РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Направление подготовки: 05.06.01 – Науки о Земле
Направленность (профиль): метеорология
Квалификация (степень) – Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Санкт–Петербург
Рекомендована Методическим советом РГГМУ
(Протокол №___ от ___ 2015 г.)
Составиль:
Есикова Т.В. – к.пед.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук Российского государственного гидрометеорологического университета.
Рецензент:
Сорокина А.И. - д. психол.н., профессор БГПУ им. М.Акмуллы.
Т.В. Есикова, 2015.
Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования» является формирование у аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук готовности к будущей профессиональной педагогической деятельности в вузе в соответствии с целями ОПОП ВО. В целом изучение дисциплины направлено на повышение уровня психологической, педагогической и общей культуры аспирантов.
Основные задачи:
- раскрытие роли и возможностей психологических знаний в самореализации и самоутверждении человека;
- психологическая подготовка аспирантов к предстоящей профессиональной деятельности;
- формирование системы представлений о формах и способах использования психологического знания в решении образовательных задач;
- изучение целей, методов, средств и форм обучения в вузе;
- знакомство с современными педагогическими технологиями;
- изучение способов и методов разработки, выбора и применения оптимальной образовательной технологии и стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
|
- изучение методов организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов;
- формирование педагогического мастерства, нравственно-психологического образа педагога.
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина "Педагогика и психология высшего профессионального образования" относится к дисциплинам вариативной части образовательной составляющей аспирантской программы послевузовского профессионального образования по подготовке кадров высшей квалификации.
Дисциплина включает в себя изучение современного состояния и результатов исследований в области психологии личности, дидактики высшей школы, психологии высшего профессионального образования. Освоение дисциплины предполагает выполнение аспирантами самостоятельных научно-исследовательских работ (написание рефератов) и методических работ (разработка конспектов лекций и семинарских занятий). Изучение дисциплины происходит в виде лекций и практических занятий, с использованием интерактивных форм общения аспирантов и преподавателя, просмотра видеоматериалов.
Основные разделы курса «Педагогика и психология высшего профессионального образования»: 1-й раздел (модуль) - «Общие проблемы психологии и педагогики ВПО» и 2-й раздел (модуль) - «Психологические особенности преподавания в системе ВПО» требуют предварительного знания следующих дисциплин: общей, возрастной и социальной психологии, педагогики.
Таким образом, дисциплина «Педагогика и психология высшего профессионального образования» является комплексной дисциплиной. Обучающиеся аспиранты должны для ее освоения иметь знания по отдельным разделам фундаментальных дисциплин психологии и педагогики. В процессе обучения они должны приобрести навыки преподавания в вузе.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции | Компетенция | |
УК-1 | Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. | |
УК-2 | Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. | |
УК-3 | Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач. | |
УК-5 | Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. | |
ОПК-1 | Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследований и информационно-коммуникационных технологий. | |
ОПК-2 | Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. | |
В результате освоения компетенций в рамках дисциплины «Педагогика и психология ВПО» обучающийся должен:
|
Иметь представление:
- о современных тенденциях развития высшего профессионального образования (УК-1, ОПК-2);
- о психологических особенностях развития личности студента и преподавателя высшей школы (УК-5);
- о профессиональной направленности личности (УК-5);
- о роли сознания и самосознания в формировании профессиональной направленности личности преподавателя (УК-5);
- об особенностях творческого самовыражения и профессионального роста (УК-1, УК-5);
- о значении воли, эмоций, потребностей и мотивов в преподавательской деятельности (УК-5);
- об особенностях развития творческих способностей студентов (ОПК-2);
- о различных теориях обучения и развития (ОПК-2).
Знать:
- индивидуально-типологические свойства личности (УК-5);
- особенности творческого самовыражения и профессионального роста преподавателя (УК-1, УК-2, УК-5);
- стили педагогической деятельности в вузе (ОПК-2);
- формы и виды лекций и семинарских занятий (ОПК-2);
- основные психические функции педагогического процесса в вузе (ОПК-2);
- суть и задачи методов психологических исследований (ОПК-1);
- формы контроля учебного процесса (ОПК-2).
Уметь:
- проводить самостоятельные научные исследования в области педагогики и психологии на основе данных тестирования, анкетирования, бесед, наблюдений (ОПК-2);
- разрабатывать учебно-методический инструментарий по профилю подготовки (ОПК-2).
Владеть:
- основами научно-методической работы в высшей школе (ОПК-2);
- педагогическими технологиями преподавания в вузе (ОПК-1, ОПК-2);
- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала (ОПК-1);
- методами психологических исследований (ОПК-1);
- методами формирования навыков самостоятельной работы студентов (ОПК-2).
Основные признаки проявленности формируемых компетенций в результате освоения дисциплины «Педагогика и психология высшего профессионального образования» сведены в таблице.
Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
Этап (уровень) освоения компетенции | Основные признаки проявленности компетенции (дескрипторное описание уровня) | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
Не зачтено | Не зачтено | Зачет | Зачет | Зачет | |
минимальный | не владеет | слабо ориентируется в терминологии и содержании | Способен выделить основные идеи текста, работает с критической литературой | Владеет основными навыками работы с источниками и критической литературой | Способен дать собственную критическую оценку изучаемого материала |
не умеет | не выделяет основные идеи | Способен показать основную идею в развитии | Способен представить ключевую проблему в ее связи с другими процессами | Может соотнести основные идеи с современными проблемами | |
не знает | допускает грубые ошибки | Знает основные рабочие категории, однако не ориентируется в их специфике | Понимает специфику основных рабочих категорий | Способен выделить характерный авторский подход | |
базовый | не владеет | плохо ориентируется в терминологии и содержании | Владеет приемами поиска и систематизации, но не способен свободно изложить материал | Свободно излагает материал, однако не демонстрирует навыков сравнения основных идей и концепций | Способен сравнивать концепции, аргументировано излагает материал |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит проблем | Выделяет конкретную проблему, однако излишне упрощает ее | Способен выделить и сравнить концепции, но испытывает сложности с их практической привязкой | Аргументировано проводит сравнение концепций по заданной проблематике | |
не знает | допускает много ошибок | Может изложить основные рабочие категории | Знает основные отличия концепций в заданной проблемной области | Способен выделить специфику концепций в заданной проблемной области | |
продвинутый | не владеет | ориентируется в терминологии и содержании | В общих чертах понимает основную идею, однако плохо связывает ее с существующей проблематикой | Видит источники современных проблем в заданной области анализа, владеет подходами к их решению | Способен грамотно обосновать собственную позицию относительно решения современных проблем в заданной области |
не умеет | выделяет основные идеи, но не видит их в развитии | Может понять практическое назначение основной идеи, но затрудняется выявить ее основания | Выявляет основания заданной области анализа, понимает ее практическую ценность, однако испытывает затруднения в описании сложных объектов анализа | Свободно ориентируется в заданной области анализа. Понимает ее основания и умеет выделить практическое значение заданной области | |
не знает | допускает ошибки при выделении рабочей области анализа | Способен изложить основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа | Знает основное содержание современных научных идей в рабочей области анализа, способен их сопоставить | Может дать критический анализ современным проблемам в заданной области анализа |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Изучается аспирантами 1 года обучения.
Структура дисциплины
Очное обучение
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в актив- ной и интерак- тивной форме, час. | Форми- руемые компе- тенции | ||
Лекции | Семинар Практич. | Самост. работа | ||||||
«Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. | УК-1 ОПК-2 | ||||||
Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. | Ошибка! Ошибка связи. ОПК-2 | ||||||
Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. Тест. | Ошибка! Ошибка связи. УК-5 ОПК-2 | ||||||
Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Тест. Беседа | УК-3 УК-5 ОПК-1 | ||||||
Профессионально-личностное развитие студентов | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. | ОПК-2 | ||||||
Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. Ролевая игра. | УК-3 ОПК-2 | ||||||
Особенности обучения в высшей школе | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. | УК-1 УК-2 УК-3 | ||||||
Психологические теории обучения и развития | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Рефераты. | УК-1 УК-2 УК-3 ОПК-2 | ||||||
Основные педагогические технологии преподавания в вузе | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Формы, методы и средства обучения в высшей школе | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Методика проведения лекций в высшей школе | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе | Коллоквиум-дискуссия по вопросам семинара. Сообщения и доклады. Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Итого: 108 часов |
Заочное обучение
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, в т.ч. самостоятельная работа студентов, час. | Формы текущего контроля успеваемости | Занятия в актив- ной и интерак- тивной форме, час. | Форми- руемые компе- тенции | ||
Лекции | Семинар Практич. | Самост. работа | ||||||
«Педагогика и психология высшего профессионального образования» как учебная дисциплина | Рефераты. | УК-1 ОПК-2 | ||||||
Психологические аспекты организации педагогической деятельности в высшей школе | Рефераты. | Ошибка! Ошибка связи. ОПК-2 | ||||||
Личностно-профессиональные характеристики преподавателя наук о Земле | Рефераты. | Ошибка! Ошибка связи. УК-5 ОПК-2 | ||||||
Личностно-профессиональный рост и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы | Рефераты. | УК-3 УК-5 ОПК-1 | ||||||
Профессионально-личностное развитие студентов | Рефераты. | ОПК-2 | ||||||
Общение и сотрудничество в образовательном процессе вуза | Рефераты. | УК-3 ОПК-2 | ||||||
Особенности обучения в высшей школе | Рефераты. | УК-1 УК-2 УК-3 | ||||||
Психологические теории обучения и развития | Рефераты. | УК-1 УК-2 УК-3 ОПК-2 | ||||||
Основные педагогические технологии преподавания в вузе | Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Формы, методы и средства обучения в высшей школе | Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Методика проведения лекций в высшей школе | Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Методика проведения практических и лабораторных занятий в вузе | Методические разработки. | ОПК-2 | ||||||
Итого: 108 часов |
Содержание разделов дисциплины