РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Направление подготовки: 05.06.01 – Науки о Земле

 

Направленность (профиль): метеорология

 

Квалификация (степень) – Исследователь. Преподаватель-исследователь.

 

 

 

Санкт–Петербург


 

Рекомендована Методическим советом РГГМУ

 

(Протокол №___ от ___ 2015 г.)

 

Составиль:

Есикова Т.В. – к.пед.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук Российского государственного гидрометеорологического университета.

 

 

Рецензент:

Сорокина А.И. - д. психол.н., профессор БГПУ им. М.Акмуллы.

 

Т.В. Есикова, 2015.


Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования» является формирование у аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук готовности к будущей профессиональной педагогической деятельности в вузе в соответствии с целями ОПОП ВО. В целом изучение дисциплины направлено на повышение уровня психологической, педагогической и общей культуры аспирантов.

Основные задачи:

- раскрытие роли и возможностей психологических знаний в самореализации и самоутверждении человека;

- психологическая подготовка аспирантов к предстоящей профессиональной деятельности;

- формирование системы представлений о формах и способах использования психологического знания в решении образовательных задач;

- изучение целей, методов, средств и форм обучения в вузе;

- знакомство с современными педагогическими технологиями;

- изучение способов и методов разработки, выбора и применения оптимальной образовательной технологии и стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;

- изучение методов организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов;

- формирование педагогического мастерства, нравственно-психологического образа педагога.

 

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина "Педагогика и психология высшего профессионального образования" относится к дисциплинам вариативной части образовательной составляющей аспирантской программы послевузовского профессионального образования по подготовке кадров высшей квалификации.

Дисциплина включает в себя изучение современного состояния и результатов исследований в области психологии личности, дидактики высшей школы, психологии высшего профессионального образования. Освоение дисциплины предполагает выполнение аспирантами самостоятельных научно-исследовательских работ (написание рефератов) и методических работ (разработка конспектов лекций и семинарских занятий). Изучение дисциплины происходит в виде лекций и практических занятий, с использованием интерактивных форм общения аспирантов и преподавателя, просмотра видеоматериалов.

Основные разделы курса «Педагогика и психология высшего профессионального образования»: 1-й раздел (модуль) - «Общие проблемы психологии и педагогики ВПО» и 2-й раздел (модуль) - «Психологические особенности преподавания в системе ВПО» требуют предварительного знания следующих дисциплин: общей, возрастной и социальной психологии, педагогики.

Таким образом, дисциплина «Педагогика и психология высшего профессионального образования» является комплексной дисциплиной. Обучающиеся аспиранты должны для ее освоения иметь знания по отдельным разделам фундаментальных дисциплин психологии и педагогики. В процессе обучения они должны приобрести навыки преподавания в вузе.

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции Компетенция
УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
УК-2 Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
УК-3 Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач.
УК-5 Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
ОПК-1 Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследований и информационно-коммуникационных технологий.
ОПК-2 Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
     

В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «Педагогика и психология ВПО» обучающийся должен:

 

Иметь представление:

- о современных тенденциях развития высшего профессионального образования (УК-1, ОПК-2);

- о психологических особенностях развития личности студента и преподавателя высшей школы (УК-5);

- о профессиональной направленности личности (УК-5);

- о роли сознания и самосознания в формировании профессиональной направленности личности преподавателя (УК-5);

- об особенностях творческого самовыражения и профессионального роста (УК-1, УК-5);

- о значении воли, эмоций, потребностей и мотивов в преподавательской деятельности (УК-5);

- об особенностях развития творческих способностей студентов (ОПК-2);

- о различных теориях обучения и развития (ОПК-2).

Знать:

- индивидуально-типологические свойства личности (УК-5);

- особенности творческого самовыражения и профессионального роста преподавателя (УК-1, УК-2, УК-5);

- стили педагогической деятельности в вузе (ОПК-2);

- формы и виды лекций и семинарских занятий (ОПК-2);

- основные психические функции педагогического процесса в вузе (ОПК-2);

- суть и задачи методов психологических исследований (ОПК-1);

- формы контроля учебного процесса (ОПК-2).

Уметь:

- проводить самостоятельные научные исследования в области педагогики и психологии на основе данных тестирования, анкетирования, бесед, наблюдений (ОПК-2);

- разрабатывать учебно-методический инструментарий по профилю подготовки (ОПК-2).

Владеть:

- основами научно-методической работы в высшей школе (ОПК-2);

- педагогическими технологиями преподавания в вузе (ОПК-1, ОПК-2);

- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала (ОПК-1);

- методами психологических исследований (ОПК-1);

- методами формирования навыков самостоятельной работы студентов (ОПК-2).

 

Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования» сведены в таблице.

 


Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Этап (уровень) освоения компетенции Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня)
1. 2. 3. 4. 5.
  Не зачтено Не зачтено Зачет Зачет Зачет
минимальный не владеет слабо ориентируется в терминологии и содержании Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала
не умеет не выделяет основные идеи Способен показать основную идею в развитии Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами Может соотнести основные идеи с современными проблемами
не знает допускает грубые ошибки Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике Понимает специфику основных рабочих категорий Способен выделить характерный авторский подход
базовый не владеет плохо ориентируется в терминологии и содержании Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций Способен сравнивать концепции, аргументировано излагает материал
не умеет выделяет основные идеи, но не видит проблем Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой Аргументировано проводит сравнение концепций по заданной проблематике
не знает допускает много ошибок Может изложить основные рабочие категории Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области
продвинутый не владеет ориентируется в терминологии и содержании В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области
не умеет выделяет основные идеи, но не видит их в развитии Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области
не знает допускает ошибки при выделении рабочей области анализа Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа

 


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Изучается аспирантами 1 года обучения.

 

Структура дисциплины

Очное обучение

№ п/п     Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в актив- ной и интерак- тивной форме, час. Форми- руемые компе- тенции
Лекции Семинар Практич. Самост. работа
  «Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина           Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты.   УК-1 ОПК-2
  Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты.   Ошибка! Ошибка связи. ОПК-2  
  Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. Тест.   Ошибка! Ошибка связи. УК-5 ОПК-2
  Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Тест. Беседа   УК-3 УК-5 ОПК-1  
  Профессионально-личностное развитие студентов         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты.   ОПК-2  
  Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. Ролевая игра.   УК-3 ОПК-2  
  Особенности обучения в высшей школе         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты.   УК-1 УК-2 УК-3
  Психологические теории обучения и развития         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты.   УК-1 УК-2 УК-3 ОПК-2
  Основные педагогические технологии преподавания в вузе         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки.   ОПК-2  
  Формы, методы и средства обучения в высшей школе         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки.   ОПК-2  
  Методика проведения лекций в высшей школе         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки.   ОПК-2  
  Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе         Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки.   ОПК-2  
  Итого: 108 часов              

Заочное обучение

№ п/п     Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. Формы текущего контроля успеваемости Занятия в актив- ной и интерак- тивной форме, час. Форми- руемые компе- тенции
Лекции Семинар Практич. Самост. работа
  «Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина           Рефераты.   УК-1 ОПК-2  
  Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе         Рефераты.   Ошибка! Ошибка связи. ОПК-2  
  Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле         Рефераты.   Ошибка! Ошибка связи. УК-5 ОПК-2
  Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы         Рефераты.   УК-3 УК-5 ОПК-1  
  Профессионально-личностное развитие студентов         Рефераты.   ОПК-2  
  Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза         Рефераты.   УК-3 ОПК-2  
  Особенности обучения в высшей школе         Рефераты.   УК-1 УК-2 УК-3
  Психологические теории обучения и развития         Рефераты.   УК-1 УК-2 УК-3 ОПК-2
  Основные педагогические технологии преподавания в вузе         Методические разработки.   ОПК-2  
  Формы, методы и средства обучения в высшей школе         Методические разработки.   ОПК-2  
  Методика проведения лекций в высшей школе         Методические разработки.   ОПК-2  
  Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе         Методические разработки.   ОПК-2  
  Итого: 108 часов              

 

 

Содержание разделов дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: