А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»




Грибоедов Александр Сергеевич (1795—1829)

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

А. С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве в дво­рянской семье.

Он получил прекрасное домашнее образование, что позволило ему подрост­ком поступить в Московский университет. В 1810 году Грибоедов окончил уни­верситет, пройдя курс на двух факультетах — юридическом и словесности. Гри­боедов был полиглотом: он знал не только европейские языки, но и арабский, персидский, а также древние языки.

В период войны с Наполеоном в 1812 году Грибоедов поступил добровольцем в армию. В 1817 году поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где знакомится с В. Кюхельбекером, а также со многими будущими декабристами.

Уже через год Грибоедова назначают секретарем русской миссии в Тегеране. С 1822 года он служит секретарем по дипломатической части генерала А. П. Ер­молова, командовавшего русскими войсками на Кавказе.

Свое главное произведение, комедию «Горе от ума», Грибоедов создает в эти же годы. Он работает над комедией в Тифлисе (Тбилиси). Работа была завер­шена в 1824 году в Петербурге. Цензура запретила публиковать пьесу, но, не­смотря на запрет, комедия разошлась по стране в тысячах списков. Небольшие отрывки пьесы были изданы в 1825 году.

А. С. Пушкин, ознакомившись с комедией, так отозвался о ней: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».

В связи с расследованием дела декабристов в 1825 году по подозрению в со­участии Грибоедов был арестован на Кавказе и доставлен в Петербург. Он про­вел в крепости несколько месяцев, пока длилось расследование. Причастность Грибоедова к заговору доказать не удалось, его возвратили в Тифлис.

В апреле 1828 года царь Николай Первый назначает Грибоедова послом в Те­геран. По пути к месту службы Грибоедов на некоторое время останавливается в Грузии. Он женится на юной княжне Нине Чавчавадзе. Но их счастье было недолгим.

Грибоедов вынужден был ехать в Персию, на место службы, где он проявил свои дипломатические таланты, добившись заключения с Персией договора, кото­рый был очень выгоден России, задевая в то же время интересы Великобритании.

В связи с этими событиями разыгралась интрига, результат которой был тра­гическим: 11 февраля 1829 года при разгроме русской миссии в Тегеране Алек­сандр Грибоедов был убит фанатиками-мусульманами.

Грибоедов похоронен в Тифлисе на горе Давида. На надгробной плите его вдова, Нина Чавчавадзе, велела высечь слова: «Ум и дела твои бессмертны в па­мяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Комедия «Горе от ума»

Время и история создания

Комедия «Горе от ума» считается одной из вершин русской драматургии и поэзии.

Пьеса создавалась автором в несколько этапов. В 1816 году, оказавшись в Пе­тербурге на одном из светских вечеров после продолжительного пребывания за границей, Грибоедов был поражен преклонением общества перед иностранцами. Грибоедов публично высказал свое неприятие такого отечественного низкопо­клонства. Общество сочло, что молодой человек сумасшедший, поскольку по­ступает наперекор сложившимся в обществе правилам. Эта ситуация вызвала к жизни саму коллизию пьесы.

В процессе работы над произведением Грибоедов расширил и углубил проблема­тику комедии. В образе главного героя появились черты Петра Чаадаева, сама фа­милия которого подразумевалась в имени Чацкого (сначала она писалась как Чад­ский). Это придало пьесе особенную остроту, поскольку Чаадаев был человеком, находящимся в вызывающей оппозиции по отношению к обществу и государству.

Узнавался в герое комедии Грибоедова и стиль поведения в обществе буду­щих декабристов.

В 1823 году Грибоедов читает отрывки из еще не законченной пьесы. Первая редакция комедии готова к 1824 году.

Цензура запрещает публикацию «Горя от ума», мотивируя тем, что произве­дение написано каким-то «лезгинским» языком, — новаторство произведения кажется его недостатком. В 1825 году Грибоедову удалось опубликовать фраг­мент комедии.

Уже после трагической гибели автора, в 1833 году «Горе от ума» было напе­чатано, хотя с некоторыми купюрами. Из текста комедии были изъяты те ме­ста, где содержатся выпады против придворных нравов, нападки на московское общество, поднимается тема крепостного права, звучат намеки на политические заговоры, сатира на армию.

Но произведение все это время жило и распространялось в списках — чита­тели того времени знали его полный текст. Полная публикация комедии осуще­ствилась только в 1862 году.

Сюжет

Действие происходит в богатом московском доме Фамусова. Длится оно, как и должно в классицистической пьесе, в соответствии с критерием триединства: с утра до вечера одного дня.

Дом живет двойной жизнью: все домочадцы что-то скрывают друг от друга. Софья скрывает от отца свою любовь к мелкому чиновнику, секретарю отца, Молчалину. Молчалин из страха перед начальником, покоряясь прихоти доче­ри, вынужден скрывать свои отношения с ней (сидение ночи напролет за музы- цированием или чтением вслух).

Служанка Лиза хранит тайну госпожи своей Софьи, в то же время не разде­ляя ее увлечения таким ничтожным человеком, как Молчалин. В то же время она скрывает от барыни «шаловливое» поведение ее папеньки по отношению к ней, а также заигрывания Молчалина.

Фамусов, который «монашеским известен поведеньем», пристает к служан­ке Лизе, пока никто не видит, и читает наставления дочери о нравственности. Но более всего он мечтает выдать ее замуж. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» — восклицает он в отчаянии, не понимая, что именно происходит с его дочерью.

В разговоре Лизы и барышни о том, кто больше подошел бы ей в качестве жениха, впервые звучит имя Александра Андреевича Чацкого, который «умен, весел и остер», как говорит о нем Лиза.

Софья раздражена упоминанием этого имени: он хорошо «пересмеять умеет всех» — говорит она о нем. На самом деле она не может простить того, что он три года назад уехал от нее, потому что «охота странствовать напала на него». Софья задета его пренебрежением. Поэтому, когда появляется Чацкий, пылко влюбленный в Софью, примчавшийся «с корабля на бал» — сразу к Фамусо­вым, она с ним подчеркнуто холодна и высокомерна.

Чацкий счастлив видеть Софью, он засыпает ее вопросами, пытаясь растопить лед: что нового в Москве и как поживают их общие знакомые? Чацкий острит, приглашая Софью посмеяться над тем, что когда-то потешало их обоих. Софья отстраненно не поддерживает его веселости и оскорбляется, когда в пылу увлечения он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»). Софья в бешенстве: «Не человек, змея!»

Встреча Фамусова с Чацким сперва протекает дружественно: молодой чело­век — сын друга Фамусова, буквально выросший в этом доме. Фамусов даже приглядывается к Чацкому на предмет его возможного жениховства. Но тот, оза­даченный поведением Софьи и поглощенный ею («Как Софья Павловна у вас по­хорошела!»), рассеянно беседует с отцом возлюбленной. В то же время в разговоре он высказывает свое отношение к «минувшему веку» низкопоклонства и рабства, говоря о том, что настали новые времена: людей «нынче держит стыд в узде».

Фамусов пытается образумить Чацкого, упрекает его в излишней «гордости», говорит о необходимости службы, ставит в пример покойного своего дядю, кото­рый добился чинов и богатства раболепием перед императрицей. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет Чацкий.

Для Фамусова речи Чацкого звучат слишком радикально, он называет его карбонарием и переключается на другого жениха — полковника Скалозуба, ко­торый, по уверению Софьи, «слова умного не выговорил сроду».

Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами. Но его про­движение по службе достигнуто не воинскими подвигами, а ловкостью и удач­ным стечением обстоятельств.

Внезапно вбегает Софья и в панике бросается к окну: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Причина — падение Молчалина, о котором Скалозуб говорит прямо: «треснулся» с лошади.

Чацкого такое поведение Софьи наводит на подозрения об особых отноше­ниях между нею и Молчалиным. Но поверить в это он не может: слишком тот ничтожен. Желая разобраться, он вызывает Молчалина на разговор. Услышав, что талантов у того немного: «умеренность и аккуратность», и что живет он по принципу «надобно ж зависеть от других!», Чацкий убеждает себя в том, что такого любить невозможно.

Но вопрос с Софьей все же для него не разрешен. Для того чтобы разре­шить его, Чацкий намеревается прийти в дом Фамусовых на праздник, который устраивается вечером.

В дом съезжаются гости. Грибоедов тщательно «отбирает» гостей, чтобы представить московский свет во всем его великолепии: в закоснелости, пре­клонении перед всем иностранным, вековыми предрассудками. Типажи гостей очень яркие. Чацкий между ними — чужой и странный. Его речи кажутся всем неуместными. Окончательный приговор выносит глухая и почти выжившая из ума графиня-бабушка: «Чацкий — басурман и вольтерьянец».

Чацкий может говорить только с Софьей, он ищет в ней понимания. Он с не­годованием высказывается о московском дворянстве, которое преклоняется пе­ред «французиком из Бордо». В пылу негодования он снова упоминает Молча­лина, называя его глупцом. Софья решает отомстить Чацкому. И когда один из гостей ее спрашивает, как она находит Чацкого после приезда, она отвечает, что он не в себе.

Ее слова тут же разносятся в различных интерпретациях, суть которых — Чацкий сумасшедший. Софья, невольно пустив этот слух, не пытается ему по­мешать распространяться.

Чацкий утомлен и разочарован. Он так и не узнал, кто владеет сердцем его воз­любленной, но понял, что ему там нет места. Герой чувствует себя чужим среди этих людей. Он собирается уезжать и ждет свой экипаж в прихожей. Появляется старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростертыми объятиями, говорит торопливо и сбивчиво, приглашает Чацкого посетить «се­кретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!»

Чацкий не желает слушать Репетилова. Тот переключается на беседу со Ска­лозубом, потом с Загорецким. Предметом их обсуждения становится сумасше­ствие Чацкого. Репетилов не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий — настоящий сумасшедший. Чацкий, скрытый от разговари­вающих колонной, слышит о себе эту новость и негодует на клеветников.

Он становится свидетелем еще одной разоблачительной сцены: появляется Ли­за, ее внимания добивается Молчалин. Служанка упрекает Молчалина в том, что он неверен барышне, которая его давно ждет. Молчалин говорит, что ухаживает за Софьей, чтобы укрепить свое положение, по-настоящему же ему нравится Лиза.

Не только Чацкий слышит эти признания, но и Софья, у которой открыва­ются глаза на того, в кого она была влюблена: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь».

Наступает момент разоблачения. Молчалин пытается отпереться, но Софья требует, чтобы он сегодня же покинул дом.

Чацкий упрекает Софью в коварстве и неразборчивости. Прибежавший на шум Фамусов возмущен поведением дочери, которая встречается тайно с муж­чиной. Но настоящего размера катастрофы он так и не понимает: Молчалин вовремя исчезает. Гнев отца обрушивается на Чацкого и на дочь, которую он собирается упечь «в деревню, в глушь, в Саратов!». Но более всего он озабочен тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Чацкий горько смеется над собственной слепотой. Восклицая: «Пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!» — он навсегда покидает этот дом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: