоятельной работы Подготовка к ЕГЭ
план. факт.
  Официально-деловой стиль речи (9 ч.)
  01.09   Официально-деловой стиль речи   . урок-лекция Знать: особенности официально-делового стиля речи, его назначение. Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. тестирование,     задания типа А14
  04.09   Сферы его использования, назначение. урок-исследование   работа по карточкам
  08.09   Основные признаки официально-делового стиля. повторительно-обобщающий Знать: основные признаки официально-делового стиля. Уметь: сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей речи тестирование,   задания типа А16
  12.09.   Сопоставление официально-деловых текстов и текстов других стилей речи урок-исследование   словарный диктант
  15.09   Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. урок-исследование Знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Уметь: анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. тестирование, работа по карточкам   задания типа В1 - В3
  19.09.   Синтаксические особенности делового стиля. урок-исследование анализ текста
  22.09   Основные жанры официально-делового стиля. комбинированный Знать: основные жанры официально-делового стиля. Уметь: создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Тестирование, орфографический диктант,   анализ текста задания типа В4 - В7
  25.09.   Создание официально-деловых текстов с учётом внеязыковых требований. урок-исследование
  27.09.   Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием урок проверки и оценки знаний Знать: изученные орфографические правила. Уметь: применять полученные знания на практике    
  Синтаксис и пунктуация (11 ч.)
  29.09   Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение словосочетаний разных типов.   повторительно-обобщающий Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов. Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.     тестирование, диктант, работа по карточкам задания типа А9
  03.10   Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение предложений разных типов.   повторительно-обобщающий работа по карточкам  
  06.10   Р/р.1 Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева   урок развития речи Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. творческая работа часть С
  10.10.   Р/р. 2Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева   урок развития речи Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. творческая работа часть С
  13.10   Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания. урок-лекция Знать: принципы и функции русской пунктуации, об авторских знаках препинания. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. тестирование, объяснительный диктант задания типа А10, 16, 17
  20.10   Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. урок-семинар Знать: понятие синтаксическая синонимия. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. тестирование, доклад задания типа В8, А22, 23,
  25.10   Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
  27.10   Виды синтаксического разбора.   повторительно-обобщающий Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.   тестирование, работа по карточкам, словарный диктант задания типа А24, 25, 28
  29.10     Обособление обстоятельств и дополнений.
  08.11   Диктант 1 с грамматическим заданием урок проверки и оценки знаний Знать: изученные орфографические правила. Уметь: применять полученные знания на практике    
  10.11   Контрольное тестирование 1 по материалам ЕГЭ (части А и В) урок контроля и оценки знаний Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практика. тестирование части А и В
  Публицистический стиль речи (11 ч.)
  17.11   Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. повторительно-обобщающий Знать: основные признаки публицистического стиля. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.   тестирование, словарный диктант задания типа А30
  20.11   Распознавание текстов публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.   повторительно-обобщающий Знать: основные признаки публицистического стиля. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.   анализ текста задания типа А30
  24.11   Лексические особенности публицистического стиля речи.   урок-исследование Знать: лексические особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в нём. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических средств. тестирование, работа по карточкам, анализ текста задания типа В8
  28.10   Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. урок-исследование
  01.12     Синтаксические особенности публицистического стиля речи. урок-исследование Знать: синтаксические особенности публицистического стиля речи. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств. тестирование, объясни тельный диктант задания типа В8
  05.12   Анализ публицистических текстов с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств.   анализ текста  
  08.12   Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. урок-семинар Знать: жанры публицистики, их особенности. Уметь: подбирать языковые средства для написания собственного очерка.   тестирование, творческая работа, работа по карточкам задания типа А27, 29
  15.12   Р/р.3. Написание сочинения в жанре эссе. урок развития речи Знать: особенности жанра эссе. Уметь: создавать публицистический текст (сочинение в публицистическом стиле - эссе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к нему, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.   творческая работа часть С
  18.12   Р/р.4. Написание сочинения в жанре эссе. урок развития речи Знать: особенности жанра эссе. Уметь: создавать публицистический текст (сочинение в публицистическом стиле - эссе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к нему, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.   творческая работа часть С
  22.12   Устное выступление. Доклад. урок-семинар Знать: «правила» устного выступления; требования к докладам, деловой дискуссии, требования к её участникам, приёмы опровержения. Уметь: создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; уметь различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач. доклады, творческая работа задания типа А1 - А5
  25.12   Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. урок-семинар
  Разговорная речь (8ч.)
  12.01   Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. урок-семинар Знать: особенности разговорной речи, её основные признаки, сферы её использования, назначение. Уметь: отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам. тестирование, доклад, анализ текста задания типа А6 - А10
  16.01   Основные признаки разговорной речи. урок-семинар
  19.01   Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. урок-лекция Знать: фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Уметь: анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. тестирование, анализ текста, работа по карточкам задания типа А15 - А20
  23.01   Морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. урок-лекция
  26.01   Невербальные средства общения.   комбинированный Знать: понятие невербальные средства общения; что такое культура разговорной речи. Уметь: принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма. тестирование, работа по карточкам, творческая работа задания типа А21 - А25
  29.01   Культура разговорной речи.  
  02.02   Р/р.5. Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского. урок развития речи Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение.   творческая работа часть С
  06.02   Р/р.6. Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского. урок развития речи Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение.   творческая работа часть С
  Язык художественной литературы (10ч.)
  09.02   Общая характеристика художественного стиля.   повторительно-обобщающий Знать: особенности художественного стиля. Уметь: выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. тестирование, работа по карточкам задания типа А26 - А31
  12.02     Отличительные особенности языка художественной литературы
  16.02   Язык как первоэлемент художественной литературы. урок-практикум Знать: язык является первоэлементом художественной литературы. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи. тестирование, анализ текста задания типа В1 - В4
  20.02   Анализ текстов художественного стиля с точки зрения темы, идеи.
  23.02   Языковая личность автора в произведении. Подтекст. урок-исследование Знать: понятия: подтекст, языковая личность автора. Уметь: сопоставлять и сравнивать художественные тексты и тексты других стилей речи. тестирование, изложение по тексту художественного стиля задания типа В5 - В7
  26.02   Сопоставление художественных текстов и текстов других стилей речи.
  01.03   Источники богатства и выразительности русской речи. комбинированный Знать: источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. тестирование, сообщения учащихся, выборочный диктант, анализ текста задания типа В8
  04.03   Основные виды тропов и стилистических фигур. комбинированный
  08.03   Р/р.7. Подготовка к сочинению на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» урок развития речи Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) творческая работа часть С
  15.03   Р/р.8. Написание сочинения на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» урок развития речи Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) творческая работа часть С
  Общие сведения о языке (9 ч.)
  22.03   Язык как система. Основные уровни языка.   урок-семинар Знать: об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Уметь: различать разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.     тестирование, доклад, работа по карточкам задания типа А1,2, А7- А10
  28.03   Взаимодействие функциональных разновидностей современного русского литературного языка.   урок-практикум
  05.04   Культура речи. Произносительные нормы современного русского литературного языка. урок-практикум Знать: нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.   тестирование, орфоэпический диктант задания типа А3 - А 6
  09.04   Культура речи. Акцентологические нормы современного русского литературного языка. урок-практикум Знать: нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.   тестирование, орфоэпический диктант задания типа А3 - А 6
  12.04   Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. урок-лекция Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники.   тестирование, работа по карточкам задания типа В8
  16.04   Нормативные словари современного русского языка и справочники.   урок-практикум Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники.        
  19.04   Выдающиеся учёные-русисты. урок-семинар Знать: правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно.     доклады задания типа А11 - А20
  22.04   Выдающиеся учёные-русисты. урок-семинар Знать: правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно.   доклады задания типа А11 - А20
58,59 24.04   Р/Р 9,10. Написание изложения с творческим заданием урок проверки и оценки знаний Знать: изученные орфографические правила. Уметь: применять полученные знания на практике    
  Повторение (10ч.)
  26.04   Повторение. Морфология и орфография. повторительно-обобщающий Знать: понятия «морфология» и «пунктуация». Уметь: определять части речи, выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; применять на практике изученные орфографические правила. тестирование, работа по карточкам задания типа А21 — А31, В2
  01.05   Повторение. Морфологический разбор самостоятельных частей речи.  
  03.05   Повторение. Морфологический разбор служебных частей речи.   повторительно-обобщающий Знать: понятия «морфология» и «пунктуация». Уметь: определять части речи, выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; применять на практике изученные орфографические правила. словарный диктант задания типа А21 — А31, В2
               
  07.05   Повторение. Словообразование и орфография. повторительно-обобщающий Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу. тестирование, работа по карточкам, предупредительный диктант задания типа В1 - В7
  10.05   Повторение. Словообразовательный разбор слова
  13.05   Повторение. Разбор слова по составу урок-практикум Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу.   тестирование, работа над ошибка ми, диктант задания типа В1, В8
  17.05   Контрольное тестирование по теме «Повторение и обобщение изученного». урок проверки и оценки знаний Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практике тестирование части А и В
  20.05   Анализ контрольного тестирования. урок коррекции и систематизации знаний Знать: правила работы над ошибками. Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. тестирование, работа над ошибками части А и В
               
  24.05   Резервный час урок проверки и оценки знаний Знать: особенности работы с изложением. Уметь: применять полученные знания на практике изложение с творческим заданием  
                 
                 

 

3. Организационный раздел.

3.1.Требования к уровню подготовкивыпускников по русскому языку в МБОУ «Денисовская школа» с русским языком обучения.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Согласно ФКГОС (2004) основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников по русскому языку являются основой разработки контрольно-измерительных материалов, определения видов и форм текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний, умений, ведущих компетенций обучающихся. Основными формами контроля на данном этапе обучения являются:изложения,сочинения, диктанты, тестирование

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: